В целях совершенствования деятельности Контрольно-счетной палаты Московской области:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации Контрольно-счетной палаты Московской "Проверка законности и результативности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем и ресурсов Московской области", одобренные решением Коллегии Контрольно-счетной палаты Московской области от 19.12.2022 N 40/4.
Председатель Контрольно-счетной палаты |
В.В. Королихин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением
Контрольно-счетной палаты
Московской области
от 28.12.2022 N 40Р-98
ОДОБРЕНЫ
Коллегией
Контрольно-счетной палаты
Московской области
(Решение от 19.12.2022 N 40/4)
Методические рекомендации
Контрольно-счетной палаты Московской области "Проверка законности и результативности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем и ресурсов Московской области"
Красногорск
Московская область
2022
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации Контрольно-счетной палаты Московской области "Проверка законности и результативности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем и ресурсов Московской области" (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Законом Московской области N 135/2010-ОЗ "О Контрольно-счетной палате Московской области", Регламентом Контрольно-счетной палаты Московской области, утвержденным распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 24.12.2018 N 40Р-71 (с изменениями), с учетом положений Стандарта внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты Московской области от 05.03.2020 N 41Р-27 (далее - общие правила проведения контрольного мероприятия), а также иных нормативных правовых актов центральных исполнительных органов государственной власти, государственных органов Российской Федерации и Московской области.
Методические рекомендации устанавливают особенности организации и проведения контрольных мероприятий по вопросам проверки законности и результативности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем и содержащихся в них информационных ресурсов Московской области (далее - ГНС Московской области), созданных полностью или частично за счет средств бюджета Московской области в рамках государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и используемых органами государственной власти Московской области для осуществления государственных задач и функций, включая ГИС Московской области, эксплуатируемые (используемые) государственными и (или) иными организациями Московской области.
Методические рекомендации следует применять при проведении контрольных мероприятий, одним из вопросов которых является проверка расчета планируемой стоимости по созданию, развитию и сопровождению ГИС Московской области с учетом требований постановления Правительства Московской области от 11.11.2022 N 1251/38 "Об утверждении Методики расчета планируемой стоимости работ по созданию, развитию и сопровождению информационных систем Московской области", которым установлено, что центральным исполнительным органам государственной власти Московской области, государственным органам Московской области, подведомственным им государственным учреждениям и предприятиям с 01.01.2023 необходимо применять Методику при расчете планируемой стоимости работ по созданию, развитию и сопровождению информационных систем Московской области при составлении проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
1.2. Цель разработки Методических рекомендаций - повышение качества подготовки и проведения контрольных мероприятий по вопросам проверки законности и результативности расходования бюджетных средств на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области, за счет регламентации выполняемых должностными лицами Контрольно-счетной палаты Московской области (далее - КСП Московской области) работ.
Методические рекомендации направлены на решение задач по оказанию методической поддержки и выработке оптимального подхода при осуществлении контроля за расходованием бюджетных средств на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области.
1.3. Область применения Методических рекомендаций - контрольные мероприятия, в ходе которых рассматриваются вопросы правомерности расчетов планируемой стоимости работ на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области в рамках государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", эффективности и результативности расходования средств бюджета Московской области.
1.4. Объектами проверки являются органы государственной власти Московской области, государственные органы Московской области, государственные учреждения Московской области (далее - Объекты проверки).
1.5. Подготовка организационно-распорядительных документов по проведению контрольных мероприятий, непосредственное их проведение и оформление результатов осуществляется в соответствии с Регламентом КСП Московской области, утвержденным распоряжением КСП Московской области от 24.12.2018 N 40Р-71, общими правилами проведения контрольного мероприятия, Инструкцией по делопроизводству в КСП Московской области, утвержденной распоряжением КСП Московской области от 14.11.2019 N 40р-102.
1.6. При разработке Методических рекомендаций учтен практический опыт проведения мероприятий КСП Московской области по рассматриваемой тематике.
