г. Краснодар |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А32-8926/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании представителей заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каледина Александра Александровича (ИНН 619006850634, ОГРНИП 306233030500012) - Майстровского Р.А. (доверенность от 12.11.2012), в отсутствие представителей органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования Динской район (ИНН 2330024645, ОГРН 1022303619140), управления имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (ИНН 2330016676, ОГРН 1022303616279), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Савосьева М.А., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Динской район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2013 (судья Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Величко М.Г.) по делу N А32-8926/2013, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Каледин Александр Александрович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Динской район (далее - администрация), управлению имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (далее - управление) о признании недействительным выраженного в письме от 20.03.2013 решения об отказе в предоставлении крестьянскому хозяйству в аренду на 10 лет земельного участка площадью 65 566 кв. м с кадастровым номером 23:07:0301029:41, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район, пос. Южный, ул. Северная, 63/в, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным сельскохозяйственным использованием (далее - земельный участок), о понуждении к принятию соответствующего решения и направлению заявителю проекта договора аренды земельного участка в течение соответственно 14 и 21 дня с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2013, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы соблюдением главой хозяйства порядка подачи заявления о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, а также отсутствием в рассматриваемом случае необходимости соблюдения публичных процедур.
Управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к недопустимости предоставления земельного участка в аренду заявителю без заблаговременного опубликования сведений об этом и проведения торгов, в том числе с целью соблюдения прав третьего лица, имеющего преимущественное право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что глава хозяйства обратился к администрации с заявлениями от 12.10.2011 и 14.03.2013 о предоставлении земельного участка в аренду на десять лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства.
В письме от 20.03.2013 управление отказало в предоставлении земельного участка со ссылкой на наличие в отношении него судебных споров.
Отказ в предоставлении земельного участка в аренду явился основанием обращения главы крестьянского хозяйства в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленумов N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Закона N 101-ФЗ).
Согласно статье 81 Земельного кодекса гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в статье 12 Закона N 74-ФЗ, в силу которой граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В заявлении должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение), испрашиваемое право на них (собственность или аренда), условия их предоставления (за плату или бесплатно), срок аренды, обоснование размеров земельных участков, их предполагаемое местоположение.
По смыслу названной нормы, предполагающей утверждение и выдачу заявителю органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, заключение соответствующего договора, применение установленной статьей 12 Закона N 74-ФЗ процедуры возможно только по отношению к земельным участкам, не образованным в порядке, установленном главой I.1. Земельного кодекса.
Вместе с тем, многочисленной судебной практикой применения вышеназванных нормативных положений действие последних распространяется и на оборот образованных в смысле главы I.1. Земельного кодекса земельных участков.
Установив преследуемую заявителем, относящимся к категории специальных субъектов, цель предоставления земельного участка (создание (расширения) фермерского хозяйства и осуществление его деятельности), соответствие заявления по форме и содержанию установленным статьей 12 Закона N 74-ФЗ требованиям, наличие необходимого пакета документов, отсутствие аналогичных заявлений от иных глав крестьянских (фермерских) хозяйств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у главы хозяйства права на получение земельного участка в аренду без публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка, вытекающего из норм Закона N 74-ФЗ, имеющих приоритет по отношению к положениям статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Выводы судебных инстанций соответствуют сложившейся, в том числе в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа, судебной практике применения названных норм (постановления от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009 и от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011).
Суды сочли недоказанным факт того, что предоставлением земельного участка главе хозяйства ущемлены права третьего лица. Соответствующий вывод основан на оценке постановления администрации от 10.10.2012 N 1761 "Об отмене отдельных постановлений администрации муниципального образования Динской район".
Арбитражному суду статьей 71 Кодекса вменена в обязанность оценка каждого доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на его всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, в том числе на предмет достоверности, то есть соответствия содержащихся в доказательстве сведений действительности. Результаты такой оценки суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия доказательства или отказа в этом.
В соответствии с отраженным в постановлении от 06.03.2012 N 12505/11 правовым подходом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации с точки зрения состязательности как основы судопроизводства в арбитражном суде нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Согласно части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся нарушения предоставлением земельного участка главе хозяйства прав третьего лица, имеющего преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, по существу направлены на признание судом кассационной инстанции в нарушение приведенного процессуального положения обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций и отвергнутых как не подтвержденных надлежащими доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287 и 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2013 по делу N А32-8926/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы судебных инстанций соответствуют сложившейся, в том числе в Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа, судебной практике применения названных норм (постановления от 17.07.2009 по делу N А32-22125/2008, от 28.07.2009 по делу N А32-22126/2008, от 31.07.2009 по делу N А32-22127/2008, от 05.02.2010 по делу N А63-6672/2009 и от 01.03.2012 по делу N А63-3652/2011).
...
Доводы кассационной жалобы, касающиеся нарушения предоставлением земельного участка главе хозяйства прав третьего лица, имеющего преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок, по существу направлены на признание судом кассационной инстанции в нарушение приведенного процессуального положения обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций и отвергнутых как не подтвержденных надлежащими доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом норм права (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2013 г. N Ф08-8448/13 по делу N А32-8926/2013
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8448/13
09.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15011/13
22.08.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13875/13
26.06.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-8926/13