г. Краснодар |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А20-2927/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Алексеева Р.А. и Афониной Е.И., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Стройводтехмонтаж" (ИНН 0707014311, ОГРН 1050700064788), ответчиков: государственного казенного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (ИНН 0721019223, ОГРН 106072106504), Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2013 (судья Тишкова Ф.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (судьи Жуков Е.В., Годило Н.Н., Сулейманов З.М.) по делу N А20-2927/2012, установил следующее.
ООО "Стройводтехмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к ГКП Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (далее - предприятие), Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) и Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство строительства) о взыскании:
- 421 824 рублей задолженности по государственному контракту от 07.12.2010 N 41;
- 540 984 рублей задолженности по государственному контракту от 03.05.2011 N 9;
- 1 284 124 рублей задолженности по государственному контракту от 17.05.2011 N 13 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 05.06.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.09.2013, исковые требования удовлетворены частично, с министерства в пользу общества взыскано 2 464 932 рубля 29 копеек задолженности и 15 тыс. рублей услуг представителя. Судебные акты мотивированны тем, что факт выполнения работ и частичной оплаты по государственным контрактам документально подтвержден, при этом отсутствуют доказательства погашения задолженности в полном объеме. Контракты заключены для государственных нужд, надлежащим ответчиком является Кабардино-Балкарская Республика в лице министерства.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные акты отменить, дело - направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. По мнению заявителя, государственные контракты являются двухсторонними сделками, должником по которым является предприятие. Министерство строительства является главным распорядителем бюджетных средств и должно отвечать в порядке субсидиарной ответственности по искам к публично-правовому образованию по обязательствам созданных им учреждений и предприятий.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что на основании конкурсной документации N А296/2 для проведения открытого аукциона по размещению заказа в электронной форме предприятие (заказчик) и общество (генподрядчик) заключили государственный контракт от 07.12.2010 N 41 (далее - контракт N 41) по условиям которого заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя генеральный подряд на реконструкцию объекта "Фельдшерско-акушерский пункт в с. Ташлы-Тала Лескенского района Кабардино-Балкарской Республики". Стоимость работ определена в размере 3 856 420 рублей. Сроки установлены: начало - с момента заключения контракта, окончание - 31.12.2011. (т. 2, л. д. 66):
Оплата выполненных работ генподрядчиком работ осуществляется согласно актам формы N КС-2, N КС-3, окончательный расчет - не позднее 30 дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункты 5.2, 5.4 контракта).
Дополнительным соглашением N 41-10/1 к контракту N 41 стороны внесли изменения в пункт 2.1 контракта, указав общую стоимость комплекса строительно-монтажных работ, подлежащую выполнению в 2010 году в размере 1 642 054 рублей.
Во исполнение обязательств по контракту N 41 общество выполнило работы на сумму 2 063 878 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела актами формы N КС-2 и формы N КС-3 от 14.12.2010 и от 01.09.2011 (т. 1, л. д. 82 - 93).
Выполненные обществом работы оплачены предприятием частично в размере 1 642 054 рублей, что подтверждается платежными поручениями от 23.12.2010 N 788, от 28.12.2010 N 75 и от 13.01.2011 N 1 (т. 1, л. д. 98 - 100).
На основании конкурсной документации N ЭА 277/2 для проведения открытого аукциона по размещению заказа в электронной форме предприятие (заказчик) и общество (генподрядчик) заключили государственный контракт от 03.05.2011 N 9 (далее - контракт N 9), по условиям которого заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя генеральный подряд на реконструкцию объекта "Реконструкция здания музея в ст. Котляревской Майского района Кабардино-Балкарской Республики". Стоимость работ определена сторонами в размере 540 984 рублей 29 копеек. Сроки работ установлены: начало - с момента заключения настоящего контракта, окончание - 31.12.2011 (т. 1, л. д. 101).
Оплата выполненных работ генподрядчиком работ осуществляется согласно актам формы N КС-2, N КС-3, окончательный расчет - не позднее 30 дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункты 5.2 и 5.4 контракта).
Во исполнение обязательств, предусмотренных контрактом N 9, общество выполнило работы на сумму 540 984 рубля 29 копеек (акты формы N КС-2 и N КС-3 от 25.08.2011), которые не оплачены предприятием (т. 1, л. д. 109, 110).
На основании конкурсной документации N ЭА328/2 для проведения открытого аукциона по размещению заказа в электронной форме предприятие (заказчик) и общество (генподрядчик) заключили государственный контракт от 17.05.2011 N 13 (далее - контракт N 13) по условиям которого заказчик поручает, а генподрядчик принимает на себя генеральный подряд на реконструкцию объекта "Водоснабжение с. Алтуд Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики". Стоимость работ определена сторонами в размере 1 689 241 рубля. Сроки работ установлены: начало - в течение 10 дней с момента названного контракта, окончание - не позднее 31.12.2012 (т. 1, л. д. 116).
