г. Краснодар |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А32-36891/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Кубаньжелдормаш" (ИНН 2302008722, ОГРН 1022300063265) - Мойса М.А. (доверенность от 25.10.2013), в отсутствие заинтересованного лица - отдела надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Кубаньжелдормаш" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А32-36891/2012 (судьи Соловьева М.В., Сулименко О.А., Филимонова С.С.), установил следующее.
ЗАО "Кубаньжелдормаш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к отделу надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - отдел) со следующими уточненными требованиями:
- признать недействительным с 15.05.2012 предписание от 14.05.2012 N 326/1/1-73,
- признать незаконными с 15.05.2012 решения и действия (бездействие) должностных лиц отдела при проведении проверки в части вмененных обществу требований предписания от 14.05.2012 N 326/1/1-73.
Решением суда от 23.04.2013 (судья Руденко Ф.Г.) удовлетворено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования и восстановлен срок на обжалование предписания от 14.05.2012 N 326/1/1-73, признано недействительным предписание от 14.05.2012 N 326/1/1-73 как несоответствующее положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд указал, поскольку Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), нарушение положений которых вменено обществу, признаны утратившими силу, предписание не подлежало исполнению. Процессуальных нарушений при проведении проверки не установлено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2013 изменено решение суда от 23.04.2013 в части. Пункт два изложен в следующей редакции: "Отказать закрытому акционерному обществу "Кубаньжелдормаш" в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности г. Армавира Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 14.05.2012 N 326/1/1-73". В остальной части решение суда оставлено без изменений.
Судебный акт мотивирован тем, что общество не доказало, что предписание отдела является незаконным и не подлежит исполнению.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 21.08.2013 в части касающейся требований пожарной безопасности, оставить в силе решение суда от 23.04.2013 в соответствующей части. Податель жалобы указывает, что на момент составления предписания ППБ 01-03 утратили силу. Административный орган не указал нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила N 390). Указание суда апелляционной инстанции на нарушение НПБ 110-03, НПБ 104-03, НПБ 88-2001*, СНиП 2.04.02-84*, СНиП 21-01-97*, СНиП 31-03-2001, СНиП 2.07.01-89* необоснованно, поскольку они не относятся к нормативным документам и не подлежат обязательному применению. Предписание не содержит указания, какие конкретно статьи Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) нарушены. Вопросы по чрезвычайным ситуациям не относятся к пожарной безопасности и не являлись предметом рассмотрения в суде.
В отзыве на кассационную жалобу отдел считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 04.04.2012 N 326 отдел провел проверку исполнения предписания от 12.12.2011 N 826/1/1-86, в результате которой установил его неисполнение. Отдел составил акт от 14.05.2012 N 326 и выдал обществу предписание от 14.05.2012 N 326/1/1-73, которым предписано в срок до 15.09.2012 устранить выявленные нарушения в части пожарной безопасности:
1) общие мероприятия по предприятию:
- здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (НПБ 110-03, НПБ 104-03, НПБ 88-2001*),
- не заключен договор на ежемесячное техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности (пункт 96 ППБ 01-03),
- электропроводка выполнена не в соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) (пункт 57 ППБ 01-03),
- помещения зданий не доукомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (пункт 108 ППБ 01-03, приложение 3),
- имеющиеся первичные средства пожаротушения (огнетушители) своевременно не проверяются и не перезаряжаются и не соответствуют классу пожара (пункты 4, 17 ППБ 01-03, приложение 3),
- сети внутреннего противопожарного водоснабжения не проверяются два раза в год (весной и осенью) (пункт 89 ППБ 01-03),
- шкафы пожарных кранов выполнены несертифицированными (пункт 3 ППБ 01-03, НПБ 151-00),
- имеющиеся источники противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения не обеспечивают требуемый расход воды на нужды пожаротушения (пункт 3 ППБ 01-03, СНиП 2.04.02-84*),
- не установлены указатели, объёмные со светильниками или плоские со светоотражающими покрытиями, по направлению к источникам противопожарного водоснабжения для целей наружного пожаротушения и непосредственно перед ними (пункт 90 ППБ 01-03),
- пожарные щиты на территории не доукомплектованы согласно нормам (пункт 22 ППБ 01-03, приложения 3, таблица 4),
- не определены и не обозначены на дверях всех производственных и складских зданий категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон по правилам устройства электроустановок (ПУЭ) (пункт 33 ППБ 01-03),
- отсутствуют журналы учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (пункт 15 ППБ 01-03, приложения 3),
- инструктаж работников предприятия о мерах пожарной безопасности проводится не на должном уровне с записями в специальные журналы (пункт 7 ППБ 01-03),
- здания на территории не оборудованы системами молниезащиты (пункт 3 ППБ 01-03, СО 153.34.21.122-2003),
- не разработана декларация о пожарной безопасности на предприятии (пункт 3 ППБ 01-03, статья 64 Технического регламента),
- допускается курение в помещениях зданий и на территории (пункт 25 ППБ 01-03),
