г. Краснодар |
|
31 декабря 2013 г. |
Дело N А25-13/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092, ОГРН 1097746358412) - Сергеевой Г.С. (доверенность от 01.01.2013) и Сумбатовой А.А. (доверенность от 28.03.2013), от заинтересованного лица - Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (ИНН 0901046635, ОГРН 1020900509442) - Урусова И.А. (доверенность от 07.06.2012) и Пенгановой Х.Р. (доверенность от 12.05.2011), в отсутствие третьих лиц: Министерства обороны Российской Федерации, открытого акционерного общества "Славянка" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219), ФГУ "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2013 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А25-13/2013, установил следующее.
ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - управление) о признании недействительным предписания от 29.10.2012 N 024 о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, ОАО "Славянка", ФГУ "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013, заявленные обществом требования удовлетворены в части признания недействительным предписания управления от 29.10.2012 N 024 о прекращении нарушений законодательства в сфере государственного регулирования тарифов в части возложения на общество обязанности: по установке до 01.01.2013 приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть; по произведению в месячный срок перерасчета за потребленную в июле - ноябре 2011 года тепловую энергию ОАО "Славянка" и по объектам Министерства обороны Российской Федерации; по перечислению в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13 851 810 рублей необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 года в результате применения тарифа, не утвержденного в установленном законом порядке. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебные акты в части удовлетворения требования общества мотивированы тем, что: пункт 1 оспариваемого предписания в части требования по обеспечению заявителем установки до 01.01.2013 приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть противоречит положениям Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261 -ФЗ), Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии); в предписании не указано, с учетом какого экономически обоснованного тарифа общество должно было произвести перерасчет стоимости поставленной ОАО "Славянка" в июле - ноябре 2011 года тепловой энергии, поэтому пункт 2 предписания противоречит Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности; вина общества в применении до 01.11.2011 тарифа, не утвержденного в установленном законодательством порядке, отсутствует, поскольку общество предприняло все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании кассационной инстанции представители управления просили отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворения заявленного обществом требования и в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества. Представители общества полагали, что в части пункта 1 предписание управления является законным. В части пунктов 2 и 3 предписания, полагали, что у управления отсутствовали основания для выдачи предписания и просили в указанной части оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.12.2013 до 15 часов 45 минут 26.12.2013.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене в части удовлетворения заявленного обществом требования, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики по следующим основаниям.
Судебные инстанции установили, что общество создано в качестве юридического лица путем преобразования ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.089.2008 N 1359, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 8750, полномочия учредителя и акционера общества, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом" осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 643-р единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций определено общество.
Министерством обороны Российской Федерации и обществом заключен государственный контракт от 14.07.2011 N 2-ТХ на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в соответствии с которым общество обязуется в обусловленный контрактом срок оказать услуги теплоснабжения потребителю в объеме и на условиях, предусмотренных контрактом. Потребителями тепловой энергии согласно пункту 1.8 контракта являются воинские части, учреждения и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации и потребляющие тепловую энергию.
Во исполнение названного государственного контракта общество производит снабжение теплом и горячей водой объекты Зеленчукского гарнизона Минобороны России, в том числе: жилого сектора ст. Сторожевая-2 и расположенных в ней военных городков N 1, 2, 4, а также военных объектов военного городка N 3 (баня, столовая, казарма, гостиница, штаб, медпункт, пожарное депо).
Для обеспечения вышеуказанных объектов тепловой энергией общество (теплоснабжающая организация) заключило договор теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001 с ОАО "Славянка" (абонент), являющимся управляющей организацией в отношении специализированного жилищного фонда военных городков Минобороны России на основании заключенного с последним договора управления специализированным жилищным фондом от 02.08.2010 N 1-УЖФ. Поставка тепловой энергии в военные городки N 1, 2, 4 осуществляется посредством газовой котельной, в отношении городка N 3 - электрической котельной.
Указанные котельные, а также соответствующие сети теплоснабжения по договору от 01.09.2011 N 1, срок действия которого ограничен сроком действия государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ, ФГУ "Зеленчукская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России передало в безвозмездное пользование обществу.
24 сентября 2012 года в управление поступила жалоба граждан Чомаева Н.-А.М., Заярной Т.С., Юсупова С.С., проживающих в ст. Строжевая-2, на повышение тарифа на тепловую энергию и горячую воду.
На основании распоряжения от 24.09.2012 N 021 по согласованию с прокурором Карачаево-Черкесской Республики управление провело внеплановую проверку общества, по результатам которой составило акт от 26.10.2012 N 018 и выдало предписание от 29.10.2012 N 024 о прекращении нарушений законодательства с сфере государственного регулирования тарифов, предложив устранить выявленные проверкой нарушения, в частности: обеспечить установку до 01.01.2013 приборов учета потребляемых энергетических ресурсов (электроэнергия, вода, газ) и приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть; произвести в месячный срок перерасчет за потребленную в июле-ноябре 2011 года тепловую энергию ОАО "Славянка" и по объектам Министерства обороны Российской Федерации; перечислить в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13 851 810 рублей необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 года в результате применения тарифа, не утвержденного в установленном законодательством порядке.
