г. Краснодар |
|
15 января 2014 г. |
Дело N А63-3888/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Леоновой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - войсковой части N 5588 (ИНН 1512008212, ОГРН 102150098005) - Козлова В.В., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу войсковой части N 5588 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2013 (судья Волошина Л.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 (судьи Жуков Е.В., Баканов А.П., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-3888/2013, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к войсковой части N 5588 (далее - войсковая часть) о взыскании 990 382 рублей 89 копеек долга по государственному контракту поставки газа от 14.09.2012 N 19-1-0382/12 за декабрь 2012 года и 21 334 рублей 50 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.01.2013 по 15.04.2013.
Решением от 16.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2013, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что объем поставленного газа подтвержден сводным актом принятого газа, подписанным без замечаний командиром войсковой части. Расчет потребленного объема газа по мощности газопотребляющих установок ответчика признан правомерным, поскольку такой порядок стороны определили в соглашении от 15.12.2012 при несоответствии узла учета газа положениям Правил учета газа, утвержденных приказом Минтопэнерго России от 14.10.1996 (далее - Правила учета газа).
В кассационной жалобе войсковая часть просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя жалобы, общество, рассчитав объем потребленного газа по мощности газопотребляющих установок, не доказало правильность применения данного способа расчета. Проверка работоспособности прибора без соблюдения правил, установленных статьями 1 и 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", не может влечь признание контрольно-измерительного прибора неисправным при условии, что он своевременно был поверен и имеет действующее клеймо. Заявитель полагает, что отсутствие бюджетного финансирования войсковой части препятствует взысканию с нее процентов за пользование чужими денежными средствами.
В судебном заседании представитель войсковой части поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя войсковой части, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что общество (поставщик) и войсковая часть (покупатель) заключили государственный контракт на поставку газа для государственных нужд от 14.09.2012 N 19-1-0382/12.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта количество поставляемого газа (объем) определяется по контрольно-измерительным приборам (узлам учета) поставщика, а в случае их неисправности или отсутствия, несоответствии их требованиям действующих стандартов количество поставляемого газа определяется по узлам учета покупателя.
При неисправности узлов учета газа, по которым определяется количество газа, а также при несоответствии их требованиям действующих стандартов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности узлов учета, с момента последней поверки узлов учета покупателя.
Под неисправностью узла учета понимается такое состояние этих приборов, при котором они не соответствуют хотя бы одному из требований нормативно-технической документации, включая требование о наличии действующего поверительного клейма и пломб поставщика.
В пункте 5.1 контракта предусмотрено, что цена на газ формируется из оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленной в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Оплата за газ производится на основании счетов поставщика до 10-го числа месяца поставки в размере 30% от стоимости планируемого месячного объема поставки газа. Окончательный расчет производится в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью газа, определенной в соответствии с пунктом 5.3 контракта на основании товарной накладной на отпуск газа, и ранее произведенными платежами (пункт 5.4 контракта).
В ходе проверки состояния и применения средств измерений на узле учета расхода газа войсковой части, проведенной представителем общества, выявлено несоответствие узла учета газа требованиям пункта 2.2 Правил учета газа, а именно: отсутствие поверки на дифманометре ДСП 80 на счетчике N 0072403 и периодическое отключение корректора, несоответствие состояния и условий эксплуатации средств измерений НТД (акт от 05.09.2012).
Общество и войсковая часть заключили соглашение, в соответствии с которым расчет потребленных объемов газа с 15.10.2012 до полной модернизации узла учета газа производится исходя из работы одного котла КВА 2,5 с часовым расходом газа 294 куб. м/ч при его работе 24 часа в сутки.
На основании названного соглашения и в связи с выявленными нарушениями работы узла учета газа общество определило объем поставленного войсковой части газа по проектной мощности газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ.
В соответствии со сводным актом поданного-принятого газа от 31.12.2012, подписанным представителями общества, ОАО "Ставрополькрайгаз" (ГРО) и командиром войсковой части Сергиенко А.А., в декабре 2012 года войсковая часть потребила 218,7360 тыс. куб. м газа на сумму 990 382 рубля 89 копеек.
Уклонение ответчика от оплаты стоимости потребленного газа привело к судебному спору. По мнению войсковой части, объем поставленного газа должен определяться по показаниям приборов учета, основания для расчета объема поставленного газа по проектной мощности газопотребляющих установок отсутствовали, поскольку общество не является специализированной организацией по поверке средств измерений.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа.
Пунктом 21 Правил поставки газа и пунктом 2.1 Правил учета газа установлено, что поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.
В силу пункта 23 Правил поставки газа, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.
По смыслу пункта 2.2 Правил учета газа учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа, установленным в соответствии с требованиями действующих норм и данных Правил. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах Государственной метрологической службы.
При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон). Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.
При отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, пришли к обоснованному выводу о несоответствии узла учета газа требованиям действующего законодательства.
Кроме того, стороны достигли соглашения о применении расчетного метода определения количества переданного покупателю газа. Акт поданного-принятого газа от 31.12.2012 командир войсковой части подписал без возражений, несогласия с количеством газа, указанным в акте, не высказал. Доказательств, достоверно подтверждающих объем переданного покупателю газа, отличный от объема газа, отраженного в названном акте, войсковая часть не представила.
Ссылка заявителя жалобы на превышение количества газа, предъявленного к оплате за декабрь 2012 года, показателей потребления за предыдущие периоды несостоятельна, поскольку действующее законодательство и условия контракта не предусматривают возможности расчета количества переданного потребителю газа по среднестатистическим показателям за предыдущие периоды.
Доводы об отсутствии у общества полномочий по поверке средств измерений покупателя противоречат условиям контракта.
В пункте 4.3 контракта стороны предусмотрели право поставщика проверять правильность работы узла учета газа и средств измерений показателей качества газа, правильность установочных параметров, введенных в корректоры, и снимать с них архивы данных.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 по делу N А63-3888/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.