2. Термины и определения
2.1. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие термины и их определения, применяемые в федеральных законах, иных правовых актах Российской Федерации, законах и иных правовых актах Московской области:
информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств 1;
государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов (далее - ГИС) 1;
ГИС Московской области - информационные системы, созданные на основании законов Московской области или иных правовых актов органов государственной власти Московской области. Информация, содержащаяся в ГИС Московской области, является государственным информационным ресурсом Московской области, обладателем которого является Московская область" 2;
государственный информационный ресурс Московской области - информация, содержащаяся в ГИС Московской области 2 (далее - информация);
пользователь ГИС Московской области - лицо, имеющее действующую учетную запись пользователя ГИС Московской области, независимо от назначенной роли, полномочий, разграничения прав доступа 3;
оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных 2;
реестр информационных систем Московской области (далее - Реестр) - информационный ресурс Московской области, содержащий сведения о ГИС Московской области, создаваемых, приобретаемых, развиваемых и эксплуатируемых на территории Московской области, и информационных ресурсах, входящих в их состав 4;
дорожная карта - поэтапный план действий выполнения основного мероприятия государственной программы Московской области, содержащий стандартные процедуры 5;
функциональный размер ГИС Московской области - размер ГИС Московской области, измеряемый в функциональных единицах измерения и определяемый на основании анализа функциональных требований ГИС Московской области, содержащихся в технических требованиях 6;
функциональные требования к ГИС Московской области - требования к алгоритмам ГИС Московской области, позволяющим решать поставленные заказчиком ГИС Московской области задачи 6;
функциональные единицы измерения - метрики для измерения функционального размера ГИС Московской области 6;
подсистема ГИС Московской области - часть ГИС Московской области, обладающая собственным системным свойством 6;
показатели трудоемкости - трудоемкость реализации функциональной единицы измерения в человеко-часах для определенного процесса создания, развития и сопровождения ГИС Московской области 6;
разработчик ГИС Московской области - поставщик (подрядчик, исполнитель), определенный в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ 7, выполняющий работы по разработке (включая анализ требований, проектирование, тестирование, внедрение и другое) в процессе создания и развития ГИС Московской области, а также по сопровождению ГИС Московской области по видам услуг, указанным в пунктах 37 и 38 Методики расчета планируемой стоимости 6; государственные учреждения Московской области, созданные для выполнения работ по проектированию, разработке, созданию, внедрению, развитию, эксплуатации, техническому сопровождению и обеспечению эффективного функционирования государственных информационных систем Московской области, информационных систем, ресурсов общесистемного и прикладного программного обеспечения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
специальное программное обеспечение (далее - СПО) - совокупность программ для электронно-вычислительных машин, создаваемая в рамках создания или развития ГИС Московской области, в том числе посредством настройки (адаптации) программного обеспечения, принадлежащего третьим лицам или разработчику ГИС Московской области, и передаваемого заказчику ГИС Московской области на условиях простых (неисключительных) лицензий 6;
трудоемкость создания, развития и сопровождения ГИС Московской области - затраты труда, рабочего времени на создание, развитие и сопровождение ГИС Московской области, измеряемых в человеко-месяцах 6.
Иные термины и определения, используемые в Методических рекомендациях, применяются в тех же значениях, в которых они определены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области.
------------------------------
1Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
2Закон Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации" (далее - Закон Московской области N 80/2009-ОЗ)
3Распоряжение Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области от 01.04.2022 N 11-95/РВ "Об утверждении Политики управления учетными записями пользователей государственных информационных систем Московской области"
4Постановление Губернатора Московской области от 02.03.2010 N 21-ПГ "Об учете и регистрации информационных систем Московской области"
5Постановление Правительства Московской области от 19.08.2022 N 881/27 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области"
6Постановление Правительства Московской области от 11.11.2022 N 1251/38 "Об утверждении Методики расчета планируемой стоимости работ по созданию, развитию и сопровождению информационных систем Московской области" (далее Методика расчета планируемой стоимости)
7Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ)
------------------------------
3. Информационная основа проверки законности и результативности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области при проведении контрольных мероприятий
Информационной основой проведения контрольных мероприятий по вопросам проверки расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области являются следующие сведения:
3.1. Информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере управления государственным и муниципальным имуществом 8, оператором которой является Министерство имущественных отношений Московской области (далее - оператор ЕИСУГИ), в том числе:
выписка из реестра имущества, находящегося в собственности Московской области, по объекту имущества - ГИС Московской области;
иные сведения из реестра имущества, находящегося в собственности Московской области.
