г. Краснодар |
|
20 декабря 2013 г. |
Дело N А22-822/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Мацко Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия (ИНН 0814056468, ОГРН 1020800763169) - Коптева В.А. (доверенность от 16.12.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.07.2013 (судья Карасева С.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А22-822/2013, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Элисте Республики Калмыкия (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) 90 058 рублей 50 копеек финансовой санкции за непредставление индивидуальных сведений за I квартал 2012 года.
Решением суда от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.10.2013, требования удовлетворены со ссылкой на доказанность управлением непредставления министерством в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; обоснованность и правильность расчета суммы штрафа; отсутствие обстоятельств, исключающих вину лица в нарушении требований законодательства и смягчающих ответственность; соблюдение управлением порядка привлечения министерства к ответственности и принятия решения о назначении финансовой санкции.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, управление существенно нарушило процедуру привлечения министерства к ответственности, поскольку акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования рассмотрел начальник управления Инжиев А.М., а решение о привлечении министерства к ответственности принял заместитель начальника управления Мучкинова Т.В.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление выявило факт несвоевременного предоставления министерством индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за I квартал 2012 года, о чем составило акт от 30.07.2012 N 63 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения акта от 30.07.2012 N 63 управление приняло решение от 23.08.2012 N 63 о привлечении министерства к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде 90 058 рублей 50 копеек финансовой санкции, и выставило министерству требование от 21.09.2012 N 63 об уплате финансовой санкции в срок до 15.10.2012.
Неисполнение министерством требования об уплате финансовой санкции в установленный срок послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды удовлетворили требования управления, исходя из доказанности совершения правонарушения, выразившегося в непредставлении министерством в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства; обоснованности и правильности расчета суммы штрафа; отсутствия обстоятельств, исключающих вину министерства в нарушении требований законодательства и смягчающих ответственность за нарушение требований закона.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Несвоевременное представление министерством сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за I квартал 2012 года, подтверждается материалами дела и не оспаривается министерством.
Суды проверили процедуру привлечения министерства к ответственности и установили соблюдение управлением порядка рассмотрения акта проверки и принятия решения о назначении финансовой санкции.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В соответствии со статьями 38 и 39 Закона N 212-ФЗ о выявленных нарушениях составляется акт проверки, который вручается (направляется) проверяемому лицу, имеющему право представить письменные возражения по указанному акту и обосновывающие их документы. Акт проверки и другие материалы проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности. На основании вступившего в силу решения (по истечении 10 дней со дня вручения) проверяемому лицу направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафа.
В решении управления от 23.08.2012 N 63 указано, что начальник управления Инжиев А.М. рассмотрел акт от 30.07.2012 N 63 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, допущенных министерством, в отсутствие лица (надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки), в отношении которого акт составлен; подписал решение управления от 23.08.2012 N 63 заместитель начальника управления Мучкинова Т.В.
Довод министерства о существенном нарушении управлением процедуры привлечения к ответственности (акт проверки рассмотрен одним должностным лицом, а решение о привлечении ответственности подписано другим должностным лицом) подлежит отклонению, поскольку не основан на представленных материалы дела доказательствах.
Согласно представленному в материалы дела приказу управления от 24.07.2012 N 50-о начальник управления Инжиев А.М. с 10.08.2012 по 30.08.2012 пребывал в ежегодном оплачиваемом отпуске, обязанности начальника в этот период исполнял заместитель начальника управления Мучкинова Т.В. Доказательства фактического рассмотрения акта проверки одним должностным лицом и подписания решения другим в материалы дела не представлены. При таких обстоятельствах обоснован довод управления о технической ошибке, допущенной при изготовлении решения управления от 23.08.2012 N 63, принятого заместителем начальника управления Мучкиновой Т.В., фактически рассмотревшей акт проверки.
Доводы кассационной жалобы министерства необоснованны, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 12.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А22-822/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.