г. Краснодар |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А63-7502/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Кондор" (ИНН 2623001486, ОГРН 1022603021022) - Коваленко Н.Н. (директор), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Каньон" (ИНН 2623016838, ОГРН 1032601682112) - Ильченко Н.Н. (доверенность от 09.11.2012), в отсутствие заинтересованных лиц - министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (ИНН 2636045265, ОГРН 1052600255993) и Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направивших ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кондор" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2013 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Сомов Е.Г.) по делу N А63-7502/2011, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Кондор" (далее - ООО "Кондор") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) по оформлению и регистрации 04.02.2011 лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ для ООО "Каньон"; недействительной лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ, выданной ООО "Каньон" и зарегистрированной 04.02.2011 в реестре N 166; недействительным решения Средне-Кавказского управления Ростехнадзора (далее - управление) по установлению уточненных границ горного отвода и горноотводного акта от 25.03.2011 N 267, удостоверяющих уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО "Каньон", с графическими приложениями; обязании министерства прекратить действие лицензии СТВ 00142 ТЭ от 04.02.2011 на право пользования недрами для добычи известняков-ракушечников на Пелагиадском месторождении.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Каньон".
Определением суда от 22.09.2011 произведена замена заинтересованного лица Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на правопреемника - Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением суда от 15.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2012, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что оспариваемые действия министерства и решение управления не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ООО "Кондор".
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.08.2012 решение суда и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, недостаточно обоснованны, содержат выводы, не основанные на представленных в материалы дела доказательствах.
Определением суда от 28.01.2013 произведена замена заинтересованного лица - Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на правопреемника - Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением суда от 01.04.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2013, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на соответствие оспариваемых действий министерства требованиям действующего законодательства и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов общества; отсутствие оснований для признания недействительной лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ, выданной ООО "Каньон", и обязания министерства прекратить действие данной лицензии.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Кондор" с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, суды неправильно применили нормы права. ООО "Кондор" указывает, что является недропользователем на основании лицензии СТВ N 00005 ТЭ и оспариваемые действия по оформлению, регистрации лицензии и согласованию границ горного отвода для ООО "Каньон" нарушают права ООО "Кондор". Единственный вид недропользования, предусмотренный лицензией СТВ N 00005 ТЭ - это переработка отвалов отходов горнодобывающего производства; наличие отвалов подтверждено календарным планом развития горных работ ООО "Кондор" на 2013 год. Акт горного отвода для ООО "Каньон" выдан в отсутствие технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых, заключения о промышленной и экологической безопасности. Границы участка недр ООО "Каньон" налагаются на участок, предоставленный ООО "Кондор", что является основанием для признания недействительными оспариваемых решений по установлению уточненных границ горного отвода, горноотводного акта и лицензии, выданной ООО "Каньон". Документы по формированию и предоставлению горного отвода, определяющие его пространственное положение в плане и по глубине, не является приложением N 6 к лицензии, выданной ООО "Каньон". Суды не применили подлежащие применению нормы права о недействительности сделок и неправомерно не признали недействительной лицензию, выданную ООО "Каньон". Суды не оценили ряд доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Каньон" просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство и управление не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители ООО "Кондор" и ООО "Каньон" поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам аукциона N 23 по продаже права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участке недр Пелагиадского месторождения известняка-ракушечника, проведенного министерством 27.01.2011, ООО "Каньон" выдана лицензия на право пользования недрами СТВ N 00142 ТЭ с целевым назначением - добыча известняка-ракушечника на участке Пелагиадского месторождения сроком действия до 02.02.2031, зарегистрированная 04.02.2011 в реестре за N 166. К лицензии управление оформило горноотводный акт от 25.03.2011 N 267, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для добычи известняков-ракушечников на участке Пелагиадского месторождения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Кондор" в арбитражный суд за защитой нарушенных прав, по мнению которого, оспариваемые действия и акты государственных органов создают для него препятствия в осуществлении экономической деятельности, т. к. в результате установления уточненных границ горного отвода возникло наложение границ горного отвода ООО "Каньон" на участок недропользования и землепользования ООО "Кондор", что исключает для ООО "Кондор" добычу полезных ископаемых на участке наложения площадью 1,3 га ввиду невозможности обеспечения безопасности ведения горных работ.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции выполнили указания суда кассационной инстанции, установили все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц и обоснованно отказали ООО "Кондор" в удовлетворении заявления. При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования недропользования на своих территориях относятся установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения.
Основания возникновения права пользования участками недр определены в статье 10.1 Закона о недрах, в соответствии с которой право пользования возникает, в том числе, на основании принятого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения.
В соответствии с нормами Закона о недрах, Закона Ставропольского края от 29.07.2010 N 75-КЗ "О некоторых вопросах регулирования отношений недропользования на территории Ставропольского края", а также Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 30.12.2009 N 798, министерство как орган исполнительской власти осуществляет государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области недропользования, в том числе осуществляет оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.
Согласно Положению о Средне-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору, утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору 20.12.2010 N 1152, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор) (пункт 4.2.3); регистрирует опасные производственные объекты и ведет территориальный раздел государственного реестра таких объектов, оформляет документы, определяющие (обосновывающие) уточненные границы горных отводов, ликвидацию и консервацию опасных производственных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии (пункт 4.10).
Суды сделали основанный на правильном применении норм права вывод о том, что министерство приняло решение о проведении открытого аукциона на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, или участке недр местного значении, совершило действия по оформлению и регистрации лицензии на пользование недрами СТВ N 00142 ТЭ для ООО "Каньон", управление выдало горноотводный акт от 25.03.2011 N 267, удостоверяющий уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО "Каньон" с графическими приложениями, в рамках предоставленных им полномочий; оспариваемые действия и решения министерства и управления соответствуют требованиями действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы ООО "Кондор".
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Закон о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Аналогичное требование закреплено в разделе 4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Суды сделали обоснованный вывод о том, что земельный участок для добычи полезных ископаемых ООО "Кондор" в установленном земельным законодательством порядке не предоставлялся, лицензия на добычу полезных ископаемых ему не выдавалась, участка недр не имеет, поскольку согласно лицензионному делу СТВ N 00005 ТЭ ООО "Кондор" выдана лицензия на переработку отвалов отходов горнодобывающего производства на Пелагиадском месторождении (участок Северный) известняков-ракушечников в Шпаковском районе Ставропольского края в 1,5 км от с. Пелагиада, участок имеет статус земельного участка, сроком действия до 31.12.2015.
Суды правильно исходили из того, что лицензионным соглашением, заключенным между министерством и ООО "Кондор", определены основные условия пользования лицензионным участком, определенным как участок недр со статусом земельного участка, на котором министерство предоставляет исключительное право на проведение добычных работ. Координаты лицензионного участка указываются в кадастровом плане земельного участка (пункт 1.1). Пунктом 1.1 соглашения также предусмотрено, что любые дополнения, исправления, замена или другие изменения в соглашении, которые впоследствии могут возникнуть и будут приняты в установленном порядке сторонами, войдут в него в качестве неотъемлемой части. Предметом соглашения является соглашение сторон о предоставлении ООО "Кондор" исключительного права на переработку отвалов отходов горнодобывающего производства на лицензионном участке - Пелагиадском месторождении (участок Северный) известняков-ракушечников, расположенном на территории Шпаковского района Ставропольского края, при соблюдении им требований, указанных в соответствующих разделах соглашения (пункт 2.1). В силу пункта 4.1 соглашения ООО "Кондор" предоставляется исключительное право на переработку отвалов отходов горнодобывающего производства на лицензионном участке, исходя из количества запасов, в пределах границ земельного участка, в объеме 371,00 тыс. куб. м, с планируемой годовой производительностью 45,00 тыс. куб. м. В пункте 4.2 определено, что переработка отвалов отходов горнодобывающего производства на лицензионном участке должна производиться в соответствии с техническим проектом, согласованным и утвержденным в установленном порядке. Пунктом 5.4 соглашения ООО "Кондор" предоставлено право обращаться в министерство за пересмотром условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия выдана. Из пункта 11.1 соглашения следует, что определенные пунктами 4.1, 4.2, 4.4 соглашения требования являются существенными условиями лицензии СТВ N 00005 ТЭ, нарушение которых является основанием для досрочного прекращения права пользования недрами на лицензионном участке.
Суды установили, что приложенные к лицензии СТВ N 00005 ТЭ графические материалы, составленные ООО "Кондор", свидетельствуют о том, что отвалы отходов горнодобывающего производства, предназначенные к переработке, расположены в северной части земельного участка и этот участок земли (с отвалами) не имеет наложений на проекцию горного отвода на поверхность земли в уточненных границах, выданного ООО "Каньон". Отсутствие отвалов в месте наложения земельного участка ООО "Кондор" и проекции на землю участка недр ООО "Каньон" подтверждается топографическим планом проекта горного отвода ООО "Каньон" на 18,5 га от 15.09.2006, топографическим планом Северного горного участка, выполненным ООО "Кондор", топографическим планом предварительного горного отвода ООО "Кондор" на 19,4 га 2007 года, планом горного отвода ООО "Каньон" на 4,6 га, топографической съемкой к лицензии ООО "Каньон", топографической картой подсчета запасов на 01.09.1987 к протоколу ТКЗ (территориальной комиссии по запасам) N 11, результатами обследования спорного земельного участка 02.11.2012.
Суды указали, на спорном земельном участке наложения проекции горного отвода на поверхность земли в уточненных границах ООО "Каньон" переработка отвалов отходов невозможна, поскольку условиями лицензии СТВ N 00005 ТЭ, выданной ООО "Кондор", такое право не предусмотрено, наличие отвалов отходов не подтверждено. Изменения в лицензию СТВ N 00005 ТЭ не вносились, следовательно, лицензия действует на условиях, определенных при ее выдаче. Кроме того, из представленного ООО "Кондор" в материалы дела календарного плана развития горных работ на Северном участке на 2013 год следует, что данный план согласован протоколом рассмотрения и согласования плана развития горных работ Ростехнадзора от 14.01.2013 N 91. Пунктом 2 данного протокола обществу определено до 01.02.2013 предоставить в Ростехнадзор справку об объемах оставшихся запасов всех отвалов по состоянию на 01.01.2013 с обозначением их на плане горных работ. Соответствующую информацию ООО "Кондор" в Ростехнадзор не представило.
Суды признали несостоятельной ссылку ООО "Кондор" на отсутствие приложения N 6, являющегося неотъемлемой частью лицензии СТВ N 00142 ТЭ, выданной ООО "Каньон", и указали, что горный отвод является данным приложением к лицензии, в нем отражена геологическая характеристика участка недр с указанием наличия месторождений полезных ископаемых; обзор ранее проведенных работ, наличие на участке горных выработок, которые могут быть использованы при работе на этом участке; сведения с указанием границ природоохранных территорий, участков ограниченного и запрещенного землепользования данный документ не содержит по причине их отсутствия, а также сведения о добытых полезных ископаемых на участке, предоставленном в пользование; блок "В" ранее не разрабатывался. Представленные ООО "Каньон" после получения лицензии на право пользования недрами материалы горного отвода соответствуют требованиям инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых РД 07-192-98. Границы горного отвода, удостоверяющие уточненные границы горного отвода для ООО "Каньон" на площади 4,6 га, установлены согласно "Проекту горного отвода", выполненному ООО ПИФ "К-Артель".
Суды установили, что оформленный ООО "Кондор" горноотводный акт к лицензии на пользование недрами СТВ N 00005 ТЭ, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, признан не имеющим юридической силы в связи с тем, что горноотводная документация, являющаяся приложением к лицензии на право пользования недрами, оформляется на участки недр, имеющие статус горного отвода, в соответствии с письмом Управления государственного горного и металлургического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.08.2007 N 13-03-28/2002. Горноотводный акт аннулирован и 08.10.2007 сдан обществом в Ростехнадзор (письмо от 08.10.2007 N 458), о чем в книге регистрации горноотводных актов сделана соответствующая запись.
Суды не установили наличия оснований для обязания министерства прекратить действие лицензии СТВ N 00142 ТЭ от 04.02.2011 на добычу известняков-ракушечников на Пелагиадском месторождении, а также признания недействительной лицензии СТВ N 00142 ТЭ, выданной министерством ООО "Каньон" по результатам аукциона N 23 по продаже права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участке недр Пелагиадского месторождения известняка-ракушечника, и зарегистрированной в реестре N 166.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды правомерно отказали ООО "Кондор" в удовлетворении заявления и обоснованно указали, что действия министерства по выдаче ООО "Каньон" лицензии на добычу полезных ископаемых не нарушают права ООО "Кондор", имеющего лицензию на переработку отвалов отходов горнодобывающего производства на лицензионном участке - Пелагиадском месторождении (участок Северный) известняков-ракушечников, расположенном на территории Шпаковского района Ставропольского края.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы ООО "Кондор" не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы ООО "Кондор" отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2013 по делу N А63-7502/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.