Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2023 г. N 33а-3330/2023
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Галимова Л.Т.,
судей Гильфанова Б.К., Нуриахметова И.Ф.,
с участием прокурора Янусика А.С.,
при секретаре судебного заседания Гарипове И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гильфанова Б.К. административное дело по апелляционной жалобе Шахидуллина Артема Ринатовича на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 8 декабря 2022 года, которым постановлено:
административный иск Шахидуллина А.Р. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании недействующим абзаца 2 пункта 3.2.1 и абзаца 3 пункта 3.2.2 Приложения N 1 "Типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Казани и требования к таким рекламным конструкциям", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории города Казани" и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца Шахидуллина А.Р. и его представителя Мироновой В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и заинтересованного лица муниципального казенного учреждения "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Максименковой Е.В., высказавшейся против доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Республики Татарстан Янусика А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Шахидуллин А.Р. обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполнительному комитету МО города Казани) с требованием о признании недействующими пунктов 3.2.1 и 3.2.2 Приложения N 1 "Типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Казани и требования к таким рекламным конструкциям", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории города Казани" (далее - Приложение N 1, Приложение N 1 постановления Исполнительного комитета МО города Казани от 1 апреля 2022 года N 916).
В обоснование заявленных требований указано, что 12 апреля 2022 года он обратился в муниципальное казенное учреждение "Управление наружной рекламы и информации Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани") по вопросу внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории города Казани двух мест размещения типовых отдельно стоящих рекламных конструкций на принадлежащих ему земельных участках с кадастровыми номерами.... и...., расположенных по улице <адрес>
По итогам рассмотрения заявлений 16 мая 2022 года административным истцом получены письма МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани" от 16 мая 2022 года N 21/01-15-и и N 21/01-15-и об отказе во включении предлагаемых им мест размещения рекламных в схему размещения рекламных конструкций со ссылкой на пункты 3.2.1 и 3.2.2 указанного Приложения N 1 постановления Исполнительного комитета МО города Казани от 1 апреля 2022 года N 916.
Административный истец Шахидуллин А.Р. просил признать недействующими пункты 3.2.1 и 3.2.2 Приложения N 1 "Типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Казани и требования к таким рекламным конструкциям", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории города Казани".
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил свои требования, просил признать недействующими абзац 2 подпункта 3.2.1 и абзац 3 подпункта 3.2.2 Приложения N 1, полагая, что они противоречат требованиям части 5.8, пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", пункту 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июня 2022 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 2.11 Режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах ЕЗРЗ-1 "Надвратная Тихвинская церковь загородного архиерейского дома", 1706 г., расположенного по адресу: <адрес>, и объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь)", XVII-XIX вв., расположенного по адресу: <адрес> утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 августа 2020 года N 715 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Казани, объединенных зон охраны объектов культурного наследия города Казани, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
Решением суда от 8 декабря 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Шахидуллин А.Р. ставит вопрос об отмене решения суда от 8 декабря 2022 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что решение суда принято при неправильном применении норм материального права и противоречит сложившейся судебной практике и правовым подходам Верховного Суда Российской Федерации, настаивает на наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Указывается, что проект оспариваемого постановления Исполнительного комитета МО города Казани получил отрицательное заключение прокуратуры города Казани, но доказательств того, что далее данный проект был доработан и повторно направлен в прокуратуру города Казани для получения положительного заключения в материалах дела не имеется. Проект постановления N 916 от 1 апреля 2022 года в действующей редакции не проходил обязательную оценку регулирующего воздействия. Доработанный проект постановления был заново размещен для проведения антикоррупционной экспертизы с 21 марта 2022 года по 28 марта 2022 года, но не был размещен на сайте www.kzn.ru для проведения публичных консультаций.