- отсутствуют планы эвакуации людей в случае пожара в зданиях, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2002 (пункт 1 б ППБ 01-03),
2) административное здание литера "Щ" (новое заводоуправление):
- люк выхода на чердак выполнен непротивопожарным 2-го типа (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 8.4 СНиП 21-01-97*),
- двери, ведущие из лестничных клеток в поэтажные коридоры, не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.18* СНиП 21-01-97*),
- допускается отделка стен на путях эвакуации горючими материалами (МДФ) (пункт 53 ППБ 01-03),
- допускается установка на окнах глухих металлических решёток (пункт 40 ППБ 01-03),
- высота и ширина эвакуационного выхода с первого этажа здания, расположенного под лестничным маршем, не соответствует требованиям (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.16 СНиП 21-01-97*),
3) административное здание часть литеры "Б" (старое заводоуправление):
- допускается отделка пола на путях эвакуации горючими материалами (линолеум) (пункт 53 ППБ 01-03),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
- двери в лестничную клетку на первом и втором этажах не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.18* СНиП 21-01-97*)
- допускается устройство бытовки под лестничным маршем с хранением в ней горючих материалов (пункт 40 ППБ 01-03),
- отсутствует второй эвакуационный выход с первого и второго этажей здания (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.13* СНиП 21-01-97*),
- на первом этаже здания в месте расположения эвакуационного выхода из здания в месте перепада высот в полу менее 45 см отсутствует пандус с уклоном 1:6 (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.28* СНиП 21-01-97*),
- деревянные конструкции кровли здания не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, таблица 4*),
- не выдержано противопожарное расстояние до здания нового заводоуправления (требуется не менее 8 м, фактически 6 м) (пункт ППБ 01-03, СНиП 2.07.01-89*, приложения 1*, таблица 1*),
- проезд между зданиями старого и нового заводоуправлений для пожарной техники закрыт (пункт 23 ППБ 01-03),
4) здание клуба литера "С":
- допускается отделка пола (дерево) и стен (МДФ) на путях эвакуации горючими материалами (пункт 53 ППБ 01-03),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
- деревянное покрытие сцены не подвергнуто глубокой огнезащитной пропитке (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 1.4.4 СНиП 2.08.02-89*),
- не выдержано противопожарное расстояние до здания нового заводоуправления (требуется не менее 8 м, фактически 1 м) (пункт 3 ППБ 01-03, СНиП 2.07.01-89*, приложение 1*, таблица 1*),
5) здание сборочного цеха литера "Т":
- деревянные конструкции кровли здания не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
6) здание цеха гальваники литера "Ч":
- вентиляционные каналы периодически не очищаются от горючих отходов (пункт 78 ППБ 01-03),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
7) инструментальный участок, материальные склады, гаражи, раздевалки:
- деревянные и металлические конструкций кровли зданий не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*, таблица 4*),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
- допускается установка на окнах глухих металлических решеток (пункт 40 ППБ 01-03),
- допускается загромождение и закрытие на ключ эвакуационного выхода со 2-го этажа (пункт 52, 53 ППБ 01-03),
- наружные пожарные лестницы не подвергнуты эксплуатационным испытаниям (пункт 41 ППБ 01-03),
8) старый склад готовой продукции литера "О" - деревянные конструкции кровли здания не обработаны огнезащитным составом (СНиП 21-01-97*, таблица 4*),
9) литейный цех (литера "Ф"), контора цеха, лаборатория, участок цветного литья:
- не выполнено открывание створок световых фонарей, расположенных в кровле здания, механизированным способом (с включением механизмов открывания у выходов из здания), дублированным ручным управлением (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.13 СНиП 31-03-2001),
- отсутствует противопожарная дверь из административного здания в цех (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 74 СНиП 21-01-97*),
- двери в лестничную клетку на первом и втором этажах здания конторы не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 6.18* СНиП 21-01-97*),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
- допускается отделка пола на путях эвакуации в здании конторы и лаборатории горючими материалами (линолеум) (пункт 53 ППБ 01-03),
- люк выхода на чердак здания лаборатории выполнен не противопожарным 2-го типа (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 84 СНиП 21-01-97*),
- люк выхода на чердак здания лаборатории не закрыт на ключ, отсутствуют информации на люках о месте хранения ключей от них (пункт 44 ППБ 01-03),
- отсутствует противопожарная дверь из здания лаборатории в цех (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 74 СНиП 21-01-97*),
- отсутствует стационарная лестница выхода на чердак здания лаборатории (пункт ППБ 01-03, пункт 84 СНиП 21-01-97*),
10) кузнечно-заготовительный цех, контора:
- деревянные и металлические конструкции кровли здания не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, таблица 4* СНиП 21-01-97*),
- не выполнено открывание створок световых фонарей, расположенных в кровле здания, механизированным способом (с включением механизмов открывания у выходов из здания), дублированным ручным управлением (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 5.13 СНиП 31-03-2001),
11) механический участок:
- отсутствует противопожарная дверь из помещений бытовок в цех (пункт 3 ППБ 01-03, пункт 74 СНиП 21-01-97*),
- допускается установка на окнах глухих металлических решеток (пункт 40 ППБ 01-03),