3.2. Информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 9, на Портале исполнения контрактов единой автоматизированной системы управления закупками Московской области (далее - ПИК ЕАСУЗ) 10, в том числе:
планы-графики закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области, реестр государственных контрактов (перечень объектов планируемых закупок), заключенных по тематике контрольного мероприятия, отчетные документы по результатам исполнения государственных контактов и другие документы.
3.3. Сведения, размещенные на официальных Интернет-порталах (порталах) и сайтах органов государственной власти и организаций по вопросам эксплуатации ГИС Московской области:
проверка факта регистрации ГИС Московской области в Реестре осуществляется на официальном сайте 11 Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (далее - Мингосуправления).
3.4. Информация, размещенная в государственной информационной системе "Региональный электронный бюджет Московской области" (далее - ГИС РЭБ Московской области) и ведомственной информационной системе КСП Московской области (далее - ВИС КСП Московской области), включая бухгалтерскую отчетность и реестр платежных поручений Объекта проверки.
Первичные учетные документы, являющиеся основанием для постановки на бухгалтерский учет ГИС Московской области, регистры бухгалтерского учета, иные документы, являющиеся основанием для постановки на учет ГИС Московской области и отражающие расходы на их развитие и эксплуатацию (запрашиваются в установленном порядке у Объекта проверки).
3.5. Результаты ранее проведенных контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы проверки расходов на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области.
3.6. Годовые отчеты о выполнении государственных программ за отчетный финансовый год 12, представляемые координаторами государственных программ.
Рассмотрение вопросов правомерности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области осуществляется с учетом положений правовых актов Российской Федерации и правовых актов Московской области, регламентирующих создание, развитие, ввод в эксплуатацию, организацию эксплуатации и вывод из эксплуатации ГИС Московской области, а также дальнейшее хранение содержащейся в их базах данных информации.
------------------------------
8https://new.eisugi.mosreg.ru/oauth/login
9http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html
10https://pik.mosreg.ru/
11https://mits.mosreg.ru/
12Годовые отчеты о реализации государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" и государственных программ Московской области, в которых предусмотрены бюджетные средства на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем
------------------------------
4. Подготовка к проведению контрольного мероприятия, в рамках которого рассматриваются вопросы проверки законности и результативности расходования средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области
4.1. На этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия членами группы инспекторов проводятся подбор и анализ нормативной базы исходя из целей и задач контрольного мероприятия, анализ мероприятий Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" (иных государственных программ Московской области) по созданию, развитию, эксплуатации ГИС Московской области.
4.2. Осуществляется анализ и обобщение информации, полученной на основании запросов в адрес Объекта проверки, оператора ЕИСУГИ, оператора Реестра, а также материалов ранее проведенных контрольных мероприятий.
4.3. По результатам систематизации сведений, полученных на подготовительном этапе, проводится:
уточнение перечня ГИС Московской области объектов проверки (при необходимости);
уточнение вопросов проверки применительно к конкретным ГИС Московской области (например, оценивается необходимость проверки полноты реализации функциональных требований на этапе создания ГИС Московской области с целью формирования выводов об обоснованности выделенного финансирования на эксплуатацию систем);
определение объема выборки и степени охвата (сплошным или выборочным методом) первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также иной отчетности и документов;
Выбор и формулирование вопросов контрольного мероприятия должны осуществляться таким образом, чтобы их решение в совокупности способствовало достижению поставленных в рамках контрольного мероприятия целей.
5. Основной этап проверки законности и результативности расходовании средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области при проведении контрольных мероприятий
Мероприятия по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации ГИС Московской области реализуются органами государственной власти Московской области по согласованию с органом, уполномоченным в сфере информационных технологий, с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере информационных технологий и связи 2.
Мингосуправления является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере совершенствования системы государственного управления Московской области, оптимизации исполнения государственных функций, государственных и муниципальных услуг, осуществлению контроля за порядком предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Московской области, в сфере информационно-коммуникационных технологий на территории Московской области, исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере информационных технологий и связи, проводящим государственную политику, осуществляющим государственное межотраслевое управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью 13.
ГИС Московской области создаются, развиваются и эксплуатируются с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд либо законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, законодательством о концессионных соглашениях 2.
