Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2023 г. N 49-КАД22-11-К6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Буркиной А.А., Буркина А.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2022 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г. по административному делу N 2а-73 81/2021 по административному исковому заявлению Буркиной А.А., Буркина А.П. о признании незаконным уведомления муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Буркиной А.А., Буркину А.П., несовершеннолетним Б., Б., Б. как многодетной семье на основании договора безвозмездной передачи земельного участка от 10 июня 2016 г. предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ... категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеет обременении, располагается в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.
Постановлением правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 г. N 22 утвержден реестр населенных пунктов Республики Башкортостан, подпадающих в зоны подтоплений (затоплений), вызванных гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами.
В указанный реестр вошло с. Заливной муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан с водным объектом "Юмагузинское водохранилище" с риском катастрофического затопления вследствие аварии на гидротехнических сооружениях.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером ... полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Уведомлением МКУ "Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" от 21 июля 2021 г. со ссылкой на части 6, 7 статьи 67 1 Водного кодекса Российской Федерации Буркиной А.А., Буркину А.П., Б., Б., Б. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в связи с нахождением его в зоне затопления, потопления, что послужило поводом для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г. заявленные требования удовлетворены, оспариваемое уведомление признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность по пересмотру вопроса о выдаче уведомления о соответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2022 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г., решение городского суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, административные истцы, ссылаясь на нарушения судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, просят отменить принятые судами апелляционной и кассационной инстанций по делу судебные акты, оставить в силе решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17 октября 2022 г. административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 27 января 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы об отмене судебных постановлений, Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении и разрешении заявленных исковых требований такие нарушения имели место.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 67 1 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая оспариваемое уведомление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение земельного участка к зоне затопления (подтопления) не устанавливает безусловного запрета на индивидуальное жилищное строительство, сославшись на положения части 7 статьи 67 1, пунктов 1 и 17 статьи 24, пункта 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающих обязанность собственника водного объекта осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, с судебным актом которого согласилась судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции, установил, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (зоне затопления и подтопления), и сделал вывод о том, что в силу вышеприведенного правового регулирования установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, в связи с чем полагал правомерным оспариваемое уведомление.
Затопление и подтопление, согласно пункту 16 статьи 1, части 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты, в целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Ограничения использования земельных участков, расположенных в зонах затопления и подтопления, изложены в статье 67 Водного кодекса Российской Федерации, в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67 1 Водного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем из буквального содержания указанных норм права, изложенных в статье 67 1 Водного кодекса Российской Федерации, не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства уже должны быть возведены.
В соответствии со статьей 51 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.
Более того, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на земельных участках, расположенных в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.
Генеральный план Наумовского сельского поселения Стерлитамакского муниципального района Республики Башкортостан, утвержденный решением Совета упомянутого сельского поселения 7 июня 2017 г. N 22/150, содержит сведения о наличии комплекса мероприятий по инженерной защите территорий от временного затопления и возможного катастрофического затопления, в том числе земель в селе Заливной.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты постановлены с существенными нарушениями норм материального и норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 апреля 2022 г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 июля 2022 г. отменить, решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 г. оставить в силе.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2023 г. N 49-КАД22-11-К6
Опубликование:
-