г. Краснодар |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А32-33920/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - закрытого акционерного общества "Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ"" (ИНН 2301041974, ОГРН 1022300513179) - Одинцов А.В. (доверенность от 01.08.2013), в отсутствие в судебном заседании надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьего лица - администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057), третьего лица - открытого акционерного общества "Госземкадастрсъемка" (ВИСХАГИ) (ИНН 7722789517, ОГРН 1127747072023), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 (судьи Соловьева С.В., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-33920/2012, установил следующее.
ЗАО "Детский санаторно-оздоровительный лагерь "Кавказ"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - орган кадастрового учета) со следующими требованиями:
- о признать сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 в размере 618 504 613 рублей кадастровой ошибкой;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 в размере 71 250 980 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования город-курорт Анапа, ОАО "Госземкадастрсъемка" (ВИСХАГИ).
Заявленные требования мотивированы тем, что в судебном порядке действия органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 по состоянию на 01.01.2007, 01.01.2008, 01.01.2009 признаны незаконными, и на него возложена обязанность указать в государственном кадастре недвижимости кадастровую стоимость земельного участка, равную 71 250 980 рублям (дела N А32-9123/2008, N А32-50978/2009). Наличие указанных судебных актов и отсутствие иного нормативного акта, утверждающего кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674, свидетельствуют о кадастровой ошибке в стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013, в удовлетворении иска отказано. Суды указали, что с 01.01.2010 следует применять распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение N 1202-р), опубликованное 13.09.2009 в газете Кубанские новости. При несогласии истца с кадастровой стоимостью земельного участка надлежащим способом защиты права является иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости. Кроме того, истец не оспорил приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756.
Общество обжаловало судебные акты в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просило суд кассационной инстанции отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы сводятся к следующему. Суды, рассмотрев вопрос о дате вступления в силу распоряжения N 1202-р, не определили возможность применения данного нормативного акта с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 относится к землям особо охраняемых природных территорий. Кадастровая стоимость земельного участка возросла по сравнению с предыдущими периодами более чем в 8 раз. При этом суды не исследовали, какие конкретно факторы явились причиной увеличения кадастровой стоимости земельного участка. Вывод судов о том, что надлежащим способом защиты права является иск об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости неверный. Документы, в которых установлена кадастровая стоимость земельного участка незаконные. Истец требовал внести в ГКН не рыночную стоимость земельного участка, а нормативно установленную. Несостоятелен довод о том, что истец не оспорил приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756, поскольку кадастровая ошибка, связанная с определением кадастровой стоимости, возникла значительно ранее и на основании других документов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения кассационной.
Из материалов дела следует и установлено судами, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 принадлежал обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта N 40300000540 и постановления главы администрации города-курорта Анапа от 05.04.1996 N 302.
По договору от 07.09.2012, зарегистрированному в установленном законом порядке, земельный участок предоставлен обществу на праве аренды.
Земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Анапа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.11.2008 по делу N А32-9123/2008 признаны незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю в части определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка по состоянию на 01.01.2007 и на 01.01.2008. Арбитражный суд обязал орган кадастрового учета привести в соответствие с законом кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2010 по делу N А32-50978/2009 Управления Росреестра по Краснодарскому краю в части установления кадастровой стоимости земельного участка 23:37:0107002:0674 по состоянию на 01.01.2009 в размере 649 334 331 рубля признаны не соответствующими закону действия. Арбитражный суд обязал Управление Росреестра по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:0674 по состоянию на 01.01.2009 в размере 71 250 980 рублей.
Суды руководствовались тем, что нормативный правовой акт, устанавливающий кадастровую стоимость земельного участка, в установленном законом порядке не опубликован.
Общество, полагая незаконным установление кадастровой стоимости отличной от определенной судебными актами, обратилось с иском в суд.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании статьи 66 Земельного кодекса (в редакции действовавшей на момент установления спорной кадастровой стоимости) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу)
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса в ред. федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Цель официального опубликования нормативного правового акта - обеспечить возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
Таким образом, вывод судов о том, что с 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка истца должна определяться на основании распоряжения N 1202-р, является правильным.
Довод заявителя о том, что земельный участок кадастровым номером 23:37:0107002:674 относится к землям особо охраняемых природных территорий, а потому распоряжением N 1202-р нельзя утверждать его кадастровую стоимость, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Факт отнесения одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное или иное особо ценное значение.
Как следует из кадастрового паспорта от 17.07.2012, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0107002:674 относится к землям поселений. Поскольку спорный участок находится на территории земель поселений и особо охраняемой природной территории, оснований для применения ограничений установленных приказом Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 138, отсутствуют.
В рамках избранного способа судебной защиты не могут быть восстановлены права заявителя. В настоящее время в отношении земельного участка установлена кадастровая стоимость на основании приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 (включена в ГКН с 01.01.2012, определена по состоянию на 01.01.2011). После внесения в государственный кадастр недвижимости вновь утвержденной кадастровой стоимости, определенной по результатам кадастровой оценки, сведения о предыдущей кадастровой стоимости из кадастра исключается, что означает отсутствие предмета оспаривания.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2013 по делу N А32-33920/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.