г. Краснодар |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А32-1143/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Кухаря В.Ф. и Леоновой О.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Прибой" (ИНН 2315012170, ОГРН 1022302379373) - Черножуковой И.Ю. и Стефаниди Г.Ф. (доверенности от 04.03.2013 и 05.02.2014), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2365004544, ОГРН 1052313100070) - Сафроновой И.А. и Гаспаряна А.К. (доверенности от 09.01.2014), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Прибой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 (судьи Еремина О.А., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-1143/2013, установил следующее.
ОАО "Прибой" (покупатель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (поставщик газа) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа на 2013 год (пункты 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3). Уточняя исковые требования, истец указал, что разногласия заключаются в том, является ли он покупателем энергоресурса на коммунально-бытовые нужды - для котельной, вырабатывающей тепловую энергию для нужд коммунально-бытовых организаций и населения (пункт 2.1 в редакции истца), либо он относится к категории промышленных потребителей (в редакции ответчика) и должен оплачивать газ, отбираемый сверх договорного количества, с применением сезонных коэффициентов. Кроме того, общество "Прибой" просило установить в договоре годовое и помесячное количество газа, приобретаемого по регулируемой цене, равным 5 500 тыс. куб. метрам, чтобы исключить оплату за перерасход газа.
Решением от 11.07.2013 в иске отказано. Суд, руководствуясь Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), и Основными положениями формирования и регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021), пришел к выводу, что у истца отсутствуют основания для неприменения к нему пункта 17 Правил N 162, поскольку истец не может быть приравнен к коммунально-бытовым потребителям. Вырабатываемая обществом "Прибой" с использованием газа тепловая энергия реализуется не непосредственно коммунально-бытовым потребителям, а поставщикам конечных потребителей. Годовой объем поставляемого газа, предложенный газоснабжающей организацией, соответствует объему, установленному на уровне 2007 года, подлежащему реализации по регулируемым оптовым (минимальным) ценам. Дополнительные объемы газа, превышающие указанные базовые объемы, подлежат поставке по отдельному договору и согласованной сторонами цене.
Постановлением апелляционного суда от 11.10.2013 решение суда первой инстанции отменено, пункты 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 договора изложены в редакции общества "Газпром межрегионгаз Краснодар". Апелляционный суд согласился с мотивами, приведенными судом первой инстанции, однако указал, что вследствие отказа в иске преддоговорный спор остался не разрешенным, что противоречит статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В кассационной жалобе ОАО "Прибой" просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что понятие "коммунально-бытовой потребитель газа" дано в Стандарте "Газораспределение. Термины и определения", утвержденном распоряжением ОАО "Газпром" от 03.02.2005 N 18. Названным Стандартом потребители, использующие газ, в частности, на подогрев воды для отопления и горячего водоснабжения, признаются коммунально-бытовыми потребителями. ОАО "Прибой" расходует газ только на эти цели, а вырабатываемая его котельной тепловая энергия поставляется управляющим компаниям - исполнителям коммунальных услуг для населения. В ранее заключенном сторонами договоре поставки газа от 02.07.2007 N 25-4-05137/08 называлась цель приобретения газа - для коммунально-бытовых нужд. По мнению заявителя, он имеет право пролонгации договора на прежних условиях. Исключение названного положения из проекта нового договора позволило ответчику внести в него пункт 5.3 об оплате сверхдоговорного объема с применением повышающих коэффициентов, установленных пунктом 17 Правил N 162.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
По условиям ранее заключенного сторонами договора поставки газа от 02.07.2007 поставщик обязался поставлять газ, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, с 01.01.2008 по 31.12.2012 при ежегодном объеме поставки 4070,004 тыс. куб. м. В пункте 2.2 договора указывалось, что поставка газа производится для котельной покупателя (ОАО "Прибой") на коммунально-бытовые нужды. Пунктом 3.5 договора предусматривалась оплата суммарного объема газа, выбранного покупателем сверх договорного объема, с применением коэффициента 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и коэффициента 1,5 с 16 сентября по 14 апреля. Возможность пролонгации договора после окончания срока его действия не предусматривалась.
Таким образом, предыдущим договором, вопреки утверждению ОАО "Прибой", также устанавливалась повышенная плата за сверхдоговорный объем газа, несмотря на упоминание о цели поставки - для котельной покупателя на коммунально-бытовые нужды.
В связи с истечением периода действия договора от 02.07.2007 поставщик с сопроводительным письмом от 02.11.