г. Краснодар |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А32-5029/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей истцов: индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ИНН 366217910732, ОГРНИП 405366210100584), Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Планета" (ИНН 3666082403, ОГРН 1033692001342), Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" (ИНН 3666089166, ОГРН 1033692002178), ответчиков: департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), общества с ограниченной ответственностью "Стройпрофи" (ИНН 2320170781, ОГРН 1082366006238), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны, Воронежских региональных общественных организаций инвалидов "Планета" и "Импульс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Галов В.В.) по делу N А32-5029/2012, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Комарова Светлана Валериевна (далее - предприниматель), Воронежские региональные общественные организации инвалидов "Планета" и "Импульс" (далее - общественные организации) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Стройпрофи" (далее - общество) о признании недействительными состоявшихся 20.12.2011 торгов (аукциона, лот N 01-10-11к) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка площадью 6963 кв. м с кадастровым номером 23:4960402057:1033, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, с. Веселое, между ул. Мира (за жилым фондом) и рекой Псоу, участок N 8 (далее - земельный участок), а также заключенного по результатам торгов договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013, в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву правомерности отказа в допуске предпринимателя к участию в торгах в связи с неприложением к заявке на участие в торгах документа, подтверждающего полномочия представителя, и отсутствия заявок общественных организаций на участие в торгах.
Предприниматель и общественные организации обжаловали судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), настаивая на том, что доверенность представителя предъявляется (но не представляется) организатору торгов, обязанному проверить полномочия представителя при принятии заявки.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Из материалов дела видно и судами установлено, что администрацией в лице уполномоченного органа 15.11.2011 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка в целях строительства многоквартирного дома. В извещение включены сведения о начальном размере арендной платы, шаге аукциона, размере задатка, существенных условиях договора аренды, в том числе срок аренды, обязанности арендатора по обеспечению строительства двух 9-этажных 2-секционных жилых домов на 176 квартир, введению объекта в эксплуатацию в мае 2012 года и реализации 176 однокомнатных квартир по установленным Министерством регионального развития Российской Федерации ценам.
В перечень документов, подлежащих предоставлению организатору торгов для участия в них организатором торгов включены заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка, выписки из Единых государственных реестров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, документы, подтверждающие внесение задатка, и нотариально заверенные копии учредительных документов.
К основаниям отказа в допуске претендента к участию в торгах отнесены непредставление необходимых для участия в торгах документов или представление недостоверных сведений, непоступление на указанный в извещении о проведении торгов счет до дня окончания приема документов суммы задатка.
Предприниматель 15.12.2011 подала заявку на участие в торгах.
Из иска следует, что общественные организации обратились в уполномоченный орган с предложением об изменении незаконных по их мнению условий торгов, назначенных на 20.12.2011, касающихся сокращенного срока строительства (ввод объектов в эксплуатацию в мае 2012 года).
Отказ администрации в допуске предпринимателя к участию в торгах, выраженный в письме департамента от 24.01.2012 обоснован подачей заявки лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий.
Согласно информационному сообщению от 22.12.2011, размещенному на официальном сайте администрации, победителем торгов от 20.12.2011 признано общество.
Полагая, что незаконными отказом в допуске к участию в торгах и условиями договора нарушены права предпринимателя и общественных организаций, последние обратились в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановления Пленумов N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Порядок организации и проведения торгов урегулирован статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В силу статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определен статьей 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс; пункт 5 статьи 38 Земельного кодекса).
Согласно пункту 12 статьи 38.1 Земельного кодекса для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка, копии документов, удостоверяющих личность, (для физических лиц) и документы, подтверждающие внесение задатка.
Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, кроме указанных в пункте 12 данной статьи (пункт 13 статьи 38.1 Земельного кодекса).
