г. Краснодар |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А32-4033/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Артамкиной Е.В. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Лебедевой А.И. (доверенность от 13.08.2014), в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества "Пластформ" (ИНН 2302012743, ОГРН 1022300638194), заинтересованного лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (ИНН 7710723134, ОГРН 1087746829994), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2014 (судья Шепель А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 (судьи Соловьева М.В., Ефимова О.Ю., Смотрова Н.Н.) по делу N А32-4033/2014, установил следующее.
ЗАО "Пластформ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество) о признании незаконным решения Росимущества от 21.11.2013 N ИА-03/54259 об отказе в предоставлении первоочередного права на приобретение в собственность "Клуб, медпункт" (литера М) общей площадью 654,5 кв. м, столовой (литера Н) общей площадью 3146,1 кв. м, расположенных по адресу: г. Армавир, ул. Новороссийская, 147, санатория-профилактория (литера О) общей площадью 1407,4 кв. м (далее - спорные объекты); обязать Росимущество устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о передаче спорных объектов в собственность общества по рыночной цене; обязать управление устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем принятия решения о передаче спорных объектов в собственность общества по рыночной цене.
Решением суда от 20.05.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.08.2014, заявленные требования удовлетворены. Суды указали на то, что право общества на приватизацию спорных объектов возникло после совершения приватизационной сделки (1991 год), но до вступления в силу Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), общество совершило действия, позволяющие в настоящее время требовать предоставления первоочередного права на приобретение имущества.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обжаловало их в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе управление просит принятые по делу судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и сводятся к тому, что в отношении общества не распространяются положения пункта 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ, управлением не нарушены права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.10.2014.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 18.06.2013 общество обратилось в Росимущество с заявлением, в котором просило принять решение о передаче спорных объектов недвижимого имущества в собственность в рамках приватизации.
Письмом от 21.11.2013 N ИА-03/54259 заявителю сообщено об отказе в предоставлении первоочередного права на приобретение указанных объектов недвижимости в собственность.
Не согласившись с данным отказом, ссылаясь на то, что общество является правопреемником реорганизованного предприятия "Армавирский завод "Пластформ"", спорные объекты входят в имущественный комплекс завода, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
14 декабря 1990 года между государственной Ассоциацией легкой промышленности РСФСР (арендодатель) и организацией арендаторов Армавирского завода "Пластформ" (арендатор) подписан договор аренды, в соответствии с которым арендатор принял в пользование имущество Армавирского завода пластмассовых формованных изделий, как совокупность его основных фондов, оборотных средств, других материальных ценностей и финансовых ресурсов, согласно приложению N 1, с правом последующего выкупа. Арендное предприятие Армавирского завода "Пластформ" зарегистрировано решением исполнительного комитета Армавирского городского Совета народных депутатов Краснодарского края 26.12.1990 N 660/1.
26 декабря 1991 кода Комитет по управлению имуществом в г. Армавире (арендодатель) и организация арендаторов Армавирского завода "Пластформ" (арендатор) заключили договор аренды, в соответствии с которым последнему в арендное пользование с правом последующего выкупа передано имущество Армавирского завода пластмассовых формованных изделий, как совокупность его основных фондов, оборотных средств, других материальных ценностей и финансовых ресурсов, согласно приложению N 1.
Между Фондом государственного имущества Краснодарского края и арендным предприятием Армавирского завода "Пластформ" 23.04.1992 подписан договор купли-продажи N 29, в соответствии с которым на баланс предприятия переданы все активы, пассивы арендного предприятия в соответствии с актом оценки стоимости имущества по состоянию на 01.01.1991. Пунктом 2.3 договора установлено передать до 25.05.1992 в безвозмездное пользование покупателю по отдельному договору объекты соцкультбыта, оставшиеся в государственной собственности. Арендное предприятие Армавирского завода "Пластформ" реорганизовано в АОЗТ "Пластформ", зарегистрированное 20.07.1992 постановлением главы администрации г. Армавира.
Общество является правопреемником реорганизованного арендного предприятия "Армавирский завод "Пластформ"".
5 января 1998 года АОЗТ "Пластформ" подавало заявку в Комитет по управлению государственным имуществом Краснодарского края о включении в план приватизации и выкупе АОЗТ "Пластформ" указанных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся на территории завода.
Приватизация объектов произведена не была.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 2 статьи 43 Закона N 178-ФЗ, с даты вступления его в силу продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.
Согласно пункту 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ при выявлении имущества, подлежащего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене. Не выкупленное открытым акционерным обществом имущество приватизируется в порядке, указанным Федеральным законом. Данное положение Закона разъяснено Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 N 809/08.
Приведенное положение статьи 43 Закона о приватизации применяется в изъятие из общего порядка приватизации.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса установили, что с заявлением о приватизации спорных объектов общество обращалось 05.01.1998, данные правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу Закона N 178-ФЗ. Общество, имея право на приватизацию спорных объектов недвижимости, подало заявку на внесение изменений в план приватизации с просьбой включить в состав приватизируемого имущества объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, приватизация которых на тот момент была разрешена, в свою очередь продавец в нарушение действовавшего законодательства не совершил необходимых действий по приватизации обществом объектов соцкультбыта, чем лишил его законного права на приобретение данных объектов в собственность. Акционерное общество, которое не приватизировало имущество, подлежащее внесению в его уставный капитал в процессе приватизации, вправе выкупить такое имущество у государства по рыночной цене, и государство в лице его уполномоченного органа обязано продать акционерному обществу упомянутое имущество. При этом соблюдение порядка приватизации государственного имущества, предусмотренного Законом N 178-ФЗ, (в том числе и принятие собственником решения о приватизации указанного имущества) не требуется. Соблюдение такого порядка необходимо лишь при приватизации имущества в случае отказа акционерного общества от выкупа этого имущества.
С учетом изложенного суды сделали вывод о том, что общество имеет право на первоочередное приобретение спорного имущества по рыночной цене в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона N 178-ФЗ. Ранее действующее законодательство предусматривало внесение изменений в план приватизации и его утверждение. Поскольку реализация данного порядка в настоящее время не возможна, подлежит применению порядок, предусмотренный пунктом 16 статьи 43 Закона N 178-ФЗ, а именно продажа имущества по рыночной цене.
При таких обстоятельствах суды обоснованно сделали вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Переоценка фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2014 по делу N А32-4033/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.