г. Краснодар |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А32-29910/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Администрации муниципального образования Новокубанский район (ИНН 2343009034, ОГРН 1022304365588) и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по делу N А32-29910/2012 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.), установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район (далее -администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) от 18.09.2012 N 12-130-46-ЭФР о привлечении к административной ответственности в виде 200 тыс. рублей штрафа за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 22.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях администрации состава правонарушения, а также отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2013 решение суда от 22.07.2013 отменено. Постановление управления от 18.09.2012 N 12-130-46-ЭФР признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что администрация является ненадлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем у управления отсутствовали правовые основания для привлечения администрации к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 17.10.2013, оставить в силе решение суда от 22.07.2013. Податель жалобы полагает, что бездействие администрации по исполнению принятой программы "Обращение с отходами в муниципальном образовании Новокубанский район на 2009 - 2013 годы" в части утилизации твердых бытовых отходов приводит к несанкционированному размещению отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0403000:45, находящемся в собственности муниципального района, поэтому администрация является субъектом выявленного правонарушения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 10.07.2009 N 2100004166, подписанному администрацией муниципального образования Новокубанский район (арендодатель) и муниципальным унитарным предприятием трест "Новокубанскжилкомтепхоз" (арендатор), последнему передан в аренду земельный участок площадью 43 855 кв. м с кадастровым номером 23:21:0403000:45 для размещения мусороперегрузочных станций полигона твердых бытовых отходов.
В качестве события административного правонарушения, администрации района вменено бездействие по исполнению принятой программы "Обращение с отходами в муниципальном образовании Новокубанский район на 2009 - 2013 годы" в части утилизации твердых бытовых отходов, размещаемых на земельном участке с кадастровым номером 23:21:0403000:45.
По признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса, управлением составлен протокол от 18.09.2012 N 12-130-46-ЭФР.
Постановлением управления от 18.09.2012 N 12-130-46-ЭФР администрация привлечена к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса с назначением наказания в виде 200 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением управления, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая администрации в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что бездействие в части разрешения вопросов утилизации отходов, которые отнесены к вопросам местного значения муниципального района образуют состав вмененного администрации правонарушения.
Отменяя решение суда, апелляционный суд правильно исходил из того, что у управления отсутствовали правовые основания для привлечения администрации к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса, так как она не является надлежащим субъектом данного административного правонарушения.
Статьей 8.2 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Из толкования названной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу части 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 2 указанной статьи обязанность по осуществлению организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения, решение которых также отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Применительно к городскому поселению обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов закреплена в пункте 24 части 1 статьи 16 данного Федерального закона.
Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, обоснованно исходил из того, что в данном случае, администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Поскольку администрация не осуществляет указанные виды деятельности, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений статьей 8.2 Кодекса не предусмотрена, администрация не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения. В связи с вышеизложенным, судом апелляционной инстанций сделан обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения администрации к административной ответственности по статье 8.2 кодекса.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что неисполнение администрацией должным образом принятой программы "Обращение с отходами в муниципальном образовании Новокубанский район на 2009 - 2013 годы" образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 Кодекса, не соответствует действующему законодательству, в связи с чем, не принимается судом кассационной инстанции, поскольку ведет к расширительному толкованию положений статьи 8.2 Кодекса.
Нормы права судом апелляционной инстанцией при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы управления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 по делу N А32-29910/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.