Во исполнение решения Антинаркотической комиссии Республики Саха (Якутия) от 10.07.2008 г., для регулирования антинаркотической профилактической деятельности в образовательных учреждениях республики, приказываю:
1. Утвердить Регламент по первичной профилактике аддиктивного поведения обучающихся в системе среднего (полного) общего образования Республики Саха (Якутия) (в дальнейшем - Регламент) и ввести в действие с 1 января 2010 г. (текст прилагается).
2. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений принять меры по выполнению Регламента.
3. Республиканскому центру психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС (Я) (Филиппов В.Н.) довести Регламент до руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений.
4. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра образования РС (Я) Кондратьева Э.В.
Министр |
Ф.В. Габышева |
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства образования РС (Я)
от 26 октября 2009 г. N 01-08/1635
Регламент
по первичной профилактике аддиктивного поведения обучающихся в системе среднего (полного) общего образования Республики Саха (Якутия)
1. Общие положения
1.1. Регламент по первичной профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия) (далее - регламент) разработан в целях регулирования организации, алгоритма, правил и порядка деятельности по осуществлению первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде и реализации профилактических мероприятий, направленных на предотвращение злоупотребления психоактивными веществами (далее - ПАВ).
1.2. Под регламентом первичной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде понимается система основных (нормативно заданных) функций и форм деятельности, направленных на повышение эффективности профилактики формирования аддиктивного поведения в образовательной среде, путем разработки и установления требований, норм, технологий, услуг, применяемых в профилактических целях.
1.3. Нормы и требования, установленные регламентом, принимаются как обязательные при оценке качества профилактической деятельности.
Регламент - нормативный документ, утвержденный Министерством образования Республики Саха (Якутия), в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, алгоритм, общие принципы или характеристики, касающиеся различных аспектов профилактической деятельности и ее результатов, которые направлены на достижение оптимального упорядочения деятельности в области профилактики злоупотребления ПАВ.
1.4. Регламент позволяет решать следующие задачи:
1.4.1. Определить субъекты и объекты (целевые группы) профилактической деятельности;
1.4.2. Определить основные направления и мероприятия, позволяющие добиться позитивных результатов комплексной профилактической деятельности;
1.4.3. Определить систему показателей, позволяющих оценить результаты профилактической антинаркотической деятельности.
1.5. Наименование исполнения государственной функции - профилактика формирования аддиктивного поведения у обучающихся в системе среднего (полного) общего образования Республики Саха (Якутия).
1.6. При исполнении государственной функции образовательные учреждения осуществляют взаимодействие с государственными, муниципальными, общественными и коммерческими организациями и структурами, занимающимися профилактикой злоупотребления психоактивными веществами.
1.7. Текущий контроль над соблюдением профилактических мероприятий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции в образовательной среде, осуществляется Министерством образования Республики Саха (Якутия).
2. Регламент
2.1. Область применения - "образовательная среда", включающая в себя не только учреждения и структуры системы Министерства образования РС (Я), но и все сферы жизнедеятельности учащегося (в том числе семейную и досуговую), где происходит его обучение, воспитание, функционирование и взаимодействие.
2.2. Система профилактики злоупотребления психоактивными веществами, такими как наркотические вещества и психотропные средства (алкоголь, табак, одурманивающие вещества) в образовательной среде организуется и осуществляется субъектами профилактики в Республике Саха (Якутия) и её муниципальных образованиях.
2.3. Субъектами профилактики в образовательной среде республики являются Министерство образования Республики Саха (Якутия), Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи" Федерального агентства по образованию, Институт повышения квалификации работников образования Министерства образования РС (Я), Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования РС (Я), муниципальные учреждения управления образованием, муниципальные психолого-педагогические медико-социальные центры, образовательные учреждения РС (Я).
2.4. Основными целевыми группами, в отношении которых осуществляются профилактические воздействия, являются:
2.4.1. обучающиеся образовательных учреждений;
2.4.2. педагогические работники и специалисты образовательных учреждений;
2.4.3. члены семей обучающихся;
2.4.4. значимые другие лица обучающихся, взаимодействующие с ними в различных формах досуговой активности.
2.5. Основные направления первичной профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия):
2.5.1. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
2.5.2. Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять психоактивные вещества, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема психоактивных веществ;
2.5.3. Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема психоактивных веществ;
2.5.4. Использование технологий раннего обнаружения случаев употребления ПАВ обучающимися;
2.5.5. Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающую в себя сотрудничество с государственными, муниципальными, общественными, коммерческими организациями и структурами, занимающихся профилактикой злоупотребления психоактивными веществами, создание учреждений для оказания профилактической и реабилитационной помощи и поддержки детям, подросткам и их семьям.
