Решение Самарского областного суда от 15 декабря 2022 г. N 3а-2268/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2268/2022 по административному исковому заявлению ООО "О." к Думе г.о. Отрадный Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части, установил:
ООО "О." (далее также - административный истец, общество) обратилось с административным иском к Думе г.о. Отрадный Самарской области в котором просит признать недействующим со дня принятия подпункт 7.1.5 пункта 7 Приложения N 1 к Решению Думы городского округа Отрадный Самарской области ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Отрадный Самарской области" (далее Решение N 271) в редакции Решения Думы городского округа Отрадный Самарской области ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в решение Думы городского округа Отрадный от 30.09.2008 N 271 "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Отрадный" (далее Решение N 123) в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков "Объекты легкой промышленности: прочие" в размере 0,035.
В обоснование заявленных требований указывается, что постановлением Администрации г.о. Отрадный от 20.01.2022 N 50 обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером N в аренду сроком на 49 лет с видом разрешённого использования: склады.
20.01.2022 между Комитетом по управлению имуществом городского округа Отрадный Самарской области и ООО "О." заключен договор аренды N 01/22 земельного участка с кадастровым номером N
Данным договором аренды предусмотрена обязанность арендатора об оплате задолженности за период с 10.10.2019 до 19.01.2022 в размере 1 332 605 руб. (абз. 2 п. 2.1), расчет которой за период с 10.10.2019 до 25.05.2021 произведен с применением коэффициента вида использования земельного участка в размере 0,035, установленного оспариваемым нормативным правовым актом, что следует из приложений к настоящему договору.
Указанное также следует из ответа Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому по договору аренды за пользование земельным участком с кадастровым номером N за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена арендная плата за земельный участок с применением коэффициента вида использования земельного участка "Объекты легкой промышленности: прочие" - 0,035, утвержденного подпунктом 7.1.5 пункта 7 Приложения N к Решению N в редакции Решения N.
Просит проверить оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации N).
Представитель ООО "О." ФИО3 (по доверенности) административный иск поддержал по основаниям в нем изложенным.
Представителем Думы г.о. <адрес> в судебное заседание направлен отзыв, в котором представитель административного ответчика просит отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме в связи с пропуском административным истцом трехмесячного срока на подачу административного искового заявления. Также указывается, что Решение N и все изменения к нему признаны утратившими силу с одновременным утверждением с учетом принцип экономической обоснованности, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации N, коэффициента вида использования земельного участка, применяемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории г.о. Отрадный. В связи с тем, что Решение N и все изменения к нему признаны утратившими силу, просит прекратить производство по настоящему делу по данному основанию.
Заинтересованные лица: Комитет по управлению имуществом городского округа <адрес>, Администрация городского округа <адрес>, Глава городского округа <адрес> в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены в установленном законом порядке.
Выслушав представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Решение N опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в издании "Рабочая трибуна"N (6178), и вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 7 Решения).
Решениями Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в Решение N вносились изменения.
Решением N в Приложении N "Коэффициент вида использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа <адрес> и предоставляемых для целей, не связанных со строительством (Кв)" в новой редакции изложен (в числе прочего) подпункт 7.1.5 пункта 7. Коэффициент вида использования земельных участков "Объекты легкой промышленности: прочие". Данный коэффициент установлен в размере 0,035 (вместо ранее действовавшего коэффициента - 0,05).
Решение N опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в издании "Рабочая трибуна" N (6596), вступило в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3 Решения).
В силу пунктов 1, 3 статьи 39.7, пунктов 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (статья 39.7 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждены Основные принципы определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Указанным Постановлением Правительство Российской Федерации устанавливает основные принципы определения арендной платы, в частности: принцип экономической обоснованности, который предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляемым деятельность на таком земельном участке.
С учетом единства экономического пространства правовой системы Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в силу закона размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации г.о. Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ N административному истцу предоставлен земельный участок с кадастровым номером N в аренду сроком на 49 лет с видом разрешённого использования: склады.
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом городского округа <адрес> и ООО "О." заключен договор аренды N данного земельного участка.
Договором аренды предусмотрена обязанность арендатора об оплате задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 332 605 руб. (абз. 2 п. 2.1), расчет которой за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ произведен с применением коэффициента вида использования земельного участка в размере 0,035, установленным оспариваемым нормативным правовым актом, что следует из приложений к настоящему договору и не оспаривается административным ответчиком и заинтересованными лицами.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также Уставу муниципального образования.
Проверяя доводы административного истца о противоречии Решения N в редакции Решения N в оспариваемой им части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит, что данные доводы нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Критериями при определении доходности земельного участка являются категория земель и их разрешенное использование. Кроме того, при принятии нормативного правового акта об установлении арендной платы за землю, помимо оценки категории земель и разрешенного использования земельных участков, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Подпунктом 7.1.5 пункта 7 Приложения N к Решению N в редакции Решения N коэффициент вида использования земельных участков "Объекты легкой промышленности: прочие" установлен в размере 0,035.
При этом административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что Думой г.о. <адрес> либо Администрацией г.о. <адрес> проводились какие-либо расчеты в целях обоснованности введения дифференциации (увеличения) размера коэффициента от кадастровой стоимости для расчета арендной платы в зависимости от вида целевого использования земельного участка.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что установление коэффициента от вида целевого использования земельного участка, в отсутствие экономического анализа и оценки факторов, влияющих на уровень его доходности, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Доводы представителя Думы г.о. <адрес> о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд, а также о необходимости прекращения производства по делу в связи с признанием оспариваемого нормативного правового акта утратившим силу, не могут быть приняты во внимание.
В силу части 6 статьи 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
В силу разъяснений, приведенных в восьмом абзаце пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", не является препятствием для обращения в суд прекращение действия оспариваемого нормативного правового акта на день подачи соответствующего заявления в случае, когда нормативный правовой акт, срок действия которого истек, продолжает применяться к определенным видам правоотношений.
Несмотря на то, что срок действия оспариваемого Решения истек, оно продолжает применяться к отношениям с обществом в рамках заключенного договора аренды, где для обоснования суммы задолженности административного истца в расчете использован коэффициент, установленный данным решением - 0,035.
Иные доводы административного ответчика не могут служить поводом для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку не опровергают вывод о незаконности оспариваемого положения нормативного правового акта по вышеуказанным основаниям.
Согласно статье 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям абзаца 5 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" при удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 1 части 2, пункт 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку оспариваемое в части Решение имело ограниченный срок действия, утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. (Данная правовая позиция изложена в Апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-2, от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-3, от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-20, от ДД.ММ.ГГГГ N-АПА19-17, от ДД.ММ.ГГГГ N-АПГ18-7, от ДД.ММ.ГГГГ N-АПГ18-13).
Определяя момент, с которого оспариваемое положение нормативного правового акта должно быть признано недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оспариваемая норма подлежит признанию не действующей с ДД.ММ.ГГГГ - даты начала ее применения к административному истцу, исходя из условий договора аренды N земельного участка с кадастровым номером N от ДД.ММ.ГГГГ.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании административного органа "Рабочая трибуна" в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление ООО "О." удовлетворить частично.
Признать недействующим с ДД.ММ.ГГГГ подпункт 7.1.5 пункта 7 Приложения N к Решению Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа <адрес>" в редакции Решения Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в решение Думы городского округа Отрадный от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении коэффициентов, применяемых при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Отрадный" в части, устанавливающей коэффициент вида использования земельных участков "Объекты легкой промышленности: прочие" в размере 0,035.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании административного органа "Рабочая трибуна" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 15 декабря 2022 г. N 3а-2268/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании