1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Республики Северная Осетия-Алания (далее - Инвестиционная декларация).
2. Установить срок действия Инвестиционной декларации - 5 лет с даты утверждения.
3. Контроль за реализацией положений Инвестиционной декларации возложить на Правительство Республики Северная Осетия-Алания.
Глава Республики Северная Осетия-Алания |
С. Меняйло |
16 марта 2023 г.
N 56-рг
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Главы Республики
Северная Осетия-Алания
от 16 марта 2023 г. N 56-рг
Инвестиционная декларация
Республики Северная Осетия-Алания
I. Цели инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания
Инвестиционная декларация Республики Северная Осетия-Алания (далее - Инвестиционная декларация) разработана в целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания, достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и создания благоприятного инвестиционного климата для реализации инвестиционных проектов на территории ресублики, их административной поддержки и обеспечения беспрепятственного прохождения согласительных и разрешительных процедур при подготовке и реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционная декларация устанавливает принципы взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, ресурсоснабжающими организациями в сфере инвестиционного развития, в том числе:
равенство - недискриминирующий подход ко всем субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках заранее определенной и публичной системы приоритетов;
вовлеченность - участие субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в процессе принятия решений и оценки их реализации;
прозрачность - общедоступность документированной информации органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания (за исключением информации, содержащей сведения конфиденциального характера или составляющей государственную тайну);
лучшие практики - ориентация административных процедур и регулирования в вопросах, касающихся предпринимательской и инвестиционной деятельности, на лучшую с точки зрения интересов субъектов этой деятельности практику на примере взаимодействия субъектов Российской Федерации с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Инвестиционная политика Республики Северная Осетия-Алания строится в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период до 2030 года, утвержденной Законом Республики Северная Осетия-Алания от 18 сентября 2019 г. N 60-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 года".
Главными целями инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания определены:
реальный рост инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и "прозрачных" условий ведения инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Приоритетными направлениями деятельности органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления являются продолжение работы в сфере привлечения инвестиций, формирование благоприятного инвестиционного климата и поддержки инвестиционных проектов, а также содействие реализации положений Инвестиционной декларации путем принятия новых законов Республики Северная Осетия-Алания либо внесения соответствующих изменений в действующие акты.
Отношения в области инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания регламентируются законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, указанными в приложении к Инвестиционной декларации.
II. Общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в Республике Северная Осетия-Алания
Региональный инвестиционный стандарт Республики Северная Осетия-Алания - это совокупность инструментов, используемых для установления и поддержания благоприятного инвестиционного климата. В число механизмов реализации Регионального инвестиционного стандарта Республики Северная Осетия-Алания кроме Инвестиционной декларации входят:
автономная некоммерческая организация "Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания";
Совет по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания;
инвестиционная карта Республики Северная Осетия-Алания;
свод инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания.
2.1. Автономная некоммерческая организация "Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания"
Автономная некоммерческая организация "Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания" (далее - Агентство) создана постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 18 июля 2017 года N 287 "О создании автономной некоммерческой организации "Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания" в целях обеспечения комплексного развития Республики Северная Осетия-Алания, содействия координации работы органов государственной власти, органов местного самоуправления, представителей бизнес-сообщества, институтов развития, экспертных сообществ и иных лиц, заинтересованных в формировании благоприятных для жизни, ведения бизнеса, профессионального и карьерного развития.
Некоторыми из приоритетных направлений деятельности Агентства являются:
поиск инвесторов;
поддержка и сопровождение инвестиционных проектов;
содействие инвесторам в подготовке проектной и получении разрешительной документации;
взаимодействие с государственными и негосударственными финансовыми институтами для реализации инвестиционных программ и проектов Республики Северная Осетия-Алания;
рассмотрение обращений инвесторов и заинтересованных сторон по вопросам реализации инвестиционного проекта в Республике Северная Осетия-Алания;
информирование населения Республики Северная Осетия-Алания о наиболее важных сферах деятельности Агентства;
урегулирование спорных вопросов в досудебном порядке до обращения в Совет по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания;
иные виды деятельности, необходимые для реализации функций Агентства.
2.2. Совет по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания
Совет по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания (далее - Совет) создан Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2021 года N 137 "О Совете по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания" в целях осуществления межведомственной координации в сфере инвестиционной деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Северная Осетия-Алания.
Совет является постоянно действующим рабочим и совещательным органом при Главе Республики Северная Осетия-Алания, призванным содействовать привлечению инвестиций в экономику Республики Северная Осетия-Алания.
Целями деятельности Совета являются осуществление межведомственной координации в сфере инвестиционной деятельности, создание благоприятного инвестиционного климата в Республике Северная Осетия-Алания, разрешение разногласий и споров инвесторов с органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, уполномоченными организациями по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания, не урегулированных Агентством, в досудебном порядке.
Основными функциями Совета являются:
досудебное разрешение спорных вопросов;
организация взаимодействия органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и других участников инвестиционного процесса;
рассмотрение и анализ инвестиционных проектов на предмет целесообразности их реализации на территории Республики Северная Осетия-Алания и необходимости их софинансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания, местных бюджетов;
рассмотрение хода реализации и результатов инвестиционных проектов;
принятие решения о предоставлении в установленном порядке государственной поддержки либо об отказе в государственной поддержке;
принятие решения о целесообразности прекращения предоставления государственной поддержки;
рассмотрение вопросов, связанных с:
нарушением положений Инвестиционной декларации;
несоблюдением свода инвестиционных правил Республики Северная-Осетия-Алания;
исполнением обязательств Республики Северная Осетия-Алания и инвестора;
сбор и обобщение разрешительной практики с привлечением деловых объединений и Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Северная Осетия-Алания;
иные функции в сфере инвестиционной деятельности и государственно-частного партнерства в соответствии с законодательством.
2.3. Инвестиционная карта Республики Северная Осетия-Алания
Инвестиционная карта Республики Северная Осетия-Алания представляет собой интернет-страницу, содержащую визуализированные пространственные данные с целью упрощения и оптимизации процесса принятия решения субъектами инвестиционной деятельности, а также при разработке инвестиционных проектов.
На инвестиционной карте Республики Северная Осетия-Алания представлена следующая информация:
распределение ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания;
необходимая инфраструктура, а также площадки для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания;
наличие преференциальных режимов (территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон и другое);
реализуемые и планируемые к реализации инвестиционные проекты.
