Руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. N 1, постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2021 г. N 601 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия в 2022 году.
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра |
Н.А. Маланкина |
Утвержден
приказом Минлесхоза
Республики Мордовия
от "01" марта 2023 г. N 161
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия за 2022 год
Введение
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия, за 2022 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение пункта 13 части 3 статьи 46, статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
1. Общие положения
В 2022 году Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Минлесхоз Республики Мордовия, Министерство) осуществляло региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 31.03.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2021 г. N 601 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Наименования нормативных правовых актов, являющихся основанием для исполнения контрольно-надзорных полномочий:
Федеральный закон от 31.03.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 года N 1 "Вопросы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия";
Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2021 г. N 601 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия".
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
2) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
Министерство в рамках осуществляемого вида контроля (надзора) проводит следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) рейдовый осмотр;
2) инспекционный визит;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) выездное обследование;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается Министерством при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области охраны и использования ООПТ.
По состоянию на 31.12.2022 объекты, подлежащие региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия, отсутствуют.
В 2022 году обеспечено функционирование автоматизированной системы "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности" (ТОР КНД) - платформы, направленной на автоматизацию процессов контрольно-надзорной деятельности.
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора)
2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок
В части осуществления указанного вида контроля (надзора) ежегодный план проведения проверок на 2022 г. Минлесхозом Республики Мордовия утвержден не был.
Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия Министерством не осуществлялись, поскольку для их проведения отсутствовали основания, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
2.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами
В 2022 г. мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами в рамках данного вида контроля (надзора) не проводились.
За 2022 год Министерством внесено 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области использования и охраны ООПТ регионального значения.
2.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о возможных нарушениях обязательных требований природоохранного законодательства
Работа с обращениями граждан Минлесхозом Республики Мордовия осуществляется с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59).
В 2022 году должностными лицами Министерства, осуществляющими рассматриваемый вид контроля (надзора), рассмотрено порядка 5 обращений и заявлений физических и юридических лиц, органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти, правоохранительных органов и органов прокуратуры, в том числе содержащих информацию о признаках нарушения законодательства в области охраны и использования ООПТ регионального значения, которые чаще всего содержали сведения о нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях, на которых находятся памятники природы.
При этом основной проблемой при рассмотрении обращений граждан являлось то обстоятельство, что большинство обращений не содержало конкретных данных о лице, которым, по мнению заявителей, нарушаются требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В случае, если обращения содержали вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, такие обращения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ подлежали направлению в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
3.1. Типовые нарушения обязательных требований
Материалы дел об административных правонарушениях, касающихся нарушения обязательных требований природоохранного законодательства в области охраны и использования ООПТ регионального значения, из районных прокуратур Республики Мордовия и органов внутренних дел в 2022 году в адрес Министерства не поступали.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 1 марта 2023 г. N 161 "Об утверждении Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Мордовия"
Опубликование:
-