Отмечается, что МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" как уполномоченный орган не принимало участие в проведении анализа на соответствие документам территориального планирования внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Казани требованиям законодательства. При этом суд первой инстанции не дал никакой оценки доводам административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в части противоречит нормам действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, указывается, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению чрезмерных и необоснованных ограничений по размещению рекламных конструкций на большей части территории города Казани, тогда как абзац 3 подпункта 3.2.2 Приложения N 1 заранее вводит ограничения на большую часть территории города Казани, а вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки городского округа разрешается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, архитектурных стилевых ансамблей.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, административными ответчиками была нарушена также и установленная законом процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Исполнительный комитет МО города Казани и МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани" представили в суд апелляционной инстанции письменные возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Указывается, что установленный в оспариваемом подпункте 3.2.1 Приложения N 1 запрет на установку и эксплуатацию всех видов отдельно стоящих рекламных конструкций в границах земельного участка, занимаемого индивидуальным или многоквартирным жилым домом, не устанавливает запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а устанавливает запрет на территории, ввиду чего внесение данного запрета в Правила землепользования и застройки города Казани не требуется.
Более того, согласно пункту 3.3.32 Положения о Комитете Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 июля 2018 года N 565 "Вопросы Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия", комитет устанавливает запрет или ограничения распространения наружной рекламы на самих объектах культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), объектах культурного наследия регионального значения, объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в Единый реестр, а также требования к её распространению, ввиду чего установленный запрет относится к компетенции Исполнительного комитета МО города Казани.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Шахидуллин А.Р. и его представитель Миронова В.А., в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали и просили решение отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объёме.
Представитель административного ответчика Исполнительного комитета МО города Казани и заинтересованного лица МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани" Максименкова Е.В., в суде апелляционной инстанции просила решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованные лица МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО города Казани" и Комитет Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия своих представителей в суд не направили.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения в сфере рекламы независимо от места её производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе", Закон о рекламе).
В соответствии со статьей 4 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с приведенным Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 4 марта 1997 года N 4-П, рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Вопросы наружной рекламы и установки рекламных конструкций урегулированы статьей 19 Закона о рекламе, в соответствии с которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, а также содержит нормы о полномочиях органов местного самоуправления в названной области общественных отношений: устанавливать конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (часть 5), заключать договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (часть 5.1), выдавать разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и предписаний о демонтаже в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения (часть 9), определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов (пункт 4 части 15), принимать решения об аннулировании разрешения (часть 18).
Муниципальное образование город Казань, наделенное Законом Республики Татарстан от 15 сентября 2004 года N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани" статусом городского округа, в соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 26.1 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани (утв. решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5), вправе решать вопросы местного значения городского округа, к которым относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 5 и части 4 статьи 56 Устава муниципального образования города Казани установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством, относится в том числе к компетенции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, который входит в структуру органов местного самоуправления.
Во исполнение предоставленных полномочий постановлением Исполнительного комитета МО города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани" согласно приложению N 1 к указанному постановлению в целях формирования благоприятной художественно-эстетической городской среды с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Казани утверждены Типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории города Казани, и требования к таким рекламным конструкциям.
В соответствии с пунктом 3.2 указанного Приложения N 1 не допускается установка и эксплуатация отдельно стоящих рекламных конструкций:
п. 3.2.1 всех видов:
- на территориях, занимаемых образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, объектами социального обслуживания населения, а также на территориях, занимаемых цветниками, альпинариями, рокариями;
- в границах земельного участка, занимаемого индивидуальным или многоквартирным жилым домом (абзац 2);
- с подводкой электрического кабеля воздушным способом;
п. 3.2.2 еврощитов, ситибордов:
- на территориях особого городского значения, перечень которых определен муниципальным правовым актом;
- на расстоянии менее 100 метров от границ территорий объектов религиозного назначения;
- внутри территории, ограниченной ул. Тихорецкая, ул. Магистральная, ул. Меховщиков, ул. Девятаева, ул. Альфреда Халикова, Кировской дамбой, ул. Несмелова, ул. Краснококшайская, ул. Болотникова, ул. Восстания, ул. Маршала Чуйкова, ул. Адоратского, пр. Ямашева, ул. Академика Арбузова, пр. Победы, ул. Академика Сахарова, ул. Юлиуса Фучика, ул. Академика Завойского, ул. Комиссара Габишева, ул. Дубравная, пр. Победы, ул. Баки Урманче, Магистралью 100-летия ТАССР, в том числе на данных улицах, дамбе, магистрали и проспектах (абзац 3);
- с электронно-цифровой поверхностью на расстоянии менее 50 метров до окон жилых домов, объектов, занимаемых образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, стационарными учреждениями социального обслуживания населения, расположенных в зоне под углом 120 градусов от краев информационного поля рекламной конструкции.