ГИС Московской области создаются, развиваются, вводятся в эксплуатацию, эксплуатируются и выводятся из эксплуатации с учетом требований по защите информации, установленных федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также с учетом требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных Правительством Российской Федерации 2.
В ходе проверки расходов на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области следует учитывать изменения правовых актов, на основании которых они были созданы.
------------------------------
13Положение о Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области и установлении штатной численности Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 13.06.2012 N 820/19 "Об утверждении Положения о Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области и установлении штатной численности Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области" (далее - Положение о Мингосуправлении)
------------------------------
5.1. Проверка выполнении требований порядка создания, развития и ввода ГИС Московской области в эксплуатацию
5.1.1. Проверка наличия у объекта проверки правовых оснований выполнения работ по созданию, развитию и/или эксплуатации ГИС Московской области включает:
определение полномочий объекта проверки в соответствии с выпиской из реестра имущества, находящегося в собственности Московской области, по объектам учета;
определение полномочий объекта проверки по исполнению функций государственного заказчика работ по созданию, развитию и/или эксплуатации ГИС Московской области, установленных нормативными правовыми актами 14;
определение мероприятий Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" (иных государственных программ Московской области) по созданию, развитию, эксплуатации ГИС Московской области; оценка сроков и финансового обеспечения работ по созданию, развитию, эксплуатации ГИС Московской области в проверяемом (оцениваемом) периоде на основании дорожных карт Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" (утверждаются координатором Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье"); наличие Перечня ГИС Московской области 15, согласованного с Мингосуправления.
проверку наличия утверждённого положения о ГИС Московской области, наличия свидетельства о регистрации ГИС Московской области в Реестре.
5.1.2. Проверка обоснованности определения стоимости работ (услуг) на создание и/или развитие ГИС Московской области.
При проверке обоснованности определения стоимости работ (услуг) на создание и/или развитие ГИС Московской области рекомендуется:
проверить функциональный размер ГИС Московской области на соответствие функциональным требованиям ГИС Московской области;
проверить расчет планируемой стоимости работ по созданию и/или развитию ГИС Московской области, произведенный объектом проверки, на соответствие Методике расчета планируемой стоимости.
Методика расчета планируемой стоимости применяется с 01.01.2023 центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области, подведомственными им государственными учреждениями и предприятиями, при расчете планируемой стоимости работ по созданию, развитию и сопровождению ГИС Московской области в рамках государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ при составлении проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период.
5.1.3. Проверка расчета стоимости работ (услуг) по созданию и/или развитию ГИС Московской области.
Расчет стоимости работ (услуг) по созданию/развитию ГИС Московской области согласно Методике расчета планируемой стоимости производится с учетом последовательно выполняемых этапов:
оценка функционального размера ГИС Московской области. Оценка функционального размера ГИС Московской области производится на основе функциональных требований ГИС Московской области, содержащихся в технических требованиях;
оценка базовой трудоемкости создания ГИС Московской области. Базовая трудоемкость разработки ГИС Московской области рассчитывается как сумма произведений единиц измерения функционального размера и значений коэффициентов трудоемкости с учетом поправочных коэффициентов трудоемкости;
оценка итоговой трудоемкости работ по созданию ГИС Московской области. Итоговая трудоемкость рассчитывается исходя из базовой трудоемкости создания ГИС Московской области с учетом коэффициентов трудоемкости работ и коэффициентов сложности;
расчет средней стоимости человеко-месяца работы работника разработчика ГИС Московской области;
расчет затрат на создание ГИС Московской области.
При проведении контрольного мероприятия следует обратить внимание на расчет суммы страховых взносов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, используемой в качестве составляющей для расчета средней стоимости человеко-месяца работы, по формуле, предусмотренной пунктом 20 Методики расчета планируемой стоимости.
При изменении тарифов страховых взносов в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу осуществления расчета, значения тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяются как среднее значение тарифов за 12 месяцев, предшествующих месяцу осуществления расчета.
5.1.4. С целью определения объемов бюджетных средств, направленных на финансирование работ по созданию ГИС Московской области с использованием функционала ЕИС и ПИК ЕАСУЗ, формируется перечень государственных контрактов (договоров) на создание/развитие ГИС Московской области (указанный перечень может быть запрошен у объекта проверки).