Считая, что предписание управления от 29.10.2013 N 024 незаконно, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Пунктом 1 предписания от 29.10.2012 N 024 обществу указано на необходимость установки до 01.01.2013 приборов учета потребляемых энергетических ресурсов (электроэнергия, вода, газ) и приборов учета вырабатываемой тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть. Основанием для выдачи предписания в указанной части явилось установление в ходе проверки того обстоятельства, что в нарушение части 3 статьи 13 Закона N 261-ФЗ котельные и потребители тепловой энергии не обеспечены приборами учета как тепловой энергии, так и потребляемых топливно-энергетических ресурсов, в связи с чем выработка тепловой энергии котлов и котельных определялась за проверяемый период расчетным путем, при котором невозможно достоверно определить фактическую выработку тепловой энергии и объемов ее реализации.
Сославшись на статьи 539 - 548, часть 13 статьи 2, статью 19 Закона N 190-ФЗ, части 1, 3 и 4 статьи 13, часть 9 статьи 11 Закона N 261-ФЗ, пункты 1.4, 1.3, 9.9, 2.1.1 Правил учета тепловой энергии, условия договора теплоснабжения от 01.07.2011 N 302-07-08-02-001 суды сделали вывод о том, что обязанность по выполнению требований части 4 статьи 13 Закона N 261-ФЗ путем оборудования узлов (приборов) учета на объектах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, возложена не на теплоснабжающую организацию (общество), а на единственного потребителя тепловой энергии и теплоносителя - ОАО "Славянка".
При этом суды, сославшись на часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, согласно которой производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, которые в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям центрального электроснабжения и (или) системам центрального теплоснабжения, и (или) системам центрального водоснабжения, и (или) системам центрального газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, не оценили довод управления со ссылкой на названную норму о том, что если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов законодательно не установлены, исполнение требований указанной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсам в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов на принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Общество на основании договора о безвозмездном пользовании от 01.09.2011 N 1 использует 2 объекта (котельные) для передачи тепловой энергии: газовую котельную, расположенную в военном городке Сторожевая - 2, и электрическую - в военном гарнизоне на хребте "Толстый".
Суды не оценили довод управления о том, что Закон N 261-ФЗ во взаимодействии с отраслевыми законами, в частности законом N 190-ФЗ, направлен на обеспечение энергетической эффективности, в том числе, на установление приборов учета в обязательном порядке организациями коммунального комплекса, владеющими на праве собственности и организациями, владеющими на ином законном основании объектами, используемыми для передачи энергетических ресурсов (вода, природный газ, тепловая энергия, электрическая энергия). Суды не проверили довод управления о том, что Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности филиала общества на 2012 - 2013 годы предусмотрено установление прибора учета электроэнергии с целью ее экономии по объектам теплогенерации, выделенная под эту программу сумма денежных средств включена в тариф на тепловую энергию. По мнению управления, указанные обстоятельства подтверждает, что оборудования узлов (приборов) учета на объектах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, возложена на теплоснабжающую организацию (общество).
Удовлетворяя требования общества о признании недействительным пункта 2 предписания управления в части возложения на общество обязанности по произведению в месячный срок перерасчета за потребленную в июле - ноябре 2011 года тепловую энергию ОАО "Славянка" и по объектам Министерства обороны Российской Федерации, суды исходили из следующего.
Отношения, связанные с оплатой поставленной тепловой энергией, регулируются положениями статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Суды установили, что приобретаемая ОАО "Славянка" у общества тепловая энергия используется для предоставления коммунальных услуг нанимателям жилых помещений и членам их семей в отношении специализированного жилищного фонда военных городков Минобороны России. В отношении объектов военных городков общество выступает в качестве управляющей организации на основании договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 и части 2 статьи 13 Закона N 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат регулированию; потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных этим законом, в порядке, установленном статьей 15 названного закона.
Согласно части 9 статьи 15 Закона N 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных Федеральным законом. В данном случае органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является управление, которое постановлением от 14.11.2011 N 100 установило для общества тариф на отпускаемую потребителям тепловую энергию с 01.11.2011 в размере 1734 рублей 73 копеек за 1 Гкал без налога на добавленную стоимость. Постановление управления от 14.11.2011 N 100 не признано недействующим. Не приняв довод управления о том, что до утверждения тарифа на теплоноситель обществу следовало за период с июля по ноябрь 2011 года руководствоваться тарифом, установленным для другого поставщика соответствующих услуг, утвержденным постановлением управления от 21.12.2010 N 122 тарифом на отпускаемую ОАО "Славянка" тепловую энергию в размере 592 рублей 79 копеек за 1 Гкал (без НДС), суды сослались на часть 3 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, согласно которой тарифы на тепловую энергию устанавливаются в отношении каждой теплоснабжающей организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и сделали вывод о том, что тариф, утвержденный постановлением управления от 21.12.2010 N 122, применим только для ОАО "Славянка", такой тариф не может считаться для общества экономически обоснованным и применяться в расчетах за поставленную тепловую энергию.