Пунктом 1.4 указанного Приложения N 1 предусмотрено, что рекламные конструкции и их территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента, обеспечивать соблюдение градостроительных норм и правил, требований безопасности, документов по стандартизации, правил устройства электроустановок и устанавливаться с учетом требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, их охране и использовании, целостности восприятия объектов культурного наследия, их архитектурного облика, фасадной композиции, а также требованиям градостроительного регулирования по условиям охраны объектов культурного наследия г. Казани, объединенных зон охраны объектов культурного наследия г. Казани и объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля, XVI-XVIII вв.", включенного в список Всемирного наследия.
Постановление Исполнительного комитета МО города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани" опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 11 апреля 2022 года, (спецвыпуск) и размещено на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru).
Из материалов дела видно, что административный истец Шахидуллин А.Р. является собственником земельного участка площадью 1374 кв. м с кадастровым номером.... расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка площадью 1603 кв. м с кадастровым номером.... расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 14, 18).
Земельный участок с кадастровым номером.... поставлен на кадастровый учет 31 июля 2018 года, относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом и прилегающая территория (л.д. 18).
Земельный участок с кадастровым номером.... поставлен на кадастровый учет 20 ноября 2019 года, относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования; для иных видов жилой застройки (л. д. 14).
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 25 декабря 2017 года по делу N 3а-598/2017 по административному делу Шахидуллина А.Р. к Казанской городской Думе Республики Татарстан об оспаривании пункта 5.1.4 Положения о порядке размещения рекламных конструкций на территории города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 26 ноября 2009 года N 9-4 (далее - Положение от 26 ноября 2009 года), административный иск Шахидуллина А.Р. был удовлетворён (том 1 л.д. 108-110).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду решение Казанской городской Думы от 26 ноября 2009 г. N 9-44
При этом вышеуказанным решением от 25 декабря 2017 года по делу N 3а-598/2017, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5.1.4 Положения от 26 ноября 2009 года, согласно которому размещение отдельно стоящих рекламных конструкций допускается только на территории общего пользования (том 1 л.д. 108-110).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 года N 11-АПГ18-2 вышеуказанное решение Верховного Суда Республики Татарстан от 25 декабря 2017 года по делу N 3а-598/2017 оставлено без изменения (том 1 л.д. 111-113).
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 28 июня 2019 года по делу N 2а-4558/2019 частично удовлетворен административный иск Шахидуллина А.Р. к Исполнительному комитету МО города Казани об оспаривании в части Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Казани, утвержденного постановление Исполнительного комитета МО города Казани от 22 ноября 2018 года N 5927 (далее - Положение от 22 ноября 2017 года (том 1 л.д. 56-60).
При этом вышеуказанным решением Вахитовского районного суда города Казани от 28 июня 2019 года признан недействующим пункт 5.2.4, которым не допускается установка и эксплуатация: еврощитов, ситибородов - за границами территории общего пользования (том 1 л.д. 56-60).