2.4. Свод инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания
Свод инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания представляет собой оптимальный алгоритм действий ("клиентский путь") инвестора, планирующего реализацию инвестиционного проекта на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Свод инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания создан в целях повышения прозрачности и упрощения взаимодействия инвестора с органами исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов.
Свод инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания содержит алгоритмизированную информацию для инвестора по порядку получения различных услуг. Каждый алгоритм закреплен за определенным республиканским органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, ответственными за его соблюдение и актуализацию, а именно:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания является ответственным за предоставление инвесторам следующих услуг:
энергоснабжение (присоединение к электрическим сетям);
газоснабжение (подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения);
водоснабжение и водоотведение;
органы местного самоуправления являются ответственными за предоставление инвесторам земельных участков в аренду;
Комитет по транспорту и дорожной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания отвечает за обеспечение инвесторам доступа к дорожной инфраструктуре;
Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий обеспечивают выполнение алгоритмов свода инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания в вопросах:
получения разрешения на строительство;
получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания отвечает за оформление права собственности на введенный в эксплуатацию объект.
III. Ключевые характеристики Республики Северная Осетия-Алания
3.1. Общая характеристика Республики Северная Осетия-Алания
Республика Северная Осетия-Алания - перспективный субъект Российской Федерации с высоким потенциалом для устойчивого развития промышленности, сельского хозяйства, туризма, транспортно-логистического комплекса. В Республике Северная Осетия-Алания реализуются крупные проекты в самых различных отраслях: создаются горнолыжные курорты, закладываются фруктовые сады, возрождаются промышленные предприятия. В Республике Северная Осетия-Алания на этапе реализации находятся инвестиционные проекты в области гидроэнергетики, цветной металлургии, деревообработки, пищевой и перерабатывающей промышленности, индустрии строительных материалов, электроники, в социальной сфере. Сегодня для республики важно включиться в процесс инновационного и импортозамещающего производства.
Республика Северная Осетия-Алания расположена в Северо-Кавказском федеральном округе Российской Федерации и занимает территорию около 8 тыс. кв. км (0,05% от площади Российской Федерации).
Население - 688,1 тыс. человек (данные за 2022 год, ~0,5% от населения Российской Федерации). В Республике Северная Осетия-Алания представлено более 100 национальностей. Республика является одним из самых густонаселенных субъектов России. Столица - город Владикавказ (298.8 тыс. чел.).
Кроме г. Владикавказ в Республике Северная Осетия-Алания расположено еще пять городов:
Моздок (41,0 тыс. чел.);
Беслан (37,3 тыс. чел.);
Алагир (19,4 тыс. чел.);
Ардон (19,2 тыс. чел.);
Дигора (9,9 тыс. чел.).
Республика включает в себя 1 городской округ - муниципальное образование город Владикавказ и 8 муниципальных районов: Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Моздокский, Правобережный и Пригородный.
3.2. Инфраструктурные ресурсы
Инженерно-энергетическая, транспортная, производственная и социальная инфраструктура формируют материальную основу социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
3.2.1. Инженерно-энергетическая инфраструктура Республики Северная Осетия-Алания
На территории Республика Северная Осетия-Алания эксплуатируется 10 электростанций общей мощностью 452,92 МВт, в том числе девять гидроэлектростанций и одна тепловая электростанция. Особенностью энергетики республики является очень высокая доля гидрогенерации, обеспечивающей весь объём выработки электроэнергии. Так, Зарамагская ГЭС-1 является крупнейшей электростанцией республики, на которую приходится более 75 процентов всей установленной мощности энергетики Республики Северная Осетия-Алания. Это одна из новейших электростанций Российской Федерации, введенная в эксплуатацию в конце 2019 года. Установленная мощность станции - 346 МВт, проектная выработка электроэнергии - 842 млн кВт·ч. В здании гидроэлектростанции установлены два гидроагрегата мощностью по 173 МВт.
Республика Северная Осетия-Алания является энергодефицитной по электроэнергии, вместе с тем обладая значительным энергетическим потенциалом. В структуре потребления электроэнергии в республике лидирует потребление населением (24%), потребление промышленностью составляет 21%, значительную долю составляют потери в сетях (26%).
Энергосистема республики связана с энергосистемами Ставропольского края, республик Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, Южная Осетия, Грузия, а также Чеченской Республики.
Общая протяженность линий электропередачи напряжением 0,4-500 кВ составляет 11 647 км, в том числе линий электропередачи напряжением 500 кВ - 40 км, 330 кВ - 324,6 км, 110 кВ - 912,1 км, 35 кВ - 483,6 км, 10-0,4 кВ - 9 886,7 км. Магистральные линии электропередачи напряжением 330-500 кВ эксплуатируются филиалом ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - "Магистральные электрические сети Юга", распределительные сети напряжением 110 кВ и ниже - филиалом ПАО "Россети Северный Кавказ" - "Севкавказэнерго" (в основном) и территориальными сетевыми организациями.
По территории Республики Северная Осетия-Алания проходят магистральные нефте- и газопроводы. В 2009 году было завершено строительство магистрального газопровода "Дзуарикау - Цхинвал", позволившего провести газификацию населенных пунктов Алагирского муниципального и Дигорского районов с суммарной численностью населения более 3,5 тыс. человек.
3.2.2. Транспортная инфраструктура Республики Северная Осетия-Алания
Говоря о реализации транзитного потенциала республики в рамках международных транспортных линий, необходимо выделить два очевидных транспортных коридора: широтный, идущий с востока на запад на линии Махачкала - Минеральные воды - Краснодар, и меридиональный, идущий с севера на юг, через город Владикавказ на город Тбилиси, через город Алагир на Республику Южная Осетия.
Горизонтальные транспортные связи представлены двумя основными коридорами: Р-217 "Кавказ" (Краснодар - Армавир - Минеральные Воды - Пятигорск - Нальчик - Беслан - Владикавказ - Магас - Грозный - Махачкала) и "моздокским" автомобильно-железнодорожным коридором (Грозный - Моздок - Прохладный - Минеральные Воды). Данное направление, особенно "моздокский" коридор, в силу наличия прямой железнодорожной связи имеет транзитный потенциал в случае реализации международного транспортного коридора (далее - МТК) "Север - Юг". Реализация транзитного потенциала потребует строительства и реконструкции отдельных участков железнодорожного и автодорожного коридоров.