Оплата выполненных работ генподрядчиком работ осуществляется согласно актам формы N КС-2 и N КС-3, окончательный расчет - не позднее 30 дней после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пункты 5.2 и 5.4 контракта).
Дополнительным соглашением N 13-11/1 к контракту N 13 стороны внесли изменения в пункт 2.1 контракта, указав общую стоимость комплекса строительно-монтажных работ, подлежащую выполнению в 2011 году в размере 340 294 рублей (т. 1, л. д. 124).
Дополнительным соглашением N 13-11/2 к контракту N 13 стороны внесли изменения в пункт 2.1 контракта, указав общую стоимость комплекса строительно-монтажных работ подлежащую выполнению в 2011 году в размере 745 411 рублей (т. 1, л. д. 124).
Во исполнение обязательств, предусмотренных контрактом N 13, общество выполнило работы на сумму 1 689 241 рубль, что подтверждается актами формы N КС-2 и N КС-3 от 29.06.2011 и от 25.07.2011 (т. 1, л. д. 140, 152 - 160).
Выполненные подрядчиком работы, подтверждающиеся актом сдачи-приемки выполненных работ без даты на сумму 923 802 рубля и справкой о стоимости выполненных работ на сумму 943 830 рублей, заказчиком не подписаны, однако на основании акта приемо-сдаточной комиссии предприятия от 29.08.2011, акта итоговой проверки от 06.10.2011 N 281/11-ИП, заключения от 10.10.2011 N 64/11-ВЭ, работы признаны соответствующими проектной документации, в связи с чем, актом приемки законченное строительство введено в эксплуатацию (т. 1, л. д. 151 - 158).
Работы заказчиком оплачены частично в размере 405 117 рублей, что подтверждается платежным поручением от 22.08.2011 N 370 (т. 1, л. д. 150).
Таким образом, обществом выполнены и не оплачены предприятием работы на общую сумму 2 246 932 рубля 29 копеек.
Все споры и разногласия, возникающие между сторонами разрешаются путем переговоров, в том числе в претензионном порядке. Претензия оформляется в письменной форме и направляется той стороне по контракту, которой допущены нарушения его условий. Претензия должна быть рассмотрена и по ней должен быть представлен письменный ответ в срок не позднее 15 календарных дней с даты ее получения, при не урегулировании спора в досудебном (претензионном) порядке, спор передается на разрешение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (раздел 13 контрактов).
Направленные в адрес заказчика письменные требования об оплате спорной задолженности (от 06.10.2010, от 14.12.2011, от 14.05.2012 и от 07.06.2012) оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием финансирования (письмо от 30.05.2013 N 04-214).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится на основании статьи 711 Кодекса.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав и оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая акты о приемке выполненных работ, введение объектов в эксплуатацию, положительное заключение, выполнение данных работ для нужд Республики Кабардино-Балкария, и принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты в полном объеме выполненных обществом работ и затрат, суды пришил к обоснованному выводу о наличии условий для взыскания задолженности в размере 2 246 932 рублей 29 копеек.
Контракты заключены с обществом на основании конкурсной документации, в которой предусмотрено, что договор заключается государственным заказчиком от имени Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд (т. 2, л. д. 17, 48, 66). Суды указали, что заключение контракта в интересах Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд влечет ответственность по данному обязательству Республики Кабардино-Балкария в лице министерства финансов как держателя казны, которое отвечает признакам главного распорядителя бюджетных средств названной Республики, перечисленным в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанное министерство обеспечивает осуществление полномочий правительства в области финансовой, бюджетной, налоговой политики, а также координирует деятельность в этой сфере иных органов власти субъекта.
Доводы заявителя жалобы сводятся к указанию ошибочности выводов судов в части возложения обязанности по оплате работ на публично-правовое образование в лице министерства финансов. Названные доводы надлежит отклонить по следующим основаниям. Если казенное предприятие уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно действует в этом случае в интересах и от имени публичного образования. При заключении государственных контрактов предприятие действовало от имени и в интересах Республики Кабардино-Балкария (пункты 1.5 и 1.9 документации для проведения открытого аукциона по размещению заказа указывают на то, что контракт заключается государственным заказчиком от имени Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд). Доказательств фактического выделения заказчику (предприятию) либо министерству строительства средств на оплату выполненных работ в материалы дела не представлено. Таким образом, поскольку при заключении контрактов предприятие действовало от имени и в интересах Республики Кабардино-Балкария, то суды правомерно удовлетворили исковые требования за счет Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства финансов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.06.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А20-2927/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.