В соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.08.2022 г. N 01/1844 "О проведении мониторинга качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Челябинской области в 2022 году" приказываю:
1. Утвердить анализ мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области за 2022 год.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления, осуществляющим управления в сфере образования обеспечить применение анализа мониторинга качества дошкольного образования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель Министра |
E.A. Коузова |
Утверждены
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 21 марта 2023 г. N 02/662
Анализ
мониторинга качества дошкольного образования Челябинской области
за 2022 год
Аналитика проведена на основании процедуры оценки, предложенной Концепцией мониторинга качества дошкольного образования, разработанной Национальным институтом качества образования.
Общая часть:
Термины и сокращения, использованные в аналитической справке:
МКДО - мониторинг качества дошкольного образования;
ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
ДОО - дошкольные образовательные организации;
ООП ДОО - основная образовательная программа дошкольной образовательной организации;
ОВЗ - лица с ограниченными возможностями здоровья;
АООП - адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования;
РИП - региональная инновационная площадка;
НПП - научно-прикладной проект;
ДПП ПК - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации;
ДПП ГЖ - дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки.
В качестве региональных нормативных документов, регламентирующих процедуры оценки качества дошкольного образования в Челябинской области, представлены:
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10.08.2022 N 08-205 "О проведении мероприятий по МКДО в 2022 году";
- приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.08.2022 N 01/1844 "О проведении мониторинга качества дошкольного образования Челябинской области в 2022 году";
- приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.09.2022 N 01/1988 "Об утверждении состава участников мониторинга качества дошкольного образования для детей организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, в 2022 году";
- методические рекомендации по проведению МКДО 0-7 в субъектах Российской Федерации в 2022 году.
Процедура оценки качества дошкольного образования в полной мере соотнесена с группой показателей мотивирующего мониторинга, с наименованием показателя и мотивацией показателя:
- качество образовательных программ дошкольного образования, включая адаптированные;
- качество содержания образовательной деятельности;
- качество условий в ДОО;
- качество взаимодействия с семьей в ДОО;
- качество обеспечения здоровья, безопасности и услуг по присмотру и уходу в ДОО;
- качество управления ДОО.
В свою очередь, мониторинг соотносится с оценкой механизмов управления качеством образовательной деятельности по направлению (системы) мониторинга эффективности руководителей всех образовательных организаций в части повышения качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций и развития системы мониторинга качества дошкольного образования.
Цель и задачи процедуры оценки качества дошкольного образования:
Обеспечение основы для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования Челябинской области
Задачи:
1. Выявить состояние и динамику развития качества дошкольного образования в Челябинской области.
2. Обеспечить регулярное проведение МКДО на уровне ДОО, на муниципальном и региональном уровнях.
3. Осуществить системный анализ данных мониторинга для повышения эффективности управления дошкольным образованием Челябинской области.
4. Обеспечить условия для информирования о результатах мониторинга всех участников образовательных отношений.
В мониторинге качества дошкольного образования в 2022 году было задействовано 309 дошкольных образовательных организаций, что составило 19,23% от общего количества ДОО Челябинской области.
В мониторинг качества дошкольного образования включено 9 направлений мониторинга (областей качества):
- образовательные ориентиры;
- образовательная программа;
- содержание образовательной деятельности;
- образовательный процесс;
- образовательные условия;
- условия получение дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами;
- взаимодействие с родителями;
- здоровье, безопасность и повседневный уход;
- управление и развитие.
Модель МКДО предусматривает базовую 5-балльную систему оценивания, которая включает 7 возможных отметок для каждого показателя:
- неприменимо (НП);
- нулевой уровень;
- 1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества;
- 2-й уровень. Качество стремится к базовому;
- 3-й уровень. Базовое качество;
- 4-й уровень. Хорошее качество;
- 5-й уровень. Превосходное качество.
Метод сбора информации, необходимой для проведения мониторинга, осуществляется с использованием ГИС "Образование" в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 26.11.2020 N 01/2457 "Об утверждении порядка формирования и ведения государственной информационной системы "Образование в Челябинской области" в части предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, в том числе порядка предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из нее".