К транспортным линиям регионального значения, относится автомобильная дорога Р-217 "Кавказ", которая является основной автомагистралью, связывающей между собой Краснодарский и Ставропольский края и республики Северного Кавказа. В потенциале данная автомобильная дорога на территории Республики Северная Осетия-Алания сможет пропускать более 50 000 автомобилей в сутки.
Вертикальные транспортные связи представлены идущими через территорию республики на юг автомобильными дорогами А-164 (Транскавказская магистраль (Транскам)) и А-161 (Военно-Грузинская дорога).
Транскам через Рокский туннель соединяет Республику Северная Осетия-Алания с Республикой Южная Осетия. Дальнейшее транзитное движение в сторону Грузии отсутствует, так как на границе между Республикой Грузия и Республикой Южная Осетия дорога перекрыта. В зимнее время (с ноября по май) высокогорные участки трассы практически не работают из-за частого схода лавин, селевых потоков, камнепадов.
Военно-Грузинская дорога также имеет ограниченный транзитный потенциал. В настоящее время данная трасса имеет пропускную способность до 700 автомобилей в час (этого часто недостаточно, особенно на международном автомобильном пункте пропуска "Верхний Ларс"). Дорога на многих участках трассирована еще в XIX веке и может быть расширена только при вложении значительных финансовых и технологических ресурсов. Дорога имеет ключевое значение для грузооборота между Арменией и Россией, так как путь через Турцию и Азербайджан для армянских грузов в настоящий момент перекрыт.
Основными транспортными путями, связывающими части республики, являются Эльхотово - Беслан - Владикавказ - Тбилиси, ответвление Эльхотово - Ардон - Алагир - Мизур - Цхинвал (Военно-Осетинская дорога). В широтном направлении - это ответвления дорог направления "Ростов-на-Дону - Минеральные Воды - Махачкала" и далее в Закавказье, проходящие через города Моздок и Беслан.
Ландшафт, создавая естественные барьеры, усложняет задачу достижения устойчивого развития территории. Его основные элементы - Главный Кавказский хребет с ущельями, особо охраняемые природные территории - являются преимуществом республики в плане развития туристско-рекреационного кластера экономики и сохранения экологического равновесия и одновременно проблемой в части развития транспортной, инженерной, туристической инфраструктуры.
На развитие территорий значительное влияние оказывают зоны планировочных ограничений (зоны с особыми условиями развития территории): особо охраняемые природные территории, зона охраны государственной границы Российской Федерации, территории залегания полезных ископаемых, зоны, подверженные воздействию опасных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (сейсмичность на территории республики - 6-7 баллов по шкале Рихтера, значительное развитие лавинных, селевых, оползневых и обвально-осыпных процессов).
Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в границах Республики Северная Осетия-Алания составляет 143,8 км. По территории республики проходят основные железнодорожные направления: Прохладная - Моздок - Гудермес, Прохладная - Дарг-Кох - Беслан - Слепцовская и участки: Дарг-Кох - Алагир и Беслан - Владикавказ. В большинстве мест пересечения автомобильных и железных дорог отсутствуют разноуровневые развязки и виадуки, а значительная часть мостов не соответствует нормативам.
В структуре перевозок Республики Северная Осетия-Алания железнодорожный транспорт по грузообороту занимает важное место. Грузоперевозки по железной дороге осуществляются во внутрироссийском сообщении и представлены в наибольших объемах перевозками сырья для нефтехимической, металлургической и строительной секторов экономики. По пассажирообороту железнодорожные перевозки занимают второе место после автомобильного транспорта.
Воздушный транспорт представлен АО "Международный аэропорт "Владикавказ" (г. Беслан). В 2022 здесь году был открыт новый современный терминал. Планируется выйти на показатель пассажиропотока в 1,5 млн человек в год.
В настоящее время рынок транспортно-логистических услуг в республике находится на стадии формирования. Значительная часть компаний-грузовладельцев ориентирована на полное или частичное самообеспечение в данной сфере. Существует дефицит складских помещений, которые отвечали бы растущим потребностям клиентов в качественных условиях хранения товаров по таким параметрам, как температурный режим, влажность, рядность, сроки хранения.
3.2.3. Телекоммуникационная инфраструктура Республики Северная Осетия-Алания
Республика Северная Осетия-Алания занимает лидирующие позиции в Северо-Кавказском федеральном округе по уровню доступности услуг связи. Динамично растет доля пользователей сети Интернет, увеличивается количество абонентов мобильной связи, а также площадь покрытия территории оптоволоконной сетью, в том числе в труднодоступных горных территориях. Кроме компании "Ростелеком", доступ к высокоскоростному интернет-соединению предоставляют и местные провайдеры - "Глобал Алания" и "М2 Коннект".
Телерадиовещание в цифровом формате осуществляется в г. Владикавказ и прилегающих равнинных территориях республики. Сигнал доступен для 95% жителей республики. В г. Владикавказ ведется строительство новой телерадиовышки.
На территории республики действует четыре оператора подвижной сотовой связи с клиентской базой свыше 1 млн абонентов, в том числе ПАО "МТС" - 372 тыс. абонентов, ПАО "МегаФон" - 326 тыс. абонентов, ПАО "ВымпелКом" - 316 тыс. абонентов.
Вместе с тем существует потребность в повышении доступности стационарного доступа к сети Интернет в домашних хозяйствах, развитии телерадиовещания в труднодоступных горных территориях.
3.2.4. Деловая инфраструктура Республики Северная Осетия-Алания
Развитая деловая инфраструктура Республики Северная Осетия-Алания отвечает всему спектру потребностей хозяйствующих субъектов.
Республика Северная Осетия-Алания обладает необходимой промышленной, транспортной, инженерной инфраструктурой, требуемой для реализации инвестиционных проектов. Также инфраструктурные мощности могут создаваться с учетом потребностей конкретного проекта, компании-инвестора.
В Республике Северная Осетия-Алания созданы институциональные условия для устойчивого развития всех ключевых сфер, входящих в состав экономической, инвестиционной, социальной и пространственной политик региона.
Система республиканских институтов развития представлена следующими структурами:
Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и другие министерства;
Министерство промышленности и инвестиций Республики Северная Осетия-Алания;
акционерное общество "Корпорация Инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания";
автономная некоммерческая организация "Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания";
некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Республики Северная Осетия-Алания";
Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий Республики Северная Осетия-Алания;
Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания;
Фонд выставочной и презентационной деятельности Республики Северная Осетия-Алания.
