г. Краснодар |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А32-25459/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Специализированная Передвижная Механизированная Колонна "Новокубанская"" (ИНН 2343014563, ОГРН 1022304362112) - Балыкиной Н.А. (доверенность от 24.07.2013), от заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Исаева М.Р. (доверенность от 30.07.2013), рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-25459/2012, установил следующее.
ООО "СПМК "Новокубанская"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ департамента в предоставлении обществу на праве собственности земельного участка площадью 5765 кв. м (кадастровый номер 23:21:0401001:63), расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новокубанск, ул. Нева, 3 (далее - земельный участок), на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) с применением цены, равной 2,5% от его кадастровой стоимости, содержащийся в письме от 17.07.2012 N 52-11147/12-33.25;
- признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность земельного участка с применением его льготной стоимости;
- возложить на департамент обязанность принять решение о предоставлении обществу на праве собственности испрашиваемого земельного участка с применением цены, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости;
- возложить на департамент обязанность подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи данного земельного участка с указанием цены, равной 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013, требования общества удовлетворены в части. Признан незаконным отказ департамента в предоставлении обществу на праве собственности спорного земельного участка, содержащийся в письме от 17.07.2012 N 52-11147/12-33.25. На департамент возложена обязанность принять решение о предоставлении земельного участка обществу на праве собственности, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи. В удовлетворении остальной части требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что общество обладает правом требовать предоставления земельного участка в собственность. Заявитель направил в уполномоченный орган документы, названные в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об установлении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - приказ N 475). Отказ департамента не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение и постановление апелляционного суда. Податель жалобы оспаривает вывод судебных инстанций о том, что общество представило все документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок. В нарушение требований приказа N 475 к заявлению не приобщен документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица; иные документы представлены в копиях, которые надлежащим образом не удостоверены. Общество не подтвердило необходимость передачи в собственность земельного участка площадью 5765 кв. м. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.
Представитель общества указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление суда апелляционной инстанции надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Нева, д. 3 (т. 1, л. д. 13 - 23).
Указанное недвижимое имущество находится на земельном участке площадью 5765 кв. м (кадастровый номер 23:21:0401001:63), который ранее был предоставлен правопредшественнику общества на праве постоянного (бессрочного) пользования (т. 1, л. д. 31 - 36).
На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, которое получено заинтересованным лицом 25.06.2012 (т. 1, л. д. 140).
Департамент 17.07.2012 отказал заявителю в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован тем, что общество не представило в уполномоченный орган документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица (директора Сидякина Г.П.). Кроме того, уполномоченный орган указал заявителю на необходимость надлежащего удостоверения копий прилагаемых документов (т. 1, л. д. 149).
Общество, полагая, что отказ департамента не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 данного Кодекса.
Пункты 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса определяют порядок обращения и рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса).
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 июля 2012 года осуществляется юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (абзац 4 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ).
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности (абзац 7 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ).
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для органов местного самоуправления является обязательным. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а уполномоченный орган не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Кодекса.
Исследовав представленные в дело доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу о том, что общество обладает правом требовать предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса предусматривает, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 рассматриваемой нормы заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что общество направило в департамент все документы, предусмотренные приказом N 475. Следовательно, у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в предоставлении участка в собственность.
Возложение на департамент обязанности принять решение о предоставлении обществу земельного участка в собственность за плату и направить заявителю проект договора с предложением о его заключении соответствует положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса и разъяснениям, приведенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Доводы кассационной жалобы о том, что заявитель не обосновал площадь испрашиваемого земельного участка, не принимаются, поскольку в соответствии с государственным актом правопредшественнику общества для производственной деятельности предоставлен земельный участок площадью 5765 кв. м (т. 1, л. д. 33 - 36). Из заключения МУП "Отдел архитектуры и градостроительства муниципального образования Новокубанский район" от 19.06.2012 следует, что земельный участок площадью 5765 кв. м, предназначенный для размещения производственной базы, используется по целевому назначению (т. 1, л. д. 24 - 26).
Суды правильно отклонили доводы департамента о необходимости представления заявителем документа, удостоверяющего полномочия директора общества (Сидякина Г.П.), поскольку соответствующий приказ прилагался к заявлению (т. 1, л. д. 38, 142).
Отсутствие нотариально удостоверенных копий документов не может служить самостоятельным основанием для отказа в реализации права на выкуп земельного участка, поскольку такие недостатки носят устранимый характер.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требования общества.
Иные доводы жалобы департамента направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что недопустимо в силу определенных законом пределов рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 по делу N А32-25459/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса предусматривает, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 рассматриваемой нормы заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).
...
Возложение на департамент обязанности принять решение о предоставлении обществу земельного участка в собственность за плату и направить заявителю проект договора с предложением о его заключении соответствует положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса и разъяснениям, приведенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2014 г. N Ф08-185/14 по делу N А32-25459/2012