Документы, предусмотренные условиями государственных контрактов на создание/развитие ГИС Московской области, (в том числе: программы и методики испытаний, протоколы испытаний, акт о приемке системы в опытную эксплуатацию, акты о приемке системы в эксплуатацию, акт о вводе системы в эксплуатацию и иные документы, предусмотренные техническим заданием на создание/развитие системы) запрашиваются у объекта проверки.
Исходя из целей и задач контрольного мероприятия по решению руководителя контрольного мероприятия (руководителя группы инспекторов) объектом проверки организуется и проводится демонстрация функциональных возможностей ГИС Московской области, предусмотренных техническим заданием.
Проверка полноты реализации функциональных требований, изложенных в технических заданиях (требованиях) на создание ГИС Московской области, возможна также с использованием удаленного доступа в ГИС Московской области (отдельные подсистемы), предоставленного членам группы инспекторов по соответствующему запросу.
5.1.5. Проверка соответствия разработанных и эксплуатируемых за счет средств бюджета Московской области ГИС Московской области требованиям к вводу в эксплуатацию ГИС Московской области, установленных нормативными правовыми актами 16.
При проверке оснований для ввода в эксплуатацию разработанных и эксплуатируемых за счет средств бюджета Московской области ГИС Московской области рекомендуется:
проверить наличие правового акта о вводе в эксплуатацию ГИС Московской области органом государственной власти Московской области, определенным решением о создании ГИС Московской области ответственным за ее создание, развитие и эксплуатацию (далее - Акт о вводе в эксплуатацию);
проверить наличие в Акте о вводе в эксплуатацию перечня мероприятий по обеспечению ввода в эксплуатацию ГИС Московской области и устанавливающий срок начала эксплуатации ГИС Московской области. При этом срок начала эксплуатации ГИС Московской области не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом органа государственной власти Московской области о вводе системы в эксплуатацию.
Проверить требования к вводу ГИС Московской области в эксплуатацию, установленные пунктом 15 раздела III "Требования к порядку ввода системы в эксплуатацию" Постановления Правительства N 676.
5.1.6. Проверка обеспечения учета ГИС Московской области в Реестре.
ГИС Московской области подлежат обязательному учету и регистрации в Реестре.
Учет и регистрация ГИС Московской области на территории Московской области осуществляется органом, уполномоченным в сфере информационных технологий.
В соответствии с пунктом 12.14 Положения о Мингосуправления учет и регистрация государственных информационных ресурсов и информационных систем Московской области, ведение Реестра информационных систем Московской области относится к полномочиям Мингосуправления.
Сокращенная форма Реестра с указанием полного и краткого наименования ГИС Московской области размещается оператором Реестра по адресу: https://mits.mosreg.ru/dokumenty/ministerstvo/vzaimodeystvie-ministerstva/informacionnye-sistemy-moskovskoy-oblasti.
Выписка из Реестра с указанием органа государственной власти Московской области, осуществляющего от имени Московской области правомочия собственника ГИС Московской области, являющегося оператором ГИС Московской области и обеспечивающим ее эксплуатацию и развитие, а также назначения ГИС Московской области, представляется Мингосуправлением по запросу КСП Московской области.
------------------------------
14Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ, Положение об органе исполнительной власти Московской области, Устав государственного учреждения
15Пункт 20 постановление Правительства Московской области от 19.08.2022 N 881/27 "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области"
16Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (далее - Постановление Правительства N 676), Закон Московской области от 10.07.2009 N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации"
------------------------------
5.2. Проверка выполнения требований правовых актов по организации, осуществлению эксплуатации и выводу из эксплуатации ГИС Московской области
5.2.1. Оценка организации эксплуатации ГИС Московской области.
Требования к порядку эксплуатации ГИС Московской области определены Законом Московской области N 80/2009-ОЗ.
Осуществляется проверка обеспечения достоверности и актуальности информации, содержащейся в ГИС Московской области, а также обеспечение защиты указанной информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
5.2.2. Проверка расчета стоимости работ (услуг) по эксплуатации ГИС Московской области.