3.3. Преференциальные режимы и программы стимулирования инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания
3.3.1. Территории перспективного развития Республики Северная Осетия-Алания
Законом Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2008 г. N 55-РЗ "О зонах приоритетного экономического развития в Республике Северная Осетия-Алания" (далее - Закон) определены условия и порядок создания зон приоритетного экономического развития (далее - ЗПЭР) в Республике Северная Осетия-Алания, а также установлены формы государственной поддержки резидентов ЗПЭР, государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность по созданию объектов инженерной и транспортной инфраструктур ЗПЭР. В соответствии с Законом принято постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28 сентября 2020 г. N 319 "Об утверждении правил создания и прекращения деятельности зон приоритетного экономического развития на территории Республики Северная Осетия-Алания".
Согласно Закону ЗПЭР создаются в целях обеспечения ускоренного экономического развития, создания на этой основе условий для внедрения наиболее прогрессивных технологий и производств, развития промышленного и сельскохозяйственного производств, туризма и рекреационной деятельности в республике.
ЗПЭР создаются в целях привлечения прямых инвестиций, создания новых рабочих мест (в том числе для жителей депрессивных населенных пунктов), развития территорий, увеличения доходов при минимизации затрат.
Формирование ЗПЭР предполагается на основании предоставления преференций потенциальным резидентам (производители и инвесторы) ЗПЭР в отраслях промышленности, сельского хозяйства, туризма и рекреационной деятельности, которые будут реализовывать свои инвестиционные проекты исключительно на территориях создаваемых ЗПЭР.
Государственная поддержка резидентов зоны приоритетного экономического развития осуществляется органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в пределах их компетенции в следующих формах:
1) предоставление в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации резидентам зоны приоритетного экономического развития бюджетных инвестиций на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктур, перечень которых устанавливается договором об осуществлении деятельности на территории зоны приоритетного экономического развития;
2) предоставление в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации резидентам зоны приоритетного экономического развития бюджетных субсидий для погашения части процентной ставки в размере, ограниченном ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, по кредитам коммерческих банков, полученным на строительство объектов инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур и приобретение техники и оборудования либо используемым в качестве платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения (платы за технологическое присоединение);
3) установление резидентам зоны приоритетного экономического развития дифференцированной платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям;
4) в иных формах, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия-Алания.
Государственная поддержка может быть предоставлена резиденту зоны приоритетного экономического развития в нескольких формах одновременно.
Пилотными муниципальными районами по созданию ЗПЭР стали Алагирский муниципальный и Ирафский районы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2019 года N 1248 "О создании на территории муниципального образования Алагирский район Республики Северная Осетия-Алания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа" на земельных участках, определяемых соглашением о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, была создана особая экономическая зона туристско-рекреационного типа "Мамисон".
3.3.2. Соглашение о защите и поощрении капиталовложений
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений - соглашение, заключаемое между инвестором и публично-правовым образованием, по которому последнее обязуется в обмен на инвестиции обеспечить инвестору неприменение в отношении него актов (решений) республиканских органов исполнительной власти, ухудшающих его положение или создающих дополнительные барьеры или расходы при реализации инвестиционного проекта.
3.3.3. Специальный инвестиционный контракт
Специальный инвестиционный контракт - это инструмент промышленной политики, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство в Российской Федерации. Инвестор заключает соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства инвестора реализовать инвестиционный проект, а также обязательства государства обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить меры господдержки.
3.3.4. Инвестиционный налоговый вычет
Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового периода по налогу на прибыль, установленный статьей 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в отношении не более 90% суммы расходов, составляющих первоначальную стоимость основного средства или её изменение в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств.
Вычет применяется к объектам основных средств третьей - седьмой амортизационных групп, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территории Республики Северная Осетия-Алания, за исключением организаций или обособленных подразделений организаций, расположенных на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющих следующие виды экономической деятельности:
1) производство напитков (кроме производства безалкогольных напитков и минеральных вод);
2) производство табачных изделий;
3) обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха;
4) торговля оптовая и розничная;
5) деятельность финансовая и страховая.
Размер ставки налога для определения предельной величины вычета текущего налогового (отчетного) периода составляет 5%.
3.4. Характеристика трудовых ресурсов и качества образования в Республике Северная Осетия-Алания
Ситуация на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания характеризуется более высоким уровнем безработицы и более низкой средней заработной платой, чем в среднем по Российской Федерации.
Наибольшее число занятых сосредоточено в сельском хозяйстве, торговле и образовании. Лидирующими отраслями по наличию вакантных рабочих мест являются образование, здравоохранение и промышленность, что является свидетельством нехватки квалифицированного персонала и непривлекательных условий работы.
Наиболее емким по числу вакансий является рынок труда г. Владикавказ, где сосредоточена большая часть предприятий и организаций республики. Серьезную обеспокоенность вызывают районные рынки труда, характеризующиеся продолжительностью периода безработицы, высоким показателем коэффициента напряженности на рынке рабочей силы, превышающим во много раз республиканский показатель. В разрезе муниципальных образований самый высокий уровень напряженности на рынке труда наблюдается в Ардонском, Ирафском, Кировском районах.
Проблема трудоустройства граждан усугубляется несоответствием спроса и предложения рабочей силы, а также профессионально-квалификационной структуры безработных граждан имеющимся вакансиям.
В республике функционирует 5 высших учебных заведений: 4 федеральных и 1 частное.
Частным является ЧОУ ВО "Владикавказский институт управления", а федеральными:
ФГБОУ ВО "Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)".
Направления подготовки: компьютерное моделирование и автоматизация проектирования, металлургия черных, цветных и редких металлов, электроэнергетика, промышленное и гражданское строительство и другие;
ФГБОУ ВО "Северо-Осетинская государственная медицинская академия".
Направления подготовки: лечебное, медико-профилактическое, педиатрическое, высшего сестринского образования, фармацевтическое, стоматологическое и другие;
ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова".
Направления подготовки: биолого-технологическое, географии и геоэкологии, физико-техническое, химико-технологическое, историческое, математическое, международных отношений, искусств и другие;
ФГБОУ ВО "Горский государственный аграрный университет".
Направления подготовки: теплоэнергетика и теплотехника, биотехнология, технология продукции и организация общественного питания, землеустройство и кадастры, технология транспортных процессов, стандартизация и метрология, лесное дело, агрономия, садоводство, агроинженерия, ветеринарно-санитарная экспертиза, зоотехния и другие.
