Руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. N 1, постановлением Правительства Республики Мордовия от 22.12.2021 N 600 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия в 2022 году.
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра |
Н.А. Маланкина |
Утвержден
приказом Минлесхоза
Республики Мордовия
от "01" марта 2023 г. N 163
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия за 2022 год
Введение
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия, за 2022 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение пункта 13 части 3 статьи 46, статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
1. Общие положения
В 2022 году Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Минлесхоз Республики Мордовия, Министерство) осуществляло региональный государственный геологический контроль (надзор) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 31.03.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", постановления Правительства Республики Мордовия от 22.12.2021 N 600 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31 июля 2020 г."
Наименования нормативных правовых актов, являющихся основанием для исполнения контрольно-надзорных полномочий:
Федеральный закон от 31.03.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31 июля 2020 г."
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 года N 1 "Вопросы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия";
постановление Правительства Республики Мордовия от 22.12.2021 N 600 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия".
При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
2) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Региональный государственный геологический контроль (надзор) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
Министерство в рамках осуществляемого вида контроля (надзора) проводит следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) рейдовый осмотр;
2) инспекционный визит;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) выездное обследование;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Согласно определению, данному в статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (далее - объект НВОС).
Таким образом, объектами, подлежащими региональному государственному геологическому контролю (надзору) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия, в 2022 году являлись объекты НВОС.
Дифференциация объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
По состоянию на 31.12.2022 Министерством на государственный учет в региональный реестр ОНВОС включено порядка 67 объектов, подлежащих региональному государственному геологическому контролю (надзору) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия
В 2022 году обеспечено функционирование автоматизированной системы "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности" (ТОР КНД) - платформы, направленной на автоматизацию процессов контрольно-надзорной деятельности.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора)
2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок
В части осуществления указанного вида контроля (надзора) ежегодный план проведения проверок на 2022 г. Минлесхозом Республики Мордовия утвержден не был.
Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия Министерством не осуществлялись, поскольку для их проведения отсутствовали основания, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
2.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами
В 2022 году выездные обследования в рамках осуществляемого вида контроля (надзора) не проводились.
За 2022 год Министерством внесено 5 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области недропользования контролируемым лицам.
2.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о возможных нарушениях обязательных требований природоохранного законодательства
Работа с обращениями граждан Минлесхозом Республики Мордовия осуществляется с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59).
В 2022 году должностными лицами Министерства, осуществляющими указанный вид контроля (надзора), рассмотрено порядка 15 обращений и заявлений физических и юридических лиц, органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти, правоохранительных органов и органов прокуратуры, в том числе содержащих информацию о признаках нарушения законодательства в области недропользования, которые чаще всего содержали сведения о пользовании недрами без лицензии на право пользования недрами.
При этом основной проблемой при рассмотрении обращений граждан являлось то обстоятельство, что большинство обращений не содержало конкретных данных о лице, которым, по мнению заявителей, нарушаются требования законодательства в области недропользования.
В случае, если обращения содержали вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, такие обращения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ подлежали направлению в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
3.1. Типовые нарушения обязательных требований
Несмотря на введение постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" серьезных ограничений на осуществление контрольно-надзорной деятельности, и отсутствие проведенных контрольно-надзорных мероприятий со стороны Минлесхоза Республики Мордовия, должностными лицами Министерства в 2022 году было рассмотрено порядка 8 материалов дел об административных правонарушениях, поступивших из районных прокуратур Республики Мордовия и органов полиции, по результатам чего виновным лицам было назначено административное наказание.
Наиболее часто выявлялись следующие составы административных правонарушений:
пользование недрами без лицензии на пользование недрами (ч. 1 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации);
нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами (ч. 2 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 8 постановлений о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 54000 рублей.
Стоит отметить, что согласно статье 4.1.1 КоАП Российской Федерации, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Во исполнение указанных требований, в случае, если нарушитель отвечает названным критериям, за впервые совершенные административные правонарушения за 2022 год по 6 делам об административных правонарушениях административные штрафы были заменены на предупреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 1 марта 2023 г. N 163 "Об утверждении Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения в Республике Мордовия"
Опубликование:
-