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 12 июля 2021 года по административному делу N 2а-3465/2021 отказано в удовлетворении административного иска Шахидуллина А.Р. к Исполнительному комитету МО города Казани об оспаривании абзаца 3 пункта 3.2.2, устанавливающего запрет на установку определенных типов рекламных конструкций в виде еврощитов и ситибордов внутри части территории муниципального образования г. Казани, а именно территории, ограниченной ул. Тихорецкая, ул. Магистральная, ул. Меховщиков, ул. Девятаева, ул. Альфреда Халикова, Кировской дамбой, ул. Несмелова, ул. Краснококшайская, ул. Болотникова, ул. Восстания, ул. Маршала Чуйкова, ул. Адоратского, пр. Ямашева, ул. Академика Арбузова, пр. Победы, ул. Академика Сахарова, ул. Юлиуса Фучика, ул. Академика Завойского, ул. Комиссара Габишева, ул. Дубравная, пр. Победы, ул. Баки Урманче, в том числе на данных улицах, дамбе, проспектах; и пункта 3.2.5 Приложения к постановлению Исполнительного комитета МО города Казани от 17 августа 2020 года N 2207 "О типах и видах рекламных конструкций, допустимых к установке на территории г. Казани, и требованиях к таким рекламным конструкциям", которым определены требования к установке определенного вида рекламной конструкции - афишной щитовой, установка которой не допускается за территориями тротуаров или прилегающих к ним к ним газонов и в случае расположения её не параллельно проезжей или пешеходной части дороги исходя из её функционального назначения (далее - Положение от 17 августа 2020 года (том 1 л.д. 53-55).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда Республики Татарстан от 19 апреля 2022 года решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 сентября 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалобы индивидуального предпринимателя Шахидуллина А.Р. - без удовлетворения (л.д. 130-132).
В апреле 2022 года Шахидуллин А.Р. обратился в МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани" с двумя заявлениями по вопросу внесения в схему размещения рекламных конструкций на территории г. Казани двух мест размещения типовых отдельно стоящих рекламных конструкций на указанных земельных участках с кадастровыми номерами.... (л.д. 31-32).
Письмом МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани" от 16 мая 2022 года за N 21/01-15-и на обращение административного истца от 12 апреля 2022 года отказано во внесении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Казани отдельно стоящей рекламной конструкции в виде пилона с электронно-цифровой поверхностью по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером.... со ссылкой на подпункт 3.2.1 Приложения N 1, в соответствии с которым не допускается установка и эксплуатация отдельно стоящих рекламных конструкций всех видов в границах земельного участка, занимаемого индивидуальным или многоквартирным жилым домом, в связи с тем, что на земельном участке расположен индивидуальный жилой дом (л.д. 31).
Письмом МКУ "Управление наружной рекламы и информации ИК МО города Казани" от 16 мая 2022 года N 20/01-15-и отказано во включении в схему размещения рекламных конструкций на территории города Казани отдельно стоящей рекламной конструкции в виде еврощита с электронно-цифровой поверхностью по ул. Гвардейская на земельном участке с кадастровым номером.... со ссылкой на подпункт 3.2.2 Приложения N 1, в соответствии с которым не допускается установка и эксплуатация отдельно стоящих рекламных конструкций в виде еврощитов, ситибордов внутри территории, ограниченной ул. Тихорецкая, ул. Магистральная, ул. Меховщиков, ул. Девятаева, ул. Альфреда Халикова, Кировской дамбой, ул. Несмелова, ул. Краснококшайская, ул. Болотникова, ул. Восстания, ул. Маршала Чуйкова, ул. Адоратского, пр. Ямашева, ул. Академика Арбузова, пр. Победы, ул. Академика Сахарова, ул. Юлиуса Фучика, ул. Академика Завойского, ул. Комиссара Габишева, ул. Дубравная, пр. Победы, ул. Баки Урманче, Магистралью 100-летия ТАССР, в том числе на данных улицах, дамбе, магистрали и проспектах. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером.... по <адрес> расположен внутри вышеуказанной территории, внесение заявленной рекламной конструкций не предоставляется возможным (том 1 л.д. 32).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Исполнительным комитетом МО города Казани в пределах предоставленных ему полномочий, порядок его принятия и введения в действие, в том числе правила опубликования, соблюдены, указав, что в компетенцию органов местного самоуправления городских округов также входят полномочия по определению типов и видов рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов, объектов культурного наследия в их историко-градостроительной среде, что обуславливает необходимость установления границ размещения рекламных конструкций, принял решение об отказе в удовлетворении административного иска.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района, органа местного самоуправления муниципального округа или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее также - Закон об объектах культурного наследия).
В силу статьи 60 Закона об объектах культурного наследия градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1).
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя, в том числе разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения (подпункт 3 пункта 3 статьи 60 Закона об объектах культурного наследия).
