г. Краснодар |
|
24 января 2014 г. |
Дело N А61-503/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760) - Чехоева С.Р. (доверенность от 01.01.2014), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Факел" (ИНН 1505000759, ОГРН 1021500822100), третьих лиц: Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166), администрации муниципального образования Алагирского городского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1505006729, ОГРН 1021500822826), администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2013 (судья Ясиновская Т.Д.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 (судьи Баканов А.П., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А61-503/2013, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - газпром) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к ООО "Факел" (далее - общество) о взыскании 3 107 598 рублей 88 копеек основного долга по договору поставки газа от 21.11.2011 N 39-3-15163/12 и 264 420 рублей 55 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Определением суда от 31.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - РСТ РСО - Алания), администрация местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания и администрация муниципального образования Алагирского городского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия -Алания
Решением от 04.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.10.2013, с общества в пользу газпрома взыскано 1 093 767 рублей 60 копеек основного долга за поставленный с 01.03.2012 по 31.12.2012 газ, 88 311 рублей 67 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 11.04.2012 по 20.02.2013, а также 13 973 рубля 17 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим: материалами дела подтверждено, что газпром поставил обществу в спорный период природный газ в заявленном объеме, однако при расчете задолженности истцом применен ненадлежащий тариф, это привело к увеличению стоимости энергоресурса.
В кассационной жалобе газпром просит отменить судебные акты в части отказа в иске и удовлетворить заявленные требования в указанной части. По мнению заявителя, ответчик не относится к числу организаций, которым природный газ может поставляться по тарифу "население", поскольку им не представлены документы, подтверждающие, что котельные, для работы которых общество приобретает газ, находятся в долевой собственности собственников помещений многоквартирных домов. Газпром узнал о том, что РСТ РСО - Алания установила обществу тариф на оказание услуг по теплоснабжению по цене для населения, в процессе рассмотрения дела. Судами не учтено, что среди потребителей общества есть магазины и другие потребители, не относящиеся к категории "население". Ответчик не признан исполнителем коммунальных услуг с использованием газа в котельных всех типов или ином оборудовании для производства тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и выслушав пояснения представителя газпрома, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 21.11.2011 газпром (поставщик) и общество (покупатель) заключили договор поставки газа N 39-3-15163/12, по условиям которого поставщик обязался поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
Прием-передача газа оформляется сторонами ежемесячно путем подписания актов о количестве поданного-принятого газа. Порядок учета газа установлен разделом 4 договора.
Согласно пункту 5.4 договора покупатель не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем поставки, производит 100% оплату поставленного газа.
В соответствии с пунктом 4.12 договора объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, отражаются в актах поданного-принятого газа. Месячный акт поданного-принятого газа является основанием для формирования товарной накладной на отпуск газа, выставления счетов-фактур и дальнейшего проведения окончательных расчетов с поставщиком за поставленный газ, оказанные снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа в расчетном периоде.
Цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемой розничной цены на природный газ, реализуемый населению, установленной в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 5.1 договора).
В материалы дела представлены акты поданного-принятого газа, подписанные представителем ответчика без возражений и замечаний, согласно которым с марта по декабрь 2012 года газпром в адрес общества поставил 1930,072 тыс. куб. м газа. Разногласия по объемам поставки газа между сторонами отсутствуют.
По мнению истца, ответчик не в полном объеме оплатил потребленный с 01.03.2012 по 31.12.2012 газ, что явилось основанием для обращения газпрома в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. Таким образом, отношения, возникшие между сторонами, надлежит квалифицировать как отношения энергоснабжения, регулируемые параграфом 6 главы 30 Кодекса.
Из пункта 1 статьи 544 Кодекса следует, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судами установлено, что разногласия между сторонами возникли в части определения тарифа, подлежащего применению при расчете стоимости газа, поставленного в период с марта по декабрь 2012 года.
Как видно из материалов дела, в связи с реорганизацией в сфере жилищно-коммунального хозяйства администрация местного самоуправления Алагирского района постановлением от 25.11.2009 N 688 передала с 01.01.2010 обществу функции поставщика тепловой энергии для муниципальных многоквартирных домов на территории г. Алагира и, как следствие, передала обществу в оперативное управление миникотельные при жилых многоквартирных домах согласно перечню.
Распоряжением главы администрации Алагирского городского поселения Алагирского района от 20.07.2011 N 161 автономные миникотельные (согласно перечню) переданы в состав общего имущества муниципальных многоквартирных домов г. Алагира (миникотельные находятся в долевой собственности жильцов многоквартирных домов).
Обществом заключены договоры теплоснабжения с управляющими компаниями и товариществами собственников жилья, осуществляющими непосредственное управление многоквартирными жилыми домами г. Алагира, которые присоединены к указанным миникотельным.
В целях организации теплоснабжения жилых многоквартирных домов г. Алагира обществом заключен спорный договор с газпромом.
Газпром полагает, что при расчете стоимости поставленного в миникотельные газа следует применять тариф для промышленных нужд, как это предусмотрено договором, поскольку общество не относится к исполнителям коммунальных услуг с использованием газа в котельных всех типов или ином оборудовании для производства тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов и оказывает услуги теплоснабжения не только жильцам многоквартирных домов, но и иным потребителям (магазины и т. д.).
Суды, отказывая в удовлетворении требований истца в части взыскания с общества 2 013 831 рубля 28 копеек, сославшись на статьи 137, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", приравняли общество к товариществам собственников жилья, то есть к исполнителям коммунальных услуг, и пришли к выводу о том, что ответчик при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) должен оплачивать услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Согласно пунктам 5 и 8 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), поставка и транспортировка газа производятся на основании соответствующих договоров между поставщиками, газораспределительными организациями и потребителями.
В силу статьи 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из названного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статьей 4 Закона о газоснабжении закреплены основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В порядке пункта 29 Правил N 162 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 5 приказа Федеральной службы по тарифам от 27.10.2011 N 252-э/2 "Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению" предусмотрено, что розничные цены устанавливаются дифференцированно, в том числе по такому направлению (наборам направлений) использования газа, как на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Согласно пункту 15 Правил N 307, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Суды пришли к верному выводу, что исполнители коммунальных услуг должны оплачивать по договорам поставки газ, используемый в целях теплоснабжения многоквартирных домов, находящихся в их управлении, по розничной цене на природный газ, реализуемый населению, утвержденной соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
Как видно из материалов дела, спорные миникотельные переданы в долевую собственность жильцов муниципальных многоквартирных домов (распоряжение главы администрации Алагирского городского поселения Алагирского района от 20.07.2011 N 161) и предназначены для их отопления. Общество, обслуживая названные миникотельные и поставляя теплоэнергию в жилые дома, осуществляет функции исполнителя коммунальной услуги "теплоснабжение" по отношению к жильцам этих домов. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что в спорном периоде РСТ РСО - Алания установила обществу тариф на оказание услуг по теплоснабжению по цене для населения (постановление от 29.11.2011 N 91).
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что газ должен поставляться обществу как исполнителю коммунальной услуги "теплоснабжение" по тарифу, установленному для населения. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации газпром не представил доказательств, опровергающих названный вывод судов.
Следовательно, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований газпрома в части взыскания 2 013 831 рубля 28 копеек задолженности и 176 108 рублей 88 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Иные доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах, не опровергают правильности окончательных выводов нижестоящих судов и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу N А61-503/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.