В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 22 Правил организации и осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по хранению и уничтожению химического оружия, являющихся приложением N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155 "О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия", приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2022 год (далее - Доклад о правоприменительной практике).
2. Департаменту химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий обеспечить размещение утвержденного Доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 15 марта 2023 г.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации К.А. Лысогорского.
Первый заместитель Министра |
В.С. Осьмаков |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромторга России
от 14 марта 2023 г. N 831
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2022 год
I. Общие положения
1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению Минпромторгом России и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
2. Во исполнение части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2415 "О внесении изменений в положение о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 155 "О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия" (далее - Положение о лицензировании, Постановление N 155), предусматривающие в том числе утверждение Положения о лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия (далее - Положение о контроле), устанавливающего порядок лицензирования деятельности по хранению и уничтожению химического оружия (далее - государственный контроль).
К нормативным правовым актам, регулирующим отношения, возникшие в ходе осуществления Минпромторгом России государственного контроля в 2022 году, относятся следующие:
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);
Федеральный закон N 248-ФЗ;
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ);
Постановление N 155;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415" (далее - Постановление N 604);
приказ Минэкономразвития России от 31 мая 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "31 марта 2021 г."
К нормативным актам, регулирующим отношения, возникшие в ходе осуществления Минпромторгом России государственного контроля в 2022 году относится приказ Минпромторга России от 28 декабря 2022 г. N 4722 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, привлечения к административной ответственности".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "28 декабря 2020 г."
II. Практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
3. Виды и формы исполнения государственного контроля (надзора).
Государственный контроль осуществляется посредством проведения внеплановых контрольных мероприятий. Внеплановые контрольные мероприятия во взаимодействии с проверяемыми контролируемыми лицами осуществляются в виде документарных и выездных проверок.
Без взаимодействия с контролируемым лицом могут проводиться следующие контрольные (надзорные) мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов в 2022 году не планировалось в соответствии с положениями Федерального закона N 99-ФЗ и Постановлением N 155.
Согласно части 7 части 19.2 Федерального закона N 99-ФЗ в случае проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения указанным лицензиатом лицензионных требований не проводятся.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "части 7 статьи 19.2"
Обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ осуществляется путем проведения профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Правовые основания исполнения государственного контроля (надзора).
Правовые основания исполнения государственного контроля в 2022 году устанавливались статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом положений Постановления N 336:
при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении ведомства информации);
без согласования с органами прокуратуры:
по поручению Президента Российской Федерации;
по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу Постановления N 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания об устранении ранее выявленных нарушений в целях получения документа, имеющего разрешительный характер.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) объектов контроля контролируемого лица (его филиалов, обособленных структурных подразделений), а также может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
5. Срок исполнения государственной функции.
Согласно части 7 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней (не включая период с момента направления уведомления о предоставлении письменных объяснений и/или истребование документов).
Частью 7 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней. Срок проведения выездной проверки в отношении контролируемого лица, осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
6. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), связанных с исполнением государственного контроля, регулируются Федеральным законом N 248-ФЗ и Положением о контроле.
Административные процедуры состоят из следующих процессов:
планирования проведения проверки;
принятия решения о проведении проверки;
проведения проверки;
оформления результатов проверки;
принятия мер по результатам проверки.
Проект решения о проведении проверки, утверждаемого приказом Минпромторга России, подготавливается при наступлении установленных законодательством оснований и по типовой форме, утвержденной Приказом N 151.
По результатам принятия решения о проведении внеплановой проверки в адрес субъектов проверки направляется уведомление о проведении проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Государственный контроль проводится в порядке, предусмотренном статьей 72, статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом ограничений при проведении проверки, предусмотренных статьей 37, и с соблюдением прав субъектов проверки, предусмотренных главой 8 Федерального закона N 248-ФЗ.
Результатами проверок являются акты проверки, составленные по форме, установленной Приказом N 151. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта внеплановой выездной проверки на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, а в случае проведения документарной проверки акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае выявления при проведении внепланового контрольного мероприятия нарушений лицензионных требований в отношении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, установленных Постановлением N 155, в пределах полномочий принимаются решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Постановлением N 336 установлены ограничения, в соответствии с которыми в 2022 году в случае, если в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения, не соответствующие положениям абзаца 2 пункта 7 Постановления N 336, то есть не влекущие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, то такие нарушения фиксируются в акте соответствующего мероприятия, но предписание не выдается. При этом в отношении контролируемого лица может быть объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. Понятие "непосредственная угроза" в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 24 марта 2022 г. N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" подразумевает прямую причинно-следственную связь между нарушением обязательных требований и высокой степенью вероятности причинения соответствующего вреда, то есть ситуацией, когда отсутствие мер реагирования контрольных (надзорных) органов неминуемо влечет причинение существенного вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Информация об организации, проведении, результатах проверки и мерах, принятых по результатам проведенной проверки, вносится должностным лицом Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий (далее - Департамент) в федеральную государственную информационную систему "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в порядке и сроки, установленные Постановлением N 604, и с учетом положений статьи 19 Федерального закона N 248-ФЗ.