Расчет затрат на сопровождение ГИС Московской области согласно Методике расчета планируемой стоимости производится с учетом последовательно выполняемых этапов:
оценка текущего функционального размера ГИС Московской области;
оценка текущей базовой трудоемкости ГИС Московской области;
оценка итоговой трудоемкости работ по созданию ГИС Московской области;
расчет трудозатрат сопровождения ГИС Московской области;
расчет средней стоимости человеко-месяца работы работника разработчика ГИС Московской области;
расчет стоимости услуг по сопровождению ГИС Московской области.
Стоимость работ (услуг) по сопровождению ГИС Московской области согласно Методике расчета планируемой стоимости рассчитывается как произведение трудозатрат сопровождения ГИС Московской области и средней стоимости человеко-месяца работы, осуществляющего сопровождение ГИС Московской области, с учетом продолжительности оказания услуг сопровождения.
Согласно пункту 36 Методики расчета планируемой стоимости трудозатраты сопровождения ГИС Московской области складываются из трудозатрат услуг процесса сопровождения ГИС Московской области, связанных с взаимодействием с пользователями и взаимодействием с компонентами ГИС Московской области.
Трудозатраты сопровождения ГИС Московской области рассчитываются с учетом коэффициентов трудоемкости сопровождения ГИС Московской области 17.
Расчет каждой из составляющих стоимости работ (услуг) по сопровождению ГИС Московской области приведен в соответствующих разделах Методики расчета планируемой стоимости.
Если какой-либо из видов услуг процесса сопровождения не оказывается, то трудозатраты данной услуги принимаются равными "О".
Расчет средней стоимости человеко-месяца работы, осуществляющего сопровождение ГИС Московской области, осуществляется с учетом коэффициента отношения средней стоимости человеко-месяца работы, осуществляющего сопровождение ГИС Московской области, к средней стоимости человеко-месяца работы, осуществляющего разработку ГИС Московской области, величина которого определена Методикой расчета планируемой стоимости и составляет "0,7".
При проведении контрольного мероприятия следует обратить внимание на пункт 41 Методики расчета планируемой стоимости, в соответствии с которым трудозатраты услуг процесса сопровождения ГИС Московской области, связанных с взаимодействием с пользователями ГИС Московской области, рассчитываются исходя из того количества пользователей ГИС Московской области, которое указано в технических требованиях к ГИС Московской области.
5.2.3. Финансовое обеспечение эксплуатации ГИС Московской области и проверка формирования объема бюджетных ассигнований на эксплуатацию ГИС Московской области.
Финансовое обеспечение эксплуатации ГИС Московской области органами государственной власти Московской области и подведомственными им государственными казенными учреждениями Московской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам государственной власти Московской области Законом о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период в рамках соответствующих мероприятий Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" (иных государственных программ Московской области).
Финансовое обеспечение эксплуатации ГИС Московской области государственными учреждениями Московской области осуществляется за счет предоставляемых органами исполнительной власти Московской области, в ведомственном подчинении которых находятся данные учреждения, в установленном порядке бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания.
Расходы бюджета Московской области на организацию и обеспечение эксплуатации ГИС органов государственной власти Московской области отражаются по целевой статье 15 2 00 00000 "Развитие информационной и технологической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики Московской области" в рамках подпрограммы "Развитие информационной и технологической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики Московской области" Государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье".
5.2.4. Проверка деятельности операторов ГИС Московской области (уполномоченных органов) при выводе ГИС Московской области из эксплуатации.
При проверке деятельности органов государственной власти Московской области при выводе ГИС Московской области из эксплуатации рекомендуется руководствоваться требованиями Постановления Правительства N 676.
Основаниями для вывода ГИС Московской области из эксплуатации являются:
завершение срока эксплуатации ГИС Московской области, в случае если такой срок был установлен правовым актом органа государственной власти Московской области о вводе системы в эксплуатацию;
нецелесообразность эксплуатации ГИС Московской области, в том числе низкая эффективность используемых технических средств и программного обеспечения, изменение правового регулирования, принятие управленческих решений, а также наличие иных изменений, препятствующих эксплуатации ГИС Московской области;
финансово-экономическая неэффективность эксплуатации ГИС Московской области.
Срок вывода ГИС Московской области из эксплуатации не может быть ранее срока окончания последнего мероприятия, предусмотренного правовым актом о выводе системы из эксплуатации.