2.6. Основные профилактические функции, направленные на реализацию комплексной профилактической деятельности в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия):
2.6.1. Министерство образования Республики Саха (Якутия):
2.6.1.1. Утверждение содержательного минимума программ профилактики формирования аддиктивных форм поведения у детей и подростков;
2.6.1.2. Вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность учреждений системы образования;
2.6.1.3. Разработка и реализация ведомственной программы по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков в системе общего среднего образования Республики Саха (Якутия);
2.6.1.4. Координация действий субъектов по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков в образовательной среде;
2.6.1.5. Межведомственное взаимодействие с государственными, муниципальными, общественными и коммерческими организациями и структурами, занимающимися профилактикой злоупотребления психоактивными веществами;
2.6.1.6. Учет показателей состояния работы по формированию здорового образа жизни, реализации программ по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся при проведении аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
2.6.2. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи" Федерального агентства по образованию:
2.6.2.1. Определение содержательного минимума программ профилактики формирования аддиктивных форм поведения у детей и подростков;
2.6.2.2. Организация взаимодействия федеральных и региональных учреждений, осуществляющих профилактику аддиктивного поведения среди детей и подростков в образовательной среде;
2.6.2.3. Научная курация и экспертиза программ профилактики формирования аддиктивного поведения у детей и подростков;
2.6.2.4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в области профилактики аддиктивного поведения среди детей и подростков.
2.6.3. Институт повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия):
2.6.3.1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов и специалистов, занимающихся профилактикой аддиктивного поведения у детей и подростков.
2.6.3.2. Разработка и апробация инновационных профилактических программ.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.6.3. Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Министерства образования Республики Саха (Якутия):
2.6.3.1. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся профилактикой аддиктивного поведения у детей и подростков;
2.6.3.2. Организация и координация информационного, организационного и методического обеспечения общественных наркопостов образовательных учреждений, центров профилактики и реабилитации аддиктивного поведения несовершеннолетних;
2.6.3.3. Проведение экспертизы и рецензирование образовательных и профилактических программ, методическая помощь в реализации программ по профилактике аддиктивного поведения;
2.6.3.4. Мониторинг наркоситуации в образовательной среде Республики Саха (Якутия) для выявления тенденций ее изменения и принятия необходимых профилактических мер;
2.6.3.5. Мониторинг эффективности профилактической работы в учреждениях образования Республики Саха (Якутия).
2.6.4. Органы местного самоуправления:
2.6.4.1. Разработка и реализация целевых программ муниципальных образований по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, формированию здорового образа жизни;
2.6.4.2. Обеспечение финансовой поддержки из муниципального бюджета деятельности общественных наркологических постов образовательных учреждений;
2.6.4.3. Пропаганда трезвого и здорового образа жизни, проведение антинаркотической профилактики через организацию циклов радио- и телепередач, публикация на страницах районных газет, сайтах специальных рубрик с привлечением государственных, муниципальных, общественных и коммерческих организаций.
2.6.5. Муниципальные учреждения управления образованием:
2.6.5.1. Реализация целевых программ по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании, формированию здорового образа жизни у детей и подростков;
2.6.5.2. Координация и контроль деятельности общественных наркологических постов образовательных учреждений в муниципальных образованиях;
2.6.5.3. Координация и контроль деятельности образовательных учреждений в области профилактики аддиктивного поведения у детей и подростков;
2.6.5.4. Содействие созданию и развитию муниципальных центров для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);
2.6.5.5. Учет показателей состояния работы по формированию здорового образа жизни, реализации программ по профилактике аддиктивного поведения у обучающихся при проведении аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
2.6.5.6. Обеспечение занятостью и досугом в летнее время детей "группы риска";
2.6.5.7. Содействие сохранению и развитию сети учреждений, объединений дополнительного образования детей.