Суды установили, что до момента утверждения управлением тарифов на отпускаемую энергию Минобороны России обратилось с письмом от 07.06.2011 N 147/1/3/8642 в управление по вопросу возможности применения средневзвешенных региональных тарифов до момента утверждения уполномоченными органами субъектов Российской Федерации соответствующих тарифов.
Письмом от 10.06.2011 N НБ-4727/5 Федеральная служба по тарифам довела до сведения Минобороны России средневзвешенный тариф на услуги теплоснабжения по субъектам Российской Федерации на 2011 год, составивший 1586 рублей 82 копейки за 1 Гкал.
Пунктом 8.1 Государственного контракта от 14.07.2011 N 2-ТХ предусмотрено, что оплата услуг теплоснабжения за фактический объем тепловой энергии производится на основании тарифов (расчетных методик), утвержденных обществу уполномоченными органами исполнительной власти. Пунктом 8.1 контракта установлено, что оплата услуг теплоснабжения за фактический объем тепловой энергии производится на основании тарифов (расчетных методик), утвержденных обществу уполномоченными органами исполнительной власти. При этом до момента установления тарифа расчеты осуществляются в следующем порядке: собственная тепловая энергия оплачивается по средневзвешенным региональным тарифам (пункт 8.2 контракта). По мере утверждения тарифов заявителю уполномоченными органами исполнительной власти производится перерасчет стоимости фактически оказанных услуг теплоснабжения на соответствующие объекты потребления (пункт 8.3 контракта).
Сделав вывод о том, что общество правомерно в спорном периоде применяло средневзвешенный региональный тариф по Карачаево-Черкесской Республике, согласованный сторонами договора теплоснабжения, государственным заказчиком в лице Минобороны России и Федеральной службой по тарифам, составивший 1586 рублей 82 копейки за 1 Гкал, суды не оценили доводы управления об отсутствии экономической обоснованности данного тарифа и невозможности применения средневзвешенного тарифа по Карачаево-Черкесской Республике для взаиморасчетов хозяйствующих субъектов и взаиморасчетов с населением, а также о том, что средневзвешенный тариф по Карачаево-Черкесской Республике, представленный Федеральной службой по тарифам, носит исключительно информационный характер.
Указав, что при выдаче обществу предписания речь могла идти только об осуществлении перерасчета стоимости поставленной заявителем тепловой энергии за июль - ноябрь 2011 года с применением утвержденного впоследствии постановлением от 14.11.2011 N 100 экономически обоснованного тарифа в размере 1734 рублей 73 копеек за 1 Гкал, однако ни в оспариваемом предписании, ни в акте проверки от 29.10.2012 N 018 управлением не указано, с учетом какого именно экономически обоснованного тарифа заявителем должен быть произведен перерасчет стоимости поставленной обществом в июле - ноябре 2011 года тепловой энергии, суды не проверили и не оценили представленный управлением расчет, а также доводы управления о том, что общество, приняв в безвозмездное пользование движимое и недвижимое имущество Минобороны России, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р и приказа Минобороны России от 31.08.2011 N 1510 имело возможность на законном основании оказывать услуги по передаче тепловой энергии только с 31.08.2011; общество для расчетов за тепловую энергию за июль - август 2011 три раза произвольно меняло тарифы (с июля 2011 года по август 2012 года).
Указанные обстоятельства подлежали выяснению и при исследовании вопроса о законности пункта 3 оспариваемого предписания управления, которым на общество возложена обязанность по перечислению в доход бюджета Карачаево-Черкесской Республики 13 851 810 рублей необоснованно полученной выручки за период с июля по ноябрь 2011 года.
Включение в предписание пункта 3 управление обосновало неправомерностью применения в спорном периоде тарифа, не утвержденного в установленном законодательством порядке, сославшись на Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Суды, указав, что на момент проведения управлением проверки общества специальный порядок применения санкций за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) отсутствовал. Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2002 N 6596/01 по делу N А64-5504/00-11, Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 не содержит положений о том, что санкции и штрафы за нарушение норм законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) подлежат взысканию с предприятий в бесспорном порядке. Административная санкция штрафного характера состоит в возложении на нарушителя обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). Поскольку взыскание суммы излишне полученной выручки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.02.1995 N 221 связано с ограничением конституционного права собственности, размер такого штрафа должен отвечать критерию соразмерности и может быть применен с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, а также степени вины правонарушителя. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1,3 статьи 3 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
Признав недействительным пункт 3 оспариваемого предписания, суды исходили из недоказанности управлением вины общества в применении в спорном периоде средневзвешенного регионального тарифа и сделали вывод о том, что общество приняло все зависящие от него меры для соблюдения норм о государственном регулировании цен (тарифов). Данный вывод является недостаточно обоснованным, поскольку суды не исследовали вопрос о том, какие тарифы применяло общество в спорном периоде (июль - ноябрь 2011 года) и были ли эти тарифы согласованы с управлением или Федеральной службой по тарифам.
С учетом изложенного судебные акты являются недостаточно обоснованными, поскольку судами не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, используя полномочия, предоставленные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.04.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 по делу N А25-13/2013 отменить в части удовлетворения заявления ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" и в этой части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.