------------------------------
17Определены методом анализа функциональных требований, разработанных ГИС Московской области и являющиеся константами, представлены в Приложении 4 к Методике расчета планируемой стоимости
------------------------------
5.3. Проверка выполнении требований по защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС Московской области
В ходе проверки рекомендуется руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации от 01.05.2022 N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации", Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в ГИС, утвержденных приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) Российской Федерации от 11.02.2013 N 17, Постановления Правительства Московской области от 30.05.2011 N 491/17 "О некоторых вопросах организации защиты информации в Московской области".
При проведении контрольного мероприятия рекомендуется следующая последовательность действий.
5.3.1. Проверка наличия необходимых сертификатов и аттестатов соответствия ГИС Московской области по защите информации, а также акта классификации защищенности ГИС Московской области.
5.3.2. Проверка организации защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной ГИС Московской области. При этом у объекта проверки рекомендуется запросить эксплуатационную документацию и организационно-распорядительные документы по обеспечению информационной безопасности (положение по информационной безопасности организации, модели угроз/нарушителя информационной безопасности, приказ о назначении администратора информационной безопасности и его должностную инструкцию).
5.3.3. Проверка обеспечения защиты информации при выводе из эксплуатации, аттестованной ГИС Московской области или после принятия решения об окончании в ней обработки информации на предмет:
архивирования информации, содержащейся в ГИС Московской области;
уничтожения (стирания) данных и остаточной информации с машинных носителей информации и (или) уничтожения машинных носителей информации. При выводе из эксплуатации машинных носителей информации, на которых осуществлялись хранение и обработка информации, осуществляется физическое уничтожение этих машинных носителей информации с комиссионным оформлением результатов работ.
5.4. Проверка выполнении требований правовых актов, регламентирующих отражение в бухгалтерском учете и отчетности объекта проверки операций по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию объектов нематериальных активов, а также затрат на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области
Требования к бухгалтерскому учету ГИС Московской области регулируются Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон о бухгалтерском учете) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе приказами Министерства финансов Российской Федерации:
от 15.11.2019 N 181н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы" (далее - Стандарт "Нематериальные активы");
от 31.12.2016 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора";
от 31.12.2016 N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов";
от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению" (далее - Инструкции по применению единого плана счетов, Инструкция N 157н);
от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению";
от 28.12.2010 N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
от 25.03.2011 N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", иными документами.
5.4.1. Проверка вопросов отражения в бухгалтерском учете объекта проверки нематериальных активов.
В соответствии с пунктами 56, 67 Инструкции N 157н, пункта 6 Стандарта "Нематериальные активы" ГИС Московской области относится к нематериальным активам.
Объекты нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость объектов нематериальных активов формируется на соответствующих счетах аналитического учета, предусмотренных Инструкцией по применению единого плана счетов, где организация отражает все затраты, связанные с приобретением, созданием, формированием балансовой стоимости, а также сумм произведенных вложений в объекты нематериальных активов (исключительных и неисключительных прав интеллектуальной деятельности).
При проверке вопросов отражения в бухгалтерском учете нематериальных активов, исходя из тематики и периода проведения контрольного мероприятия, у объекта проверки рекомендуется проверить:
а) наличие первичных учетных документов, являющихся основанием для постановки на бухгалтерский учет нематериальных активов (исключительных и неисключительных прав интеллектуальной деятельности):
договоры на приобретение исключительных и неисключительных прав интеллектуальной деятельности (нематериальных активов);
акты приема передачи исключительных и неисключительных прав интеллектуальной деятельности (нематериальных активов);
документы на исключительные (свидетельства) и неисключительные (лицензии) права интеллектуальной деятельности;
распоряжения о вводе (выводе) системы в (из) эксплуатации), положение о системе;
б) наличие решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нематериальных активов (исключительных и неисключительных прав интеллектуальной деятельности), в отношении которых установлен срок полезного использования, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)), если иное не установлено Инструкцией по применению единого плана счетов;
в) регистры бухгалтерского учета, и иные документы, являющиеся основанием для постановки на бухгалтерский учет нефинансовых активов и отражающие расходы на их эксплуатацию по соответствующим счетам аналитического учета Инструкции по применению единого плана счетов.
