Руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Положением о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 г. N 1, постановлением Правительства Республики Мордовия от 6 декабря 2021 г. N 550 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Мордовия в 2022 году.
2. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на официальном сайте Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра |
Н.А. Маланкина |
Утвержден
приказом Минлесхоза
Республики Мордовия
от "01" марта 2023 г. N 162
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Мордовия за 2022 год
Введение
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики в части осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Мордовия, за 2022 год (далее - Доклад) подготовлен во исполнение пункта 13 части 3 статьи 46, статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и в соответствии с Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
1. Общие положения
В 2022 году Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Минлесхоз Республики Мордовия, Министерство) осуществляло региональный государственный экологический контроль (надзор) в Республике Мордовия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 31.03.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", постановление Правительства Республики Мордовия от 6 декабря 2021 г. N 550 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Наименования нормативных правовых актов, являющихся основанием для исполнения контрольно-надзорных полномочий:
Федеральный закон от 31.03.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 31 июля 2020 г."
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
Водный кодекс от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля";
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2010 года N 1 "Вопросы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия";
Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 декабря 2021 г. N 550 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия".
При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
2) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Региональный государственный экологический контроль (надзор) в республике Мордовия осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
6) выездное обследование.
Министерство в рамках осуществляемого вида контроля (надзора) проводит следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) рейдовый осмотр;
2) инспекционный визит;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) выездное обследование;
6) наблюдение за соблюдением обязательных требований.
Согласно определению, данному в статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (далее - объект НВОС).
Таким образом, объектами, подлежащими региональному государственному экологическому контролю (надзору) в Республике Мордовия, в 2022 году являлись объекты НВОС.
Дифференциация объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
По состоянию на 31.12.2022 Министерством на государственный учет в региональный реестр ОНВОС включено порядка 1500 объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
В 2022 году обеспечено функционирование автоматизированной системы "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности" (ТОР КНД) - платформы, направленной на автоматизацию процессов контрольно-надзорной деятельности.
II. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении государственного контроля (надзора)
2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок
В части осуществления указанных видов контроля (надзора) ежегодный план проведения проверок на 2022 г. Минлесхозом Республики Мордовия утвержден не был.
Внеплановые контрольно-надзорные мероприятия Министерством не осуществлялись, поскольку для их проведения отсутствовали основания, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
2.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами
В 2022 в качестве мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами было проведено 11 выездных обследований.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами принимались меры по выявлению/недопущению нарушений обязательных требований природоохранного законодательства, направлялись материалы проведенных обследований в адрес органов внутренних дел Республики Мордовия для составления протоколов об административных правонарушениях, вносили предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований природоохранного законодательства.
За 2022 год Министерством внесено 66 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования контролируемым лицам.
Кроме этого, должностными лицами в рамках участия в совместных проверках с прокуратурами районов Республики Мордовия направлено 8 заключений специалистов по возникающим вопросам.
2.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о возможных нарушениях обязательных требований природоохранного законодательства
Работа с обращениями граждан Минлесхозом Республики Мордовия осуществляется с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59).
В 2022 году должностными лицами Министерства, осуществляющими региональный государственный экологический контроль (надзор), рассмотрено порядка 90 обращений и заявлений физических и юридических лиц, органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти, правоохранительных органов и органов прокуратуры, в том числе содержащих информацию о признаках нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, которые чаще всего содержали сведения:
о возможных нарушениях законодательства в области использования и охраны водных объектов (ограничение свободного доступа к водному объекту общего пользования, самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности);
о возможных нарушениях законодательства в области охраны атмосферного воздуха (выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения);
о возможных нарушениях законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе об образовании несанкционированных свалок отходов;
запросы о предоставлении информации, о выделении специалиста для участия в проверках, организуемых прокуратурами, обращения, требующие разъяснения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и прочее.
При этом основной проблемой при рассмотрении обращений граждан являлось то обстоятельство, что большинство обращений не содержало конкретных данных о лице, которым, по мнению заявителей, нарушаются требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В случае, если обращения содержали вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, такие обращения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ подлежали направлению в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
3.1. Типовые нарушения обязательных требований
Несмотря на введение постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" серьезных ограничений на осуществление контрольно-надзорной деятельности, и отсутствие проведенных контрольно-надзорных мероприятий со стороны Минлесхоза Республики Мордовия, должностными лицами Министерства в 2022 году было рассмотрено порядка 40 материалов дел об административных правонарушениях, поступивших из районных прокуратур Республики Мордовия и ОВД, по результатам чего виновным лицам было назначено административное наказание.
Наиболее часто выявлялись следующие составы административных правонарушений:
неведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных
от других лиц, а также размещенных отходов (ч. 9 и 10 ст. 8.2 КоАП Российской Федерации);
отсутствие программы производственного экологического контроля либо несоответствие программы производственного экологического контроля требованиям, утвержденным приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (ст. 8.1 КоАП Российской Федерации);
несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (ч. 1 ст. 8.2 КоАП Российской Федерации).
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 40 постановлений о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 50000 рублей.
Стоит отметить, что согласно статье 4.1.1 КоАП Российской Федерации, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Во исполнение указанных требований, в случае, если нарушитель отвечает названным критериям, за впервые совершенные административные правонарушения за 2022 год по 30 делам об административных правонарушениях административные штрафы были заменены на предупреждение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 1 марта 2023 г. N 162 "Об утверждении Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в Республике Мордовия"
Опубликование:
-