Сравнительная таблица результатов МКДО за 2021 и 2022 годы
N п/п |
Область качества |
Результаты мониторинга 2021 года (внутренняя оценка/внешняя оценка) |
Результаты мониторинга 2022 года (внутренняя оценка/внешняя оценка) |
1. |
Образовательные ориентиры |
3,44/3,33 |
3,31/3,08 |
2. |
Образовательная программа |
3,21/3,20 |
3,53/3,29 |
3. |
Содержание образовательной деятельности |
3,47/3,32 |
3,58/3,20 |
4. |
Образовательный процесс |
3,43/3,25 |
3,55/3,15 |
5. |
Образовательные условия |
3,37/3,28 |
3,40/3,20 |
6. |
Условия получение дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами |
2,68/3,04 |
3,24/3,20 |
7. |
Взаимодействие с родителями |
3,48/3,38 |
3,55/3,21 |
8. |
Здоровье, безопасность и повседневный уход |
3,45/3,29 |
3,40/3,15 |
9. |
Управление и развитие |
3,42/3,29 |
3,40/3,13 |
Анализ сравнения средних оценок по разным направлениям мониторинга в 2021 и 2022 году показал:
1) область качества "Образовательные ориентиры" внутренняя оценка в 2021 году - 3,44, а оценка внешних экспертов составила 3,33; в 2022 году внешняя оценка - 3,08 балла, а внутренняя оценка составила 3,31 балла. Выявлено несовпадение в оценивании качества данной области со стороны внутренней и внешней экспертизы на 0,23 балла. Более низкий показатель выявлен по направлению "Ориентиры образовательной деятельности "2,78 - внутренняя оценка, 2,79 - внешняя); прослеживается небольшое снижение результата по данной области качества на 0,15 балла;
2) область качества "Образовательная программа" оценена внешними экспертами в 2021 году оценена на 3,20 балла, а внутренняя оценка составила 3,21 балла, в 2022 году - внутренняя оценка - 3,53 балла, внешняя - 3,29, что на 0,24 балла ниже, чем внутренними экспертами; оценок ниже 3,0 балов не выставлено;
3) область качества "Содержание образовательной деятельности" оценена в 2021 году внутренними экспертами 3,47 балла, внешними - 3,32 балла, в 2022 году внутренняя оценка - 3,58 балла, внешняя - 3,20 балла. Более низкие результаты выявлены по следующим направлениям речевого развития: освоение письменной речи, что характерно для системы дошкольного образования, где не стоит задача обучение ребенка письму (только в подготовительной группе идет обучение написанию отдельных букв, знакомство с буквами), и по направлению "речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде". Данную позицию можем отнести по отношению к детям из семей мигрантов, не говорящих на русском языке. В целях разрешения данной ситуации выстроена система подготовки педагогов к работе с детьми из семей мигрантов, включающая в себя: внесение модуля "Организация общения с детьми семей мигрантов, не говорящих на русском языке"* "Организация активных форм работы с родителями - мигрантами" в дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС ДО" и "Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС ДО";
4) область качества "Образовательный процесс" в 2021 году оценена внутренними экспертами 3,43 балла, внешняя оценка - 3,25 балла, в 2022 году - оценена выше внутренними экспертами на 0,4 балла, что говорит о субъективности оценивания со стороны самой организации; более низкий балл (ниже 3) выставлен по показателям "Проектно-тематическая деятельность", "Использование информационных технологий (соответственно - 2,93 и 2,88);
5) область качества "Образовательные условия" в 2021 году оценена внутренними экспертами - 3,37 балла, внешними экспертами - 3,28 балла, в 2022 году данная область качества по итогу оценена на 0,2% ниже со стороны внешних экспертов (3,40 - 3,20 балла);
6) область качества "Условия получения дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами" в 2021 году оценена внутренними экспертами в 2,68 баллов, внешними - 3,04 балла, в 2022 году примерно одинаково оценена область качества как со стороны внешних, так и внутренних экспертов (3,24 -3,20). По процедуре самооценки педагогов худший результат представлен по данной области качества. Оценка составила 2,56 баллов. Данная ситуация обусловлена рядом причин:
- отсутствием у педагогов ДОО готовности к работе с детьми с ОВЗ: отсутствием у большинства педагогов, работающих в группах компенсирующей и комбинированной направленности высшего дефектологического образования;
- не укомплектованностью штатного расписания ДОО учителями - дефектологами соответствующей направленности;
- отсутствием качественной АООП ДОО для различных нозологических групп детей с ОВЗ;
- отсутствием необходимых условий для организации коррекционно-образовательного процесса для детей с ОВЗ различных нозологических групп.
Выше сказанное обозначило необходимость выстраивания системы управления в ДОО, обеспечивающую готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами; а также обеспечение системы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами.
7) область качества "Взаимодействие с родителями" в 2021 году оценка со стороны внутренних экспертов - 3,48, оценка внешних экспертов - 3,38 балла; в 2022 году - внутренняя экспертиза - 3,55 балла внешняя - 3,21 балла, оценена ниже на 0,34 балла, что говорит о субъективности оценивания внутренней экспертизы;
8) область качества "Здоровье, безопасность и повседневный уход" в 2021 году по результатам внешней экспертизы оценена в 3,9 баллов, внутренняя оценка - 3,456. В 2022 году оценка внешнего эксперта - ниже на 0,25 балла; самый низкий балл при внешнем оценивании получен по показателям "качество питания", "организация процесса питания" (соответственно - 2,89 и 2,91), "безопасность внутреннего помещения" "безопасность территории ДОО на прогулок на свежем воздухе" (соответственно - 2,84 и 2,88 балла);что требует основательной проработки в рамках курсов повышения квалификации руководителей ДОО по ДПП "Инновационные методы управления ДОУ";
9) область качества "Управление и развитие" в 2021 году внутренняя экспертная оценка составила 3,42 балла, внешняя - 3,29 балла, в 2022 году - по результатам внешней экспертизы оценена ниже на 0,27 балла, что объективно отразилось на качестве областей "Здоровье, безопасность и повседневный уход", "Ориентиры образовательной деятельности", "Речевое развитие в билингвальной и полилингвальной среде", области качества "Образовательный процесс" - по показателю "Проектно-тематическая деятельность".
Таким образом, анализ полученных экспертных оценок говорит о некоторой субъективности в оценках со стороны внутренних экспертов.
По результатам внутренней и экспертной оценки качества дошкольного образования наиболее низкие баллы (ниже 3) получены по показателям двух областей качества: "Образовательные ориентиры" (внутренняя оценка - 2,78 и внешняя - 2,79) и "Здоровье, безопасность и повседневный уход" (внутренняя оценка 2,99 и внешняя оценка - 2, 88).
В ходе анализа полученных контекстных данных мониторинга качества дошкольного образования выявлены следующие риски:
- наличие профессиональных дефицитов у педагогов ДОО в организации образовательного процесса с детьми младенческого и раннего возраста;
- наличие профессиональных дефицитов у педагогов ДОО в организации образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми - инвалидами;
- затруднения в выборе педагогами наиболее эффективных форм и образовательных технологий;
- неготовность педагогов к учету субъектной позиции ребенка (в ом числе с ОВЗ) в ходе отбора и реализации содержания образования, проектирования развивающей предметно-пространственной среды как учреждения в целом, так и группового помещения в частности;
- невысокий уровень включенности родителей в проектирование и реализацию ООП и АООП ДОО;
- недостаточная изученность со стороны воспитателя и специалистов потребностей ребенка и его родителей (законных представителей) в отбор содержания образования и организацию образовательного процесса, в том числе коррекционно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами);
- недостаточный уровень вариативности дошкольного образования, его отражение в ООП и АООП ДОО для детей с ОВЗ различных нозологических групп;
- отсутствие высококвалифицированных специалистов дошкольного образования, обеспечивающих методическое сопровождение образовательного процесса;
- низкий уровень готовности педагогов к оценке качества дошкольного образования, затруднения в выборе и применении адекватного инструментального обеспечения такого оценивания.
Для нивелирования выявленных при оценивании качества областей МКДО выстроена система научно-методического сопровождения деятельности ДОО Челябинской области, включающая в себя:
- разработку модельной основной образовательной программы дошкольного образования для учреждений Челябинской области;
- обеспечение повышения квалификации управленческих и педагогических кадров по вопросам реализации модельной основной образовательной программы дошкольного образования средствами дополнительных профессиональных программ повышения квалификации;
- организацию обучения по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагогов дошкольного образования;
- реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС ДО": модули "Особенности общения с детьми из семей мигрантов"; "Организация образовательного процесса с детьми из семей мигрантов", "Формы взаимодействия с семьями мигрантов", "Формирование родительских компетенций мигрантов";
- реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Современные технологии": модули "Технологии развивающего обучения детей-мигрантов", "РППС в группах, которые посещают дети из семей мигрантов", "Технологии социального партнерства с семьями мигрантов";
- выстраивание системы научно-методического сопровождения и системы повышения квалификации и профессионально переподготовки педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования лицами с ОВЗ и инвалидами;
- разработку материалов для педагогических и руководящих работников, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности и обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования;
- организацию научно-методического сопровождения деятельности 18 региональных инновационных площадок по направлениям:
1. бережная цифровая образовательная среда для дошкольников
2. проектное управление инклюзивным образованием в ДОУ
3. управление системой воспитания в дошкольных образовательных организациях
4. раннее физическое развитие детей дошкольного возраста: - реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации) "Организация развивающих видов деятельности детей дошкольного возраста с помощью современных технологий"; размещенной в реестре федеральных образовательных программ (36 часов
- реализацию дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, размещенной в реестре федеральных образовательных программ (36 часов) "Проектирование и реализация рабочей программы воспитания ДОУ";
- организацию диссеминации успешных практик участников РИП, НПП, профессиональных конкурсов;
- сопровождение деятельности Федеральных площадок по реализации инновационных образовательных программ "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" и ПиктоМир (в рамках деятельности Ресурсный центр по сопровождению деятельности площадок. Соглашение);
- организация модульного курса для педагогов ДОО "Развитие проектной культуры педагога";
- организацию обсуждения области качества "Здоровье, безопасность и повседневный уход", определение путей устранения выявленных в ходе мониторинга проблем в рамках курсов повышения квалификации руководителей ДОО в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Инновационные методы управления ДОУ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21 марта 2023 г. N 02/662 "Об анализе мониторинга качества дошкольного образования в системе образования Челябинской области за 2022 год"
Опубликование:
официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (minobr74.ru) 21 марта 2023 г.