Так, постановление Исполнительного комитета МО города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани" не содержит описания понятия "территории общего пользования".
Вместе с тем, в законодательстве под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), которые не подлежат приватизации, то есть находятся в государственной или муниципальной собственности (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов полномочиями определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования, а также требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городских округов. Устанавливать же ограничения на размещение отдельно стоящих рекламных конструкций в зависимости от формы собственности земельных участков к компетенции органов местного самоуправления не отнесено.
Данный правовой подход сформулирован в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 года N 11-АПГ18-2.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2016 года N 49-АПГ16-35, по смыслу Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьков, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект).
При этом установление общего запрета на размещение отдельно стоящих рекламных конструкций на всех земельных участках за исключением территорий общего пользования не обеспечивает сохранение планировочной структуры исторического поселения, соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности, поскольку территории общего пользования располагаются во всех территориальных зонах города Казани.
Заслуживает внимания также и довод административного истца о том, что ограничение, установленное абзацем 2 подпункта 3.2.1 Приложения N 1, противоречит в том числе пункту 1.4 Приложения N 1.
В этой связи суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска в части требования об оспаривании абзаца 2 подпункта 3.2.1 Приложения N 1, а потому решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Не может суд апелляционной инстанции согласиться также и с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части требования об оспаривании абзаца 3 подпункта 3.2.2 Приложения N 1 и при этом исходит из следующего.
Согласно части 3.1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях допускается в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с соблюдением требований к рекламе и её распространению, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления муниципального округа или органом местного самоуправления городского округа исключительно, в том числе по основанию нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления муниципальных округов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2018 года за N АК/107282/18 на обращение Шахидуллина А.Р. о разъяснении отдельных положений Федерального закона "О рекламе" дан ответ о том, что под требованиями, предъявляемыми к рекламным конструкциям, в контексте пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" понимаются требования к внешнему виду и характеристикам рекламной конструкции (л.д. 125).
Реализация же органами местного самоуправления городского округа Казани полномочий, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" возможна при утверждении Схемы размещения рекламных конструкций с учетом границ исторического поселения города Казани и расположения объектов культурного наследия и их территорий.
В силу статьи 35.1 Закона об объектах культурного наследия не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест (пункт 1 статьи 35.1 Закона об объектах культурного наследия).
Запрет или ограничение распространения наружной рекламы на объектах культурного наследия, находящихся в границах территории достопримечательного места и включенных в реестр, а также требования к ее распространению устанавливаются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, и вносятся в правила землепользования и застройки, разработанные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 35.1 Закона об объектах культурного наследия).
Положениями пункта 7 статьи 47.6 Закона об объектах культурного наследия определено, что охранное обязательство утверждается, в частности актом регионального органа охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. (подпункт 2).
Таким образом, полномочиями по утверждению зон охраны объектов культурного наследия федерального наследия наделены региональные органы охраны объектов культурного наследия.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 августа 2020 года N 715 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия г. Казани, объединенных зон охраны объектов культурного наследия г. Казани, а также режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон, в том числе границы объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения "Надвратная Тихвинская церковь загородного архиерейского дома", 1706 года, расположенного по адресу: <адрес> и объекта культурного наследия регионального значения "Ансамбль архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь)", XVII-XIX вв., расположенного по адресу: <адрес>, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данной зоны согласно приложению N 16, а также режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах ЕЗРЗ-1 "Надвратная Тихвинская церковь загородного архиерейского дома", 1706 года (<адрес>) и "Ансамбль архиерейского загородного дома (Воскресенский монастырь)", XVII-XIX вв. (<адрес> (далее - режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах ЕЗРЗ-1).
Пунктом 2.11 указанного режима использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах ЕЗРЗ-1 запрещена установка всех видов рекламных конструкций, за исключением отдельно стоящих рекламных конструкций с площадью одной стороны информационного поля до 4,5 кв. метра включительно и высотой до пяти метров включительно, если установка данных рекламных конструкций не нарушает визуального восприятия объекта культурного наследия.