III. Практика соблюдения обязательных требований
7. Предметом государственного контроля в отношении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия является соблюдение лицензиатами (контролируемыми лицами) лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании. Под контролируемым лицом понимается лицензиат, осуществляющий деятельность по хранению и уничтожению химического оружия.
В целях реализации части 3 статьи 30 Федерального закона N 248-ФЗ Минпромторгом России утвержден приказ от 8 декабря 2021 г. N 4909 "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия".
В соответствии с утвержденными индикативными показателями контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия в 2022 году:
общее количество контрольных (надзорных) мероприятий - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий:
выездных проверок - 0,
документарных проверок - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, - 0;
количество профилактических мероприятий - более 10;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований - 0;
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований - 0;
количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений - 0;
количество исполненных предписаний об устранении выявленных нарушений - 0;
количество составленных протоколов об административном правонарушении - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, - 0;
общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок (всего), в том числе:
начисление штрафов - 0,
приостановление действия лицензии - 0,
аннулирование лицензии - 0,
вынесение предупреждения - 0;
количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий - 0;
количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании - 0;
количество контролируемых лиц на конец отчетного периода - 50;
количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия - 0;
общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами - 0;
в досудебном порядке - 0;
количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, - 0;
количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Минпромторга России либо о признании действий (бездействий) должностных лиц Минпромторга России недействительными, - 0;
количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Минпромторга России, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, - 0;
количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц Минпромторга России, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, - 0;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, которые были проведены с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, - 0.
Случаи выявления грубых нарушений обязательных требований в 2022 году в рамках осуществления государственного контроля не устанавливались. В отчетном периоде при проведении контрольно-надзорных мероприятий протоколы об административном правонарушении должностными лицами не составлялись.
В результате проведенных проверок данных, свидетельствующих о наличии различных подходов к применению и иных проблемных вопросов применения обязательных лицензионных требований, не установлено#.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
9. В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) утвержден приказ Минпромторга России от 27 декабря 2021 г. N 5383 "Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Департаментом химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий, в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия на 2022 год" (далее - приказ N 5383).
В целях организации в Минпромторге России работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в рамках государственного контроля, приказом N 5383 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Департаментом в рамках лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия на 2022 год.
Профилактические мероприятия в 2022 году проводились в следующих видах и формах:
регулярная актуализация и размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" по адресу: https://minpromtorg.gov.ru/activities/services/licensing/1_4/1_4_1/ перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минпромторгом России в рамках федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, привлечения к административной ответственности;
информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта при проведении проверок проводилось посредством телефонной связи, электронной почты, путем личного общения с юридическими лицами, проведения семинаров и конференций и иными способами;
регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия и размещение на официальном сайте Минпромторга России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.minpromtorg.gov.ru соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных лицензионных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься лицензиатами в целях недопущения таких нарушений;
консультирование контролируемых лиц по вопросам, связанным с лицензионным контролем, в том числе касающихся профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, особенностей осуществления лицензионного контроля, сроков осуществления контрольных мероприятий, порядка обжалования решений лицензирующего органа, действий уполномоченных лиц лицензионного контроля. Консультирование контролируемых лиц осуществлялось в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме.
По результатам проведенных профилактических мероприятий Департаментом в 2022 году достигнуты следующие количественные показатели и показатели качества:
количество проведенных профилактических мероприятий - более 100;
количество подконтрольных субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия, - 10;
доля субъектов (объектов), в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов), - 20%;
количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов, - 0;
количество контрольно-надзорных мероприятий при увеличении профилактических мероприятий при одновременном сохранении текущего (улучшении) состояния подконтрольной сферы, уровня защищенности охраняемых законом ценностей - сократилось;
количество однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом (на одном и том же объекте) - сократилось.
10. Выводы и предложения по итогам организации и осуществления вида контроля.
В связи с тем, что федеральный государственный лицензионный контроль деятельности по хранению и уничтожению химического оружия осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 248 только с 1 марта 2022 г., а также в связи с ограничениями, установленными положениями Постановления N 336 оценить в полной мере и определить проблемы нормативного, финансового, методического и организационного характера, возникшие в ходе реализации положений Федерального закона N 248-ФЗ, а также сформировать предложения не представляется возможным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 14 марта 2023 г. N 831 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля деятельности по хранению и уничтожению химического оружия за 2022 год"
Опубликование:
-