Проверяются на соответствие требованиям бухгалтерского учета:
документы, подтверждающие регистрацию исключительных (свидетельства) и неисключительных (лицензии) прав интеллектуальной деятельности в реестре информационных систем Московской области;
оценка объектов нематериальных активов при их признании (принятию к бухгалтерскому учету);
первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, приобретенных в результате обменных операций;
первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, приобретенных в результате необменных операций;
первоначальная стоимость объектов нематериальных активов, созданных собственными силами;
последующая оценка объектов нематериальных активов, после признания в бухгалтерском учете объекта бухгалтерского учета в качестве нематериального актива его учете;
начисление амортизации по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования;
порядок и правильность отражения в бухгалтерском учете обесценивание объектов нематериальных активов в соответствии с Стандартом "Обесценение активов";
правильность отражения в бухгалтерском учете прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) объекта нематериальных активов;
правильность раскрытия информации об объектах нематериальных активов (результатах операций с ними) в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
5.4.2. Проверка вопросов отражения в бухгалтерском учете объекта проверки вложений в нематериальные активы.
При проверке вопросов отражения в бухгалтерском учете объекта проверки вложений в нематериальные активы рекомендуется:
установить факт наличия в учете вложений в нематериальные активы на соответствующих счетах аналитического учета, предусмотренных Инструкцией по применению единого плана счетов;
проверить соответствие данных баланса 18 и показателей оборотно-сальдовых ведомостей на соответствующих счетах аналитического учета, предусмотренных Инструкцией по применению единого плана счетов, учету вложений в нематериальные активы;
проверить отражение затрат, произведенных объектом проверки по государственным контрактам, результатом которых является развитие ГИС Московской области, на соответствующих счетах аналитического учета предусмотренные Инструкцией по применению единого плана счетов;
запросить информацию об определении перспективы дальнейшего использования результатов работ по созданию ГИС для нужд Московской области (в случае выявления фактов длительного неиспользования созданных за счет средств бюджета Московской области ГИС Московской области);
установить причины непринятия управленческих решений по созданию нематериальных активов.
Выявленные факты длительного неиспользования созданных ГИС Московской области, неопределенность перспектив их применения, отсутствие утвержденных положений о ГИС Московской области и решений о вводе в эксплуатацию в совокупности влекут риски неэффективного использования средств бюджета Московской области вследствие возможной невостребованности результатов работ по созданию ГИС Московской области.
------------------------------
18Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130), Баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730)
------------------------------
6. Заключительный этап проверки расходов на организацию и обеспечение эксплуатации ГИС Московской области при проведении контрольных мероприятий
На заключительном этапе обобщаются полученные результаты, формируются выводы и устанавливаются причины выявленных недостатков и нарушений, формулируются предложения (рекомендации), направленные на их устранение. Основные выводы по результатам работ, как правило, включают оценку:
соблюдения требований законодательства на этапах создания, развития и ввода в эксплуатацию ГИС Московской области;
законности расходов на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области;
соблюдения требований законодательства при организации учета результатов работ по созданию, развитию ГИС Московской области;
полноты реализации функциональных требований, изложенных в технических заданиях (требованиях) на создание, развитие ГИС Московской области;
соблюдения требований законодательства при организации эксплуатации ГИС Московской области;
обоснованности бюджетной потребности на эксплуатацию ГИС Московской области;
обоснованности начальной (максимальная) цены контракта на эксплуатацию ГИС Московской области;
целесообразности развития и/или дальнейшей эксплуатации ГИС Московской области.
Представленный в настоящих Методических рекомендациях перечень задач, которые необходимо решить в ходе проверки расходов на создание, развитие и эксплуатацию ГИС Московской области, не является исчерпывающим и уточняется исходя из целей, задач и предметной области конкретного контрольного мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Контрольно-счетной палаты Московской области от 28 декабря 2022 г. N 40Р-98 "Об утверждении Методических рекомендаций Контрольно-счетной палаты Московской области "Проверка законности и результативности расходовании средств бюджета Московской области на создание, развитие и эксплуатацию информационных систем и ресурсов Московской области"
Опубликование:
сайт Контрольно-счетной палаты Московской области (ksp.mosreg.ru)