Так, из отзыва Исполнительного комитета МО города Казани" на настоящее административный иск следует, что до принятия постановления Исполнительного комитета МО города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 регулирование вопросов размещения наружной рекламы в города Казани на муниципальном уровне осуществлялось тремя постановлениями Исполнительного комитета муниципального образования города Казани:
- от 17 августа 2020 года N 2207 "О типах и видах рекламных конструкций, допустимых к установке на территории г. Казани, и требованиях к таким рекламным конструкциям",
- от 20 ноября 2014 года N 6622 "Об утверждении Сборника рекламных конструкций, допустимых к размещению на территории г. Казани",
- от 30 января 2014 года N 471 "Об утверждении Схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Казани".
В целях упрощения процедуры и сокращения сроков внесения изменений в указанные правовые акты было принято постановление от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани", объединяющее тексты трех указанных постановлений в одно, при этом Приложение N 1 к постановлению N 916 дублирует приложение к постановлению Исполнительного комитета г. Казани от 17 августа 2020 года N 2207, которое было предметом рассмотрения Вахитовского районного суда г. Казани по делу N 2а-3465/2021 между теми же лицами. Судами трех инстанций постановление от 17 августа 2020 года N 2207 признано принятым в пределах полномочий Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани".
Описание же территории, внутри которой не допускается размещение еврощитов и ситибородов, в подпункте 3.2.2 Приложения N 1 к постановлению N 916 уточнено словами "Магистралью 100-летия ТАССР", поскольку на момент принятия постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 1 апреля 2022 года N 916 данная магистраль была введена в эксплуатацию. Данное постановление не изменяет территорию, внутри которой не допускается размещение еврощитов и ситибордов, которая ранее была предметом рассмотрения по делу N 2а-3465/2021 (том 1 л.д. 137-139).
Поскольку границы зон охраны объектов культурного наследия г. Казани утверждены актом регионального органа охраны объектов культурного наследия, довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемым абзацем 3 подпункта 3.2.2 Приложения N 1 установлены чрезмерные ограничения по размещению рекламных конструкций на территории города Казани, является состоятельным и влекущим отмену решения суда также и в данной части.
Пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение (пункт 2 статьи 309 КАС РФ).
Довод административного ответчика о том, что постановление от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани" объединяет тексты трех постановлений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани в одно, правового значения для данного дела не имеет.
Более того, Исполнительный комитет МО города Казани не отрицает (и это следует также и из материалов дела), что описание территории, внутри которой не допускается размещение еврощитов и ситибородов по подпункту 3.2.2 Приложения N 1 дополнено указанием на "Магистраль 100-летия ТАССР", что не может свидетельствовать о тождестве вышеупомянутых постановлений N 916 и N 2207.
Ссылка административного ответчика на обстоятельства, установленные по делу N 2а-3465/2021, существенного значения для разрешения спора по настоящему делу также не имеет ввиду различий по предмету судебного разбирательства.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом изложенного решение суда от 8 декабря 2022 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска и признании недействующими абзаца 2 подпункта 3.2.1 и абзаца 3 подпункта 3.2.2 Приложения N 1 "Типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории г. Казани, и требования к таким рекламным конструкциям", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани".
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления апелляционного определения в законную силу.
Частью 1 статьи 103 КАС РФ определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (часть 1 статьи 11 КАС РФ).
Соответственно с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию сумма 300 рублей в качестве возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 8 декабря 2022 года по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующими со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу абзац 2 подпункта 3.2.1 и абзац 3 подпункта 3.2.2 Приложения N 1 "Типы и виды рекламных конструкций, допустимые к установке на территории г. Казани, и требования к таким рекламным конструкциям", утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 1 апреля 2022 года N 916 "О размещении рекламных конструкций на территории г. Казани".
Настоящее апелляционное определение или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан, а также на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru)
Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в пользу Шахидуллина Артема Ринатовича в возврат уплаченной им государственной пошлины сумму 300 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, кассационная жалоба на него может быть подана через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 февраля 2023 г. N 33а-3330/2023
Текст определения опубликован не был