Уровень обеспеченности высшими учебными заведениями и долю занятых с высшим образованием можно охарактеризовать как высокие.
Республика нуждается в увеличении количества действующих учреждений среднего профессионального образования. В настоящее время их 27, из которых 19 - государственные учреждения, 4 - структурные подразделения высших учебных заведений, и 4 - частные организации.
Также имеется недостаток учреждений дошкольного образования.
В республике ведется работа над повышением качества образования. С 2022 года для 100% направлений подготовки высших учебных заведений учреждена новая форма сдачи выпускных экзаменов - демонстрационный экзамен, проводимый в онлайн-режиме. Такая форма подразумевает более высокую степень подготовки выпускника, необходимую для успешной сдачи экзамена.
3.5. Приоритетные направления инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания
Одной из главных целей социально-экономического и инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания является развитие базовых отраслей экономики республики: туристско-рекреационного кластера, транспортно-логистического комплекса (развитие дорожного хозяйства, логистики, воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта), развитие энергетического комплекса, развитие производства строительных материалов, основных отраслей промышленности и агропромышленного комплекса.
3.5.1. Туризм и рекреация
В горной местности расположены гостиницы, турбазы, глэмпинги и альпинистские лагеря круглогодичного использования. Имеется значительный потенциал для развития горнолыжного туризма, а также курортно-оздоровительной сферы.
На территории республики насчитывается свыше 300 источников целебных минеральных и пресных вод, эксплуатационные запасы которых составляют более 15 тыс. куб. м в сутки. Минеральные воды Республики Северная Осетия-Алания обладают уникальными бальнеологическими свойствами, химическим и газовым составом. Это создает условия для развития бальнеологических услуг.
В сфере туризма и рекреации на территории республики выделяются 9 перспективных инвестиционных площадок для планомерного освоения и развития: мамисонская, наро-заккинская, цейская, тамиск-бирагзангская, куртатинская, дигорская, кора-урсдонская, казбекская, владикавказская.
Проект строительства круглогодичного горно-рекреационного комплекса "Мамисон" включен в туристско-рекреационный кластер Северо-Кавказского федерального округа. Создана туристско-рекреационная особая экономическая зона на территории Алагирского муниципального и Ирафского районов республики.
3.5.2. Развитие энергетического комплекса Республики Северная Осетия-Алания
Республика Северная Осетия-Алания располагает значительным гидроэнергетическим потенциалом многочисленных горных рек, составляющим 5,2 млрд кВтч в год. На сегодняшний день в Республике Северная Осетия-Алания работает 9 гидроэлектростанций. Одной из перспективных для развития отраслей является гидроэнергетика, в связи с чем особое место занимает строительство и ввод в эксплуатацию новых гидроэлектростанций.
Пять наиболее крупных рек, таких как Терек, Ардон, Урух, Фиагдон и Гизельдон, сосредоточили в себе более 72% всей потенциальной мощности рек республики. По данным Российской академии наук, энергетически крупных рек в Республике Северная Осетия-Алания насчитывается 47.
В результате реализации проектов по строительству электроэнергетических мощностей республика будет полностью обеспечена электроэнергией собственной выработки.
3.5.3. Развитие агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс является одной из традиционных отраслей экономики для Республики Северная Осетия-Алания, но возможности как для интенсивного, так и для экстенсивного экономического роста не исчерпаны.
Основными направлениями развития агропромышленного комплекса республики являются: выращивание зерновых культур, развитие животноводства, птицеводства, садоводства, рыбоводства, семеноводства, переработка молока и выпуск широкого ассортимента молочной продукции, добыча и розлив минеральных и пресных вод.
Основная цель - обеспечение населения высококачественными экологически чистыми продуктами питания собственного производства путем внедрения передовых технологий на действующих предприятиях и создание современных агрохолдингов.
Реализуются и намечаются к реализации перспективные инвестиционные проекты по развитию мясного и молочного животноводства, производству молока и его переработки с выпуском широкого ассортимента продукции, птицеводства, комплексной переработке зерна пшеницы, рыбоводству, строительству тепличных хозяйств, организации переработке и хранения зерна, фруктов, овощей.
В Республике Северная Осетия-Алания создан селекционно-семеноводческий центр по производству картофеля в селении Гизель. Данный комплекс позволит обеспечить 20% потребности Российской Федерации в семенах картофеля.
Существующие производственные мощности действующих предприятий, а также предполагаемые к созданию новые предприятия в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности дают возможность сформировать высокоэффективный территориальный кластер, позволяющий обеспечить население высококачественной экологически чистой продукцией собственного производства.
3.5.4. Производство строительных материалов
Индустрия строительных материалов в Республике Северная Осетия-Алания располагает заводами по производству кирпича, бетона, извести, железобетонных изделий, песчанно-гравийных смесей, металлических конструкций. За последние годы созданы предприятия по производству металлочерепицы, армированного пенобетона, декоративного стенового камня, высокохудожественных металлических изделий по технологии "холодной ковки", несъемной пенополистирольной опалубки для монолитного домостроения.
Реализуются проекты по производству высококачественного кирпича, освоению валунно-гравийных месторождений, организации полного цикла производства высокотехнологичных, ресурсосберегающих строительных материалов. Производимый в республике щебень использовался для строительства олимпийских объектов в г. Сочи.
Республика располагает значительными запасами строительных материалов:
песчано-гравийные смеси - 250 млн куб. м на 33 месторождениях и участках;
строительные пески по промышленным категориям - 16 265 тыс. куб. м и С2 - 27 290 тыс. куб. м;
глинистое сырье - 16 месторождений и участков. Кроме того, более 40 проявлений глин различных генетических типов, сырье которых проходило испытания для приготовления буровых растворов, изготовления керамических и гончарных изделий;
доломиты - 228 076 тыс. тонн категорий А+В+С и 4 231 тыс. тонн категории С2, что 10,2% доломитов для металлургии от общероссийских запасов;
известняки - 105 871 тыс. тонн по категориям А+В+С1 (8,3% от запасов карбонатного сырья в России);
мергели - 95 598 тыс. тонн категории А+В+С1;
бентонитоподобные глины - 50 млн тонн категорий Р1+Р2 и 10 млн тонн категории С2;
кварцевые пески - 8,5 млн куб. м разведанных запасов и свыше 65 млн тонн прогнозных ресурсов;
облицовочные камни - 2 953 тыс. куб. м категорий А+В+С;
перспективные месторождения кровельных сланцев.