В силу пункта 17 статьи 38.1 Земельного кодекса заявитель не допускается к участию в аукционе в случаях непредставления определенных пунктом 12 данной статьи необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений, непоступления задатка на указанный в извещении о проведении аукциона счет до дня окончания приема документов, подачи заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка лицом, которое в соответствии с федеральными законами не имеет права приобретать в собственность земельные участки, отсутствия сведений о заявителе в Едином государственном реестре юридических лиц (для юридических лиц) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в пункте 17 рассматриваемой нормы, не допускается (пункт 18 статьи 38.1 Земельного кодекса).
Согласно пункту 10 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - правила) для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя) в установленный в извещении о проведении торгов срок заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении для подтверждения перечисления претендентом установленного в извещении о проведении торгов задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется организатором торгов в журнале приема документов с присвоением каждой заявке номера с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Отказывая предпринимателю в признании частично недействующими пунктов 6, 8 (подпункт "в"), 10, 17, 30 (подпункт "г") правил, Верховный суд Российской Федерации в решении от 01.07.2013 N АКПИ13-430 отметил установленную правилами необходимость предъявления доверенности представителем претендента организатору торгов, но не приложения ее копии к заявке на участие в аукционе.
Пунктом 15 правил несоблюдение формы заявки на участие в торгах не отнесено к безусловным основаниям отказа в допуске к участию в торгах, если допущенное отступление не связано с нарушением законодательства Российской Федерации.
Системное толкование положений пунктов 12 и 13 статьи 38.1 Земельного кодекса позволяет заключить, что в случае подачи заявки непосредственно организатору торгов обязанность по проверке полномочий представителя претендента возложена на уполномоченное организатором торгов на приемку заявок лицо и подлежит исполнению в момент такой приемки. Отметка организатора торгов о принятии заявки предпринимателя, содержащей сведения о ее подаче действующим по доверенности представителем могла свидетельствовать о наличии у последнего соответствующих полномочий.
Таким образом, решение департамента об отказе предпринимателю в допуске к участию в торгах не соответствовало положениям действующего законодательства и нарушало его права.
Обратный вывод судов первой и апелляционной инстанции не соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, что согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса является основанием отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Согласно сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 правовому подходу, по смыслу названной правовой нормы признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск. Понуждение аукционной комиссии повторно рассмотреть заявки на участие в аукционе в условиях исполнения контрагентам заключенного на торгах договора не приведет к восстановлению истца в правах участника аукциона, соответствующие судебные акты будут неисполнимыми, а их принятием может быть нарушен принцип правовой определенности.
Направление дела на новое рассмотрение обусловлено необходимостью установления обстоятельств, связанных с достижением обществом цели предоставления земельного участка в аренду и наличием возможности защиты нарушенного права предпринимателя избранным им способом судебной защиты.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А32-5029/2012 отменить.
Дело N А32-5029/2012 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Системное толкование положений пунктов 12 и 13 статьи 38.1 Земельного кодекса позволяет заключить, что в случае подачи заявки непосредственно организатору торгов обязанность по проверке полномочий представителя претендента возложена на уполномоченное организатором торгов на приемку заявок лицо и подлежит исполнению в момент такой приемки. Отметка организатора торгов о принятии заявки предпринимателя, содержащей сведения о ее подаче действующим по доверенности представителем могла свидетельствовать о наличии у последнего соответствующих полномочий.
...
Согласно сформулированному в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 12573/11 правовому подходу, по смыслу названной правовой нормы признание торгов недействительными должно повлечь восстановление нарушенных прав лица, предъявившего иск. Понуждение аукционной комиссии повторно рассмотреть заявки на участие в аукционе в условиях исполнения контрагентам заключенного на торгах договора не приведет к восстановлению истца в правах участника аукциона, соответствующие судебные акты будут неисполнимыми, а их принятием может быть нарушен принцип правовой определенности."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2014 г. N Ф08-8520/13 по делу N А32-5029/2012
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10652/14
29.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15295/14
09.06.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5029/12
23.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8520/13
17.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13493/13
11.06.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5029/12
17.05.2013 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5029/12
18.05.2012 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-5029/12