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
- деревянные и металлические конструкции кровли зданий не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, таблица 4* СНиП 21-01-97*),
11) ремонтный участок:
- допускается установка на окнах глухих металлических решёток (пункт 40 ППБ 01-03),
- допускается отделка пола на путях эвакуации в здании конторы и лаборатории горючими материалами (линолеум) (пункт 53 ППБ 01-03),
12) покрасочные цеха:
- помещения не оборудованы системой автоматического пожаротушения (пункт 3 ППБ 01-03, таблица 3 НПБ 110-03),
- металлические конструкции кровли зданий не обработаны огнезащитным составом (пункт 3 ППБ 01-03, таблица 4 СНиП 21-01-97*),
13) участок гидравлики - электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
14) столярный цех:
- электролампы не оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника (пункт 60 ППБ 01-03),
15) нарушения в области чрезвычайных ситуаций:
- отсутствуют функциональные обязанности членов КЧС и ПБ (статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ); пункты 2, 3, 6, 7, 8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; пункт 48 приказа МЧС РФ от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (далее - приказ N 105)),
- отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации (статья 14 пункта "в" Закона N 68-ФЗ; пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций"; пункты 2, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "Об утверждении положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - постановление N 547); пункты 61, 62, 63 приказа N 105),
- отсутствует свидетельство проведении обучения председателя КЧС и ПБ организации (статья 14 пункта "в" Закона N 68-ФЗ, постановление N 547, пункты 2, 6. 61, 62, 63 приказа N 105, пункты 5, 9 приказа МЧС Российской Федерации от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований"),
- отсутствует декларация промышленной безопасности опасных производственных участков объектов (часть 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пункт 45 приказа N 105),
- отсутствует распорядительный документ о создании комиссии по повышению устойчивости функционирования организации в чрезвычайных ситуациях (пункт "б" статьи 14 Закона N 68-ФЗ),
- отсутствуют отчетные документы о спланированных и проведенных мероприятиях и выполнении решений комиссии (пункт "б" статьи 14 Закона N 68-ФЗ).
В порядке статей 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество 29.11.2012 обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
На основании статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Во исполнение статьи 16 Закона о пожарной безопасности разработаны Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), вступившие в законную силу 15.05.2012, за исключением отдельных положений этого документа, вступивших в силу с 01.09.2012.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.05.2012 N 306 признаны утратившими силу требования ППБ 01-03. В письме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.05.2012 N 19-2-4-1940, указано, что с даты вступления в силу Правил противопожарного режима не следует руководствоваться требованиями ППБ 01-03.
Предписание на момент его выдачи соответствовало действующим на тот момент нормам пожарной безопасности, в том числе ППБ 01-03.
Удовлетворяя требования общества в этой части, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент вынесения оспариваемого предписания - 14.05.2012, оно являлось законным и обоснованным, но к сроку, установленному оспариваемым предписанием для устранения выявленных проверкой нарушений требований ППБ 01-03 у заявителя отсутствовала обязанность по устранению выявленных нарушений требований ППБ 01-03, поскольку они признаны утратившими силу согласно Приказу МЧС России от 31.05.2012 N 306.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие у общества оснований не исполнять предписание. Вменяемые обществу в пунктах 326/1/1-2, 326/1/1 4, 326/1/1-5, 326/1/1-6, 326/14/1-10, 326/1/1-11, 326/1/1-13, 326/1/1-16, 326/1/1-26, 326/1/1-38, 326/1/1-43, 326/1/1-49, 326/1/1-52 предписания нарушения требований пожарной безопасности аналогичны требованиям, установленным в пунктах 63, 70, 61, приложениях 5, 6, 20, 3, 14, 23, 50, 26, 42, 43 Правил противопожарного режима. Доводы отдела в этой части обществом не опровергнуты.
Суд апелляционной инстанции откладывал рассмотрение апелляционной жалобы, предлагал обществу проанализировать пункты предписания, исходя из действующих норм с учетом доводов апелляционной жалобы, однако, общество не представило свои объяснения по данному вопросу.
Суд апелляционной инстанции правильно указал, что отмена ППБ 01-03 не означает отмены требований пожарной безопасности.
Кроме того, как видно из оспариваемого предписания отдела обществу вменено не только нарушение ППБ 01-03, но также других нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере пожарной безопасности (Технический регламент, НПБ 110-03, НПБ 104-03, НПБ 88-2001*, СНиП 2.04.02-84*, СНиП 21-01-97*, СНиП 31-03-2001, СНиП 2.07.01-89*).
Подлежит отклонению ссылка общества на то, что НПБ 110-03, НПБ 104-03, НПБ 88-2001*, СНиП 2.04.02-84*, СНиП 21-01-97*, СНиП 31-03-2001, СНиП 2.07.01-89* не имеют признаков нормативного акта и не обязательны к применению.
Технический регламент, являясь федеральным законом и определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), предусматривает, что со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям Технического регламента (статья 151).
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 по делу N А32-36891/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.