В республике сосредоточено более 70% запасов доломитов в Российской Федерации, используемых в стекольной промышленности. ОАО "Кавдоломит" осуществляет полное технологическое переоснащение и расширение производства, включая специализированную технику, дробильно-сортировочное оборудование, строительство, оснащение и запуск цеха по помолу колотого доломита, а также создание необходимой инфраструктуры. Общая производительность карьера при выходе на проектную мощность достигнет 882 тысяч тонн в год.
Перспективной является реализация проектов строительства известкового завода, кирпичных заводов, заводов по производству гранитных щебней и качественных песков, базальтовых волокон и изделий.
3.5.5. Транспортно-логистический комплекс
Республика Северная Осетия-Алания имеет выгодное стратегическое положение на южных границах Российской Федерации, находясь в центре сухопутных транспортных сообщений между странами Европы, Ближнего и Среднего Востока, что предполагает формирование на территории Республики Северная Осетия-Алания современного транспортно-логистического комплекса, включающего две автомагистрали федерального значения через Главный Кавказский хребет, на которых размещены современные международные автомобильные пункты пропуска, разветвленную железнодорожную и автодорожную системы, АО "Международный аэропорт "Владикавказ", оборудованные транспортные терминалы.
Использование в полной мере транзитного потенциала республики позволит развивать торговлю, финансовую систему и транспортно-логистическую деятельность. Развитие транспортных коридоров, пролегающих по территории республики, будет способствовать росту бюджетного эффекта, организации сопутствующей инфраструктуры, откроет широкие возможности для экономики и торговли.
Планируется создание и развитие межрегионального мультимодального логистического комплекса в Республике Северная Осетия-Алания, предусматривающего осуществление промышленных производств, сборочного производства и обработки входящих грузов, наличие складов, открытых контейнерных площадок, парка машин и обслуживающих компаний, погрузочно-разгрузочных комплексов и таможенного терминала, офисных помещений, гостиничных комплексов, общественного питания.
Создание современного, хорошо защищенного от стихии круглогодичного, комфортного транспортного коридора на южных границах Российской Федерации обеспечит азиатским и ближневосточным партнерам более выгодный транзит в страны Европы с увеличением объемов перевозки грузов в несколько раз.
3.5.6. Промышленный комплекс
Доля промышленного производства в валовом региональном продукте Республики Северная Осетия-Алания относительно невелика. Большая часть его приходится на обрабатывающие производства. На территории республики расположены 11 предприятий электронной промышленности, 4 из которых входят в состав Государственной корпорации "Ростех". Металлургическая отрасль представлена в республике заводом АО "Победит".
Республика располагает собственным сырьем для развития деревообрабатывающей отрасли, в частности, по изготовлению мебели из твердых пород древесины. В 2022 году начал функционировать Фонд развития промышленности Республики Северная Осетия-Алания, на докапитализацию которого направлены ассигнования в размере 261,9 млн рублей, из которых 161,8 млн рублей - средства федерального бюджета.
На сегодняшний день в промышленной отрасли республики реализуются следующие инвестиционные проекты:
1) ООО "Ирстоун" - инвестиционный проект "Строительство завода по обработке камня". Сроки реализации - 2020 - 2025 гг. Общий объем инвестиций составляет 3 млрд рублей;
2) ООО "ОСК - 21 Век" - проект создания промышленного комплекса по выпуску широкого спектра изделий и конструкций из бетона и железобетона (кирпичи, стеновые блоки, балки, колоны, ступени, плиты перекрытия) в целях обеспечения спроса со стороны строительной индустрии в сфере каркасного строительства. Сроки реализации - 2019 - 2027 гг. Общий объем инвестиций составляет 732,4 млн рублей;
3) ООО "Гранит-Ир" - инвестиционный проект, который предполагает приобретение дополнительного оборудования в целях увеличения объемов добываемой и выпускаемой продукции. Продукцией проекта является доломит (30 мм, 40 мм, 50 мм) и толстомеры. Срок реализации проекта - 2022 - 2023 гг. Общий объем инвестиций составляет 158, 5 млн рублей;
4) ООО "ТИС" - инвестиционный проект, который предполагает развитие действующего предприятия путем организации производства блочно-модульных конструкций различного назначения. Продукцией проекта являются: блок-модуль сантехнический, блок-модуль коммерческий, блок-модуль жилой, блок-модуль-котельная, блок-модуль строительный (бытовка). Срок реализации проекта - 2022 - 2023 гг. Общий объем инвестиций составляет 192,0 млн рублей. Предприятием реализуется более 50 единиц блочно-модульных конструкций;
5) ПАО "Кристалл" - проект "Производство специальных профилей из вакуумной меди". Сроки реализации проекта - 2022 - 2024 гг. Общий объем инвестиций составляет 1 024,0 млн рублей;
6) АО "БТК групп" расширяет производственные мощности по выпуску швейной продукции. Планируется создание 350 новых рабочих мест в г. Владикавказ.
3.6. Приоритетные направления инвестиционной политики Республики Северная Осетия-Алания
Приоритетными направлениями инвестиционной политики Республики Северная Осетия-Алания являются:
формирование благоприятного инвестиционного климата в Республике Северная Осетия-Алания;
инфраструктурное обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов;
комплексная государственная поддержка инвестиционной деятельности быстрорастущих малых и средних компаний на территории Республики Северная Осетия-Алания;
организация эффективного взаимодействия органов власти и бизнеса в рамках внедрения инвестиционного стандарта Республики Северная Осетия-Алания по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Северная Осетия-Алания;
совершенствование финансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
кадровое обеспечение инвестиционной деятельности на основе развития системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, занятых в инвестиционной сфере;
создание условий для привлечения инвестиций в муниципальных образованиях республики с различным уровнем экономического развития;
обеспечение информационной открытости и доступности для диалога с бизнесом органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления;
формирование благоприятной среды жизнедеятельности в Республики Северная Осетия-Алания;
снижение административных барьеров инвестиционного развития республики;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
активная поддержка инвестиционных проектов, в том числе за счет использования таких механизмов государственной поддержки, как инфраструктурные бюджетные кредиты, бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры, инструменты ВЭБ.РФ, ДОМ.РФ и др.
3.7. Инновационные отрасли экономики Республики Северная Осетия-Алания
Республика Северная Осетия-Алания располагает высоким научно-техническим потенциалом, квалифицированными научными, инженерными и рабочими кадрами, позволяющими обеспечить технологическую модернизацию базовых отраслей экономики.