2.6.6. Образовательные учреждения:
2.6.6.1. Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни, проведение мероприятий по профилактике аддиктивного поведения для всех целевых групп;
2.6.6.3. Учет и сопровождение обучающихся, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;
2.6.6.4. Профилактическая работа с детьми "группы риска";
2.6.6.5. Создание условий, направленных на подготовку педагогов и специалистов по вопросам профилактики аддиктивного поведения у обучающихся;
2.6.6.6. Совершенствование системы антинаркотической профилактики путем поддержки и развития деятельности общественных наркологических постов;
2.6.6.7. Разработка и реализация комплексной программы образовательного учреждения с вовлечением основных целевых групп, в отношении которых осуществляются профилактические воздействия;
2.6.6.8. Внедрение в образовательный процесс программ профилактической направленности, включающих антинаркотическое, правовое просвещение, повышение психологической культуры объектов образовательного процесса, обучение детей и подростков социально важным навыкам, безопасному поведению, формированию здорового образа жизни;
2.6.6.9. Создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки детей с проблемами в поведении и обучении и их родителей;
2.6.6.10. Совершенствование системы взаимодействия семьи и школы на основе равноправных, партнерских отношений и современных форм организации работы (психологические тренинги для родителей, родительские клубы по интересам, группы самопомощи и взаимоподдержки) с целью повышения родительской ответственности и компетентности в воспитании детей;
2.7. Эффективность реализации мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательном учреждении РС (Я) оценивается по двум основным показателям:
- по количественным показателям;
- по качественным показателям.
2.7.1. Количественные показатели
2.7.1.1. Показатель количества обучающихся, состоящих на профилактическом учете наркопостов, путем снятия их с учета в результате работы по индивидуальному маршруту сопровождения;
2.7.1.2. Показатель динамики потребления психоактивных веществ детьми и подростками;
2.7.1.3. Показатель количества выявляемых наркопостами на ранней стадии детей и подростков, злоупотребляющих наркотическими и другими ПАВ;
2.7.1.4. Показатель количества педагогических работников, прошедших обучение по программам профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании среди детей и подростков;
2.7.1.5. Показатель количества детей и подростков, прошедших обучение по программам формирования здорового образа жизни и формирования жизненных навыков;
2.7.2. Качественные показатели:
2.7.2.1. Мониторинг наркоситуации в учреждениях образования;
и эффективности реализации антинаркотической профилактической деятельности в образовательном учреждении;
2.7.2.2. Мониторинг и комплексная оценка программ и антинаркотической профилактической деятельности в учреждениях общего среднего образования;
2.7.2.3. Показатель информированности, уровня знаний и убежденности учащихся, педагогов и родителей по вопросам формирования навыков здорового образа жизни;
2.7.2.4. Готовность обучающихся, родителей и других представителей социума участвовать в волонтерских и других мероприятиях по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и подростков;
2.7.2.5. Показатель социальной и психологической напряженности в среде обучающихся образовательного учреждения;
2.7.2.6. Наличие педагогов и специалистов, прошедших обучение по программам профилактики наркомании, алкоголизма и токсикомании среди детей и подростков;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
2.7.2.6. Наличие, принятие и реализация на уровне каждого образовательного учреждения политики (путем создания разномасштабных профилактических антинаркотических проектов и программ для различных целевых групп) в отношении употребления ПАВ. Применение инновационных технологий в профилактической деятельности.
2.8. Интегрирующий результат выполнения Регламента.
Формирование системы профилактики и организация команды педагогов-профессионалов, осуществляющих эффективную профилактическую деятельность: развитие личности несовершеннолетнего, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоение основных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей и распространителей психоактивных веществ.
Приложение 1.
ГЛОССАРИЙ
Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.
Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин и другие средства.
Злоупотребление психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость.
Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвращение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллектив, к общественно-полезной деятельности.
Образовательная модель профилактики - основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
Медицинская модель профилактики - основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
Психосоциальная модель профилактики - основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.
Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - учреждение, осуществляющее комплекс педагогических, медико-психологических и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих зависимостью от психоактивных веществ.
Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масштабов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.
Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в результате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у больного психической и физической зависимости от наркотиков, морально-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других патологических проявлений.
Токсикомания - хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в официальный список наркотических средств.
Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие наркотические средства с целью личного потребления.
Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и молодежи, выделенная на основании определенного набора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:
- лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;
- экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;
- имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отклонениями.
Мониторинг наркотической ситуации - повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ - медицинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографического выявления в моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются монотесты и мультитесты; последние применяются для диагностики нескольких ПАВ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2009 г. N 01-08/1635 "Об утверждении Регламента по первичной профилактике аддиктивного поведения обучающихся в системе среднего (полного) общего образования Республики Саха (Якутия)"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Опубликование:
-