г. Краснодар |
|
30 января 2014 г. |
Дело N А63-3948/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рогальского С.В., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Ставрополя" (ИНН 2636035490, ОГРН 1022601948555), ответчика - индивидуального предпринимателя Болотовой Ларисы Ароновны (ОГРНИП 310263508400095), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Ставрополя" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2013 (судья Костюков Д.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 (судьи Жуков Е.В., Афанасьева Л.В., Белов Д.А.) по делу N А63-3948/2013, установил следующее.
ГКУ "Центр занятости населения города Ставрополя" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском, в котором просило понудить индивидуального предпринимателя Болотову Л.А. исполнить обязательства по договору от 17.03.2010 N 13, а именно: представить отчет о выполнении обязательств за III, IV кварталы 2010 года и I квартал 2011 года, надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, подписать итоговый акт о выполнении договорных обязательств по форме, утвержденной учреждением (уточненные требования).
Решением от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.10.2013, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что понуждение одной из сторон к исполнению условий договора в данных правоотношениях не допустимо. Форма отчетов, порядок сдачи и конкретные даты их представления в договоре не согласованы. Осуществление ответчиком предпринимательской деятельности подтверждено документально.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права. С учетом субъектного состава к спорным правоотношениям следует применять нормы гражданского законодательства. Вывод судов о целевом использовании ответчиком субсидий не соответствует обстоятельствам дела, поскольку осуществление им предпринимательской деятельности подтверждено только на момент проведения проверки (22.12.2010). Непредставление ответчиком отчетов о выполнении обязательств за III, IV кварталы 2010 года и I квартал 2011 года нарушает права учреждения, к которому как участнику бюджетных отношений могут быть применены меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит удовлетворить.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, Болотова Л.А., признанная в установленном порядке безработной, обратилась к учреждению с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан - выделении ей субсидии и представила в обоснование бизнес-план организации продовольственного магазина. На основании решения комиссии, оформленного протоколом от 17.03.2010 N 3, учреждение и Болотова Л.А. 17.03.2010 заключили договор о содействии самозанятости безработного гражданина N 13 (далее - договор N 13), по условиям которого учреждение осуществляет мероприятия по содействию ответчику в организации предпринимательской деятельности - открытию продовольственного магазина.
По условиям договора Болотова Л.А. обязалась в течение двух месяцев с момента перечисления субсидии использовать ее по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане; в течение двух месяцев с момента перечисления субсидии представить учреждению документы, подтверждающие целевое использование субсидии; с периодичностью один раз в квартал в течение 12 месяцев с начала осуществления предпринимательской деятельности представлять учреждению отчет и документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью не менее одного года; сообщать учреждению о досрочном прекращении осуществления предпринимательской деятельности (пункты 2.2.2 - 2.2.6 договора).
25 марта 2010 года Болотова Л.А. зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство N 003336692, серия 26). Платежным поручением от 07.04.2010 N 1256 учреждение перечислило на лицевой счет Болотовой Л.А. 58 тыс. рублей субсидии на организацию предпринимательской деятельности.
29 июля 2010 года предприниматель представил учреждению информацию о расходовании субсидии и документы, подтверждающие приобретение на выделенные ей деньги холодильного и морозильного оборудования, закупку мясной и рыбной продукции.
Согласно акту проверки, проведенной учреждением 22.12.2010, Болотова Л.А. осуществляет предпринимательскую деятельность: открыла торговый павильон, установила холодильное и морозильное оборудование; ассортимент - мясная, рыбная продукция, полуфабрикаты.
Учреждение, ссылаясь на непредставление предпринимателем отчетности о ведении деятельности в рамках договора N 13, обратилось с иском в арбитражный суд.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
По смыслу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Последствием нецелевого использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
Постановлением правительства Ставропольского края от 28.09.2009 N 253-П утверждена краевая целевая программа "Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2010 году", одним из основных мероприятий которой является содействие развитию самозанятости безработных граждан.
В целях реализации указанной программы постановлением правительства Ставропольского края от 20.01.2010 N 18-П утвержден Порядок расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы, согласно которому содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости осуществляется путем предоставления безработным гражданам субсидии в размере, равном сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Субсидии на развитие малого предпринимательства и самозанятости предоставляются безработным гражданам при условии: заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем; предоставления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установили следующее.
Заключенный сторонами договор N 13 направлен на реализацию бюджетного процесса, в рамках которого учреждение является субъектом публичных правоотношений, осуществляя государственные полномочия по предоставлению субсидии.
Материалами дела подтверждено и учреждением не оспаривается достижение цели субсидирования: ответчик открыл торговый павильон, занимается предпринимательской деятельностью, субсидию использовал по назначению. Договор N 13 предусматривает право учреждения требовать в судебном порядке возврата субсидии в случае нарушения его условий, в том числе в случае непредставления отчетов (пункт 3.2). Требование о возврате субсидии (т. е. применение договорной ответственности) истец не заявлял. Довод истца о том, что непредставление ответчиком отчетов о ведении предпринимательской деятельности за III, IV кварталы 2010 года и I квартал 2011 года нарушает его права и законные интересы, несостоятелен.
Указанные обстоятельства с учетом несогласованности в договоре формы отчетов, порядка и даты их сдачи, правомерно оценены судами в качестве оснований, препятствующих удовлетворению требований учреждения.
Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2013 по делу N А63-3948/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.