Реализация инновационной политики проводится комплексно усилиями ученых и новаторов, работающих в учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтах.
В республике действуют ФГБУН Федеральный научный центр "Владикавказский научный центр Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия-Алания", автономная некоммерческая организация "Международный инновационный научно-технологический центр "Устойчивое развитие горных территорий", Центр коллективного пользования "Физика и технологии наноструктур" на базе ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова", Центр трансфера технологий. Среди промышленных предприятий, реализующих инновационные программы на территории Республики Северная Осетия-Алания, необходимо выделить ООО "Владикавказский технологический центр "Баспик", ООО "Научно-производственное предприятие "ТОКАР", обособленное подразделение АО "Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов" научно-производственный центр "Научно-исследовательский институт электронных материалов".
Инновационное научно-производственное предприятие ООО "Владикавказский технологический центр "Баспик" - научный, технологический, промышленный и инновационный комплекс, который специализируется на микроканальных и волоконно-оптических технологиях.
Предприятие является разработчиком и серийным изготовителем мелкоструктурных микроканальных пластин для техники ночного видения и общепромышленных применений, позиционно-чувствительных детекторов, волоконно-оптических элементов/преобразователей, наноплечных фотоэмиссионных катодов, технологии электронно-оптических приборов нового поколения для аэрокосмической и атомной техники, медицины, оптики, экологии, химических мембранных технологий.
ООО "Владикавказский технологический центр "Баспик" является единственным в Российской Федерации разработчиком и серийный изготовителем высококачественных мелкоструктурных микроканальных пластин для техники ночного видения.
ООО "Научно-производственное предприятие "ТОКАР" начало свою деятельность в 1998 году, является инновационным предприятием, разработавшим и осуществляющим промышленное производство инновационной добавки к бетону Д-5, которая по своим характеристикам вышла на уровень лучших мировых аналогов, а по совокупности свойств превосходит их.
На сегодняшний день ООО "Научно-производственное предприятие "ТОКАР" является единственным в Российской Федерации промышленным производителем высокоэффективной полифункциональной добавки Д-5 к бетонам, растворам, сухим строительным смесям и цементам.
Оборудование на предприятии отечественного производства полностью автоматизированное.
Добавка Д-5 позволяет получать гидрофобные сульфатостойкие бетоны, которые не нуждаются в дополнительной гидроизоляции даже при контакте с агрессивной средой. Применяется при строительстве подземных паркингов, подвальных помещений, зернохранилищ, резервуаров с питьевой водой, плавательных бассейнов, очистных сооружений, укрепления берегов, гидротехнических сооружений, мостов, туннелей и любых других конструкций, контактирующих с водой.
Продукция ООО "Научно-производственное предприятие "ТОКАР" является импортозамещающей в области гидрофобных добавок к бетону, а также отличается высоким качеством и конкурентоспособностью как на российском, так и на зарубежных рынках (Южная Корея, Новая Зеландия, Республика Беларусь, Казахстан, Грузия).
Обособленное подразделение АО "Центральное конструкторское бюро специальных радиоматериалов" научно-производственный центр "Научно-исследовательский институт электронных материалов" (входит в контур Государственной корпорации "Ростех") специализируется на разработке и выпуске органических полимерных материалов для электронной промышленности с заданными свойствами: материалы для производства полупроводниковых приборов и интегральных схем, радиодеталей и радиокомпонентов, печатных плат и гибких кабелей, пленочных конденсаторов и др.
Высшие учебные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность на территории республики, активно участвуют в улучшении инновационного потенциала республики.
Так, в ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова" действует ряд проектов, направленных на развитие иновационно-технологической деятельности.
В университете функционируют следующие исследовательские центры: Научно-образовательный математический центр, Центр коллективного пользования "Физика и технологии наноструктур", Научно-исследовательский центр тонкого органического синтеза, Учебно-научно-производственный комплекс "Горный кластер".
ФГБОУ ВО "Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова" тесно сотрудничает с некоммерческой организацией "Фонд "Сколково" (далее - Сколково). Первый на Северном Кавказе представитель в субъекте Российской Федерации появился именно в г. Владикавказ. На регулярной основе осуществляются консультации по вопросам получения статуса резидента стартапов университета. Совместно с представителем в Республике Северная Осетия-Алания и менеджером Департамента регионального развития Сколково в качестве жюри проводились презентации университетских стартапов. Данное сотрудничество упрощает для компаний республики получение статуса резидента инновационного центра, а также позволяет претендовать на гранты Сколково.
Большое значение имеет поддержка инновационного бизнеса от самых ранних стадий до организации производства и коммерциализации наукоемкой продукции, оказываемая республиканским отделением Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) с 2015 года.
Инновационные разработки в республике также осуществляет ряд малых предприятий, в том числе с привлечением грантов Фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере.
IV. Инвестиционные обязательства Республики Северная Осетия-Алания
Правительство Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации гарантирует защиту инвестиций, а также прав и интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
4.1. Неухудшение условий реализации инвестиционных проектов
На территории Республики Северная Осетия-Алания действуют законодательные акты, определяющие меры государственной поддержки для субъектов инвестиционной деятельности.
Нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания гарантируется неизменность ранее предоставленных мер федеральной и республиканской поддержки для новых инвестиционных проектов на срок реализации инвестиционных проектов или до момента приостановления или прекращения государственной поддержки инвестиционной деятельности на основаниях, определенных законами Республики Северная Осетия-Алания. Вновь издаваемые нормативные правовые акты Республики Северная Осетия-Алания, ухудшающие положение получателей государственной поддержки, не применяются до окончания срока, указанного в инвестиционном соглашении.
Между Республикой Северная Осетия-Алания и инвестором заключаются инвестиционные соглашения, включающие положения о неухудшении условий реализации инвестиционных проектов в течение всего срока их реализации.
4.2. Общедоступность информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания
Правительство Республики Северная Осетия-Алания своевременно размещает в общем доступе всю информацию о нормативных правовых актах, влияющих на ведение инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания, в том числе информацию о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания, за исключением составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.
Информация размещается на сайтах Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерства промышленности и инвестиций Республики Северная Осетия-Алания, Агентства, АО "Корпорация инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания" и других профильных интернет-порталах.
4.3. Неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Республике Северная Осетия-Алания
Субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности вправе в полном объеме получать государственную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности гарантируется соблюдение условий предоставления мер государственной поддержки, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия-Алания, а также неухудшение данных условий.
