Решение Самарского областного суда от 7 декабря 2022 г. N 3а-1965/2022
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1965/2022 по административному исковому заявлению К.Б.А. к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативных правовых актов в части, установил:
К.Б.А. (далее также - административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил Признать недействующими со дня его принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N 25199 нежилого помещения с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N 19427 нежилого помещения с кадастровым номером N
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно акта осмотра объекта недвижимости в нежилом помещении отсутствуют признаки фактического его использования как объекта офисного и торгового назначения, как объекта общественного питания и бытового обслуживания. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности В.С.И. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о. Самара не направили в суд представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования К.Б.А. подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением <адрес> Министерство имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N уполномочено органом исполнительной власти <адрес> на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений <адрес> изданы вышеуказанные приказы, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019, 2020 годы.
Факт включения объекта недвижимости в соответствующие перечни подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Соответствующие приказы опубликованы в установленном законом порядке: Приказ министерства N от ДД.ММ.ГГГГ опубликован на официальном сайте <адрес> и в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), ДД.ММ.ГГГГ. Приказ министерства от ДД.ММ.ГГГГ N опубликован на официальном сайте <адрес> и в издании "Волжская коммуна". N 158 (30741), ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 66,9 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, подвал, комнаты NN, 2, 3, 4, 5, 6,10.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное помещение имеет наименование и назначение: нежилое помещение.
Нежилое помещение с кадастровым номером N расположено в здании многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N.
Сведения о земельном участке по адресу: <адрес>, р-н Ленинский, <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
В техническом паспорте нежилого помещения отсутствуют сведения о назначении помещений, в нем расположенных.
Суду представлен акт осмотра, выполненный ДД.ММ.ГГГГ государственным бюджетным учреждением <адрес> "Ц.", из которого следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются помещения для размещения торгово-выставочного оборудования (64,2 кв. м), санузел (2,2 кв. м), коридор, лестница (8,2 кв. м).
Согласно акта осмотра объекта недвижимости, произведенного ДД.ММ.ГГГГ ООО "С.", представленного в ходе рассмотрения административного дела Nа-715/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими нормативных правовых актов в части, в нежилом помещении с кадастровым номером N отсутствуют признаки фактического использования нежилого помещения как объекта офисного и торгового назначения, объекта общественного питания или бытового обслуживания.
Согласно пояснениям представителя административного истца, и актам приема-передачи на ответственное хранение музыкальных инструментов группы Saudis от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в нежилом помещении, включенном в Перечни, хранятся музыкальные инструменты и аксессуары группы Saudis, переданные на ответственное хранение ФИО2.
Доказательств, подтверждающих факт использования нежилого помещения в качестве офисного или торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Доводы Министерства имущественных отношений <адрес> о том, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что на первом этаже данного многоквартирного жилого дома расположен магазин музыкальных инструментов, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку нежилое помещение, включенное в Перечни, располагается не на первом этаже, а в подвале. Доказательств тому, что в нем осуществляется торговая деятельность, либо деятельность по оказанию бытовых услуг населению - суду не представлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020, 2021), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административный иск ФИО2 удовлетворить.
Признать недействующими со дня его принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории <адрес>, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 7 декабря 2022 г. N 3а-1965/2022
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании