В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в 2022 году.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия А.И. Карьгина.
Министр |
С.Н. Баулина |
Утвержден
приказом Министра
культуры, национальной
политики и архивного дела
Республики Мордовия
от "30".01.2023 г. N 38
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в 2022 году
1. Организация осуществления Министерством культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия государственного контроля (надзора) в 2022 году Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Отдел государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия является самостоятельным структурным подразделением Министерства, функционирующий в целях обеспечения государственной политики по сохранению использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Мордовия.
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
- руководитель уполномоченного органа;
- заместитель руководителя Министра культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия, к компетенции которого относятся вопросы осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия;
- государственные гражданские служащие отдела государственной охраны объектов культурного наследия, в должностные обязанности которых осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (2 штатные единицы).
Государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия осуществлялся согласно Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в соответствии с которым государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия проводится посредством инспекционных визитов, рейдовых осмотров, документарных и выездных проверок, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) и выездного обследования.
Обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Федеральный государственный контроль (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1093 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";
- Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 20.11.2015 N 2834 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации";
- Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016 N 1278 "Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия";
- Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 N 2625 "Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".
Перечень нормативно-правовых актов размещен на сайте Министерства: https://mktrm.ru/objekty-kulturnogo-naslediya.
Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений:
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые и внеплановые проверки в 2022 году не проводились.
Проведены обследования и фотофиксация состояния 20 объектов культурного наследия федерального значения.
Нарушений по результатам проведенных мероприятий не выявлено.
В 2022 году выдано 1 разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, 1 задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, разработаны проекты зон охраны 7 объектов культурного наследия федерального значения и предмета охраны 4 объектов культурного наследия федерального значения.
По результатам полевых археологических работ в перечень выявленных объектов культурного наследия Республики Мордовия в 2022 году включено 2 новых памятника археологического наследия.
Выдано 7 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами.
Практика привлечения к административной ответственности в 2022 году отсутствует.
Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба):
Случаев причинения вреда (ущерба) объектам культурного наследия в 2022 году не выявлено.
Основными факторами риска причинения вреда (ущерба) являются:
- недостаточное финансирование работ по их сохранению, прежде всего по консервации, ремонту и реставрации на фоне высокой степени амортизации и физической изношенности значительного количества объектов, создающей угрозу их полной физической утраты;
- низкий уровень знаний собственниками или иными законными владельцами объектов культурного наследия требований законодательства об их охране.
- отсутствие действенного механизма повышения инвестиционной привлекательности как объектов доходной недвижимости;
- слабая вовлеченность памятников истории и культуры в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, и в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения и туристов республики, что не приносит экономического эффекта от их финансирования;
- низкий уровень их популяризации как внутри республики, так и за ее пределами, недостаточное количество познавательных и образовательных программ, посвященных культурно-историческому своеобразию, низкий уровень воспитания уважительного отношения к культурному богатству ее жителей.
Проблема охраны археологических памятников неразрывно связана с вопросами правового режима использования земельного участка, в пределах которого располагается памятник археологии. В связи с тем, что для подавляющего большинства памятников археологии, известных на территории Республики Мордовия, граница занимаемых ими земельных участков не определена, установление правовых условий их использования практически невозможно.
Подготовка предложений об актуализации обязательных требований: предложения отсутствуют.
Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле: предложения отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия от 30 января 2023 г. N 38 "Об утверждении Доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении Министерством культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия в 2022 году"
Опубликование:
-