Субъектам предпринимательской и инвестиционной деятельности обеспечивается поддержка институтов развития Республики Северная Осетия-Алания в рамках получения согласований, разрешений, лицензий и прочих документов для обеспечения энергетическими и иными видами ресурсов и подключений для целей реализации инвестиционных проектов в максимально сжатые сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
4.4. Соблюдение республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и ресурсоснабжающими организациями сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках свода инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания
Правительство Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает содействие в получении субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности необходимых для реализации инвестиционных проектов разрешений и распорядительных документов, запрашиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Одним из элементов Регионального инвестиционного стандарта Республики Северная Осетия-Алания является свод инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания, разрабатываемый в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации. Нарушение процедур и сроков, установленных сводом инвестиционных правил, является основанием для обращения инвестора в Совет.
4.5. Оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания, в досудебном порядке
Приоритетным для Республики Северная Осетия-Алания вариантом при возникновении спорных ситуаций в сфере инвестиционной деятельности является устранение разногласий в досудебном порядке.
Обязательным условием досудебного урегулирования споров и разногласий, возникающих при реализации инвестиционных проектов, выступает проведение переговоров и консультаций. Возникающие противоречия по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания решаются в индивидуальном порядке.
В случае, если в ходе переговоров и консультаций решения найдено не было, субъект инвестиционной деятельности вправе обратиться с просьбой о рассмотрении вопроса в Совет. Вопрос должен быть рассмотрен на первом со дня подачи обращения проведенном заседании.
V. Инвестиционная команда Республики Северная Осетия-Алания
5.1. Состав инвестиционной команды Республики Северная Осетия-Алания
В состав инвестиционной команды Республики Северная Осетия-Алания, сопровождающей инвестора на всех этапах реализации проекта, входят:
Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания (координирует и контролирует реализацию государственной инвестиционной политики в Республике Северная Осетия-Алания республиканскими органами исполнительной власти);
Министр экономического развития Республики Северная Осетия-Алания (осуществляет контроль за исполнением положений Инвестиционной декларации, является ответственным за внедрение и ведение свода инвестиционных правил Республики Северная Осетия-Алания, а также за достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте Республики Северная Осетия-Алания, выносит на рассмотрение Совета вопрос о необходимости внесения изменений в Инвестиционную декларацию по мере необходимости, но не реже одного раза в год);
заместители Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания, руководители республиканских органов исполнительной власти (осуществляют контроль за реализацией государственной инвестиционной политики Республики Северная Осетия-Алания по курируемым направлениям, обеспечивают достижение основных показателей эффективности инвестиционной деятельности, а также развитие преференциальных территорий и инвестиционной инфраструктуры, взаимодействуют с бизнес-сообществом);
генеральный директор АНО "Агентство развития Республики Северная Осетия-Алания" (способствует привлечению частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания, обеспечивает режим "одного окна" для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Северная Осетия-Алания, работает над повышением инвестиционной привлекательности Республики Северная Осетия-Алания, несет ответственность за работу с обращениями в Совет);
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Северная Осетия-Алания (способствует защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной деятельности, в пределах своей компетенции контролирует соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляет правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам их прав, форм и методов защиты их законных интересов);
руководители республиканских представительств (отделений) деловых объединений: Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия-Алания, Северо-Осетинского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Северо-Осетинского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Северо-Осетинского регионального объединения работодателей "Союз промышленников и предпринимателей" (обеспечивают представление и отстаивание интересов субъектов предпринимательской деятельности Республики Северная Осетия-Алания);
руководители органов местного самоуправления (несут ответственность за реализацию государственной инвестиционной политики Республики Северная Осетия-Алания на территориях муниципальных образований);
председатель правления ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания" (оказывает содействие развитию институтов местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания, осуществляет защиту общих интересов муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, организует взаимодействие муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания);
представитель Отделения - Национального банка по Республике Северная Осетия-Алания Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (эксперт финансовой организации).
5.2. Условия формирования инвестиционной команды Республики Северная Осетия-Алания
Формирование инвестиционной команды Республики Северная Осетия-Алания происходит на основании полномочий, функций, компетенций и опыта лиц, включаемых в команду. Важным принципом является наличие в команде представителей всех органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, должностных лиц, институтов развития и организаций, причастных к инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания.
Приложение
Республики Северная Осетия-Алания
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания
1. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации";
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 г. N 1599 "О порядке возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений";
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения";
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2021 г. N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705";
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2022 г. N 1602 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений";
7. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")";
8. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 15 апреля 2000 г. N 8-РЗ "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания";
9. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 22 декабря 2008 г. N 55-РЗ "О зонах приоритетного экономического развития в Республике Северная Осетия-Алания";
10. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 г. N 63-РЗ "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Северная Осетия-Алания";
11. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 3 октября 2016 г. N 43-РЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов";
12. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 5 ноября 2019 г. N 62-РЗ "Об установлении на территории Республики Северная Осетия-Алания инвестиционного налогового вычета";
13. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 2 ноября 2020 г. N 71-РЗ "О налоговой ставке для организаций и индивидуальных предпринимателей, признанных резидентами зоны приоритетного экономического развития, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога на территории зоны приоритетного экономического развития Республики Северная Осетия-Алания";
14. Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2014 г. N 319 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" в Республике Северная Осетия-Алания";
15. Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2021 г. N 137 "О Совете по инвестициям в Республике Северная Осетия-Алания";
16. Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 23 июля 2021 г. N 181 "О правилах принятия решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов";
17. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2010 г. N 131 "О порядке подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания";
18. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 10 декабря 2019 г. N 416 "О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания" на 2020 - 2024 годы";
19. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11 октября 2022 г. N 445 "Об утверждении перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения на территории Республики Северная Осетия-Алания в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций";
20. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25 октября 2022 г. N 465 "О соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых является Республика Северная Осетия-Алания и не является Российская Федерация";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Главы Республики Северная Осетия-Алания от 16 марта 2023 г. N 56-рг "Об инвестиционной декларации Республики Северная Осетия-Алания"
Вступает в силу с 16 марта 2023 г.
Установлен срок действия Инвестиционной декларации - 5 лет с даты утверждения
Опубликование:
- официальный сайт Республики Северная Осетия-Алания (http://alania.gov.ru) 20 марта 2023 г.
интернет-портал правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 20 марта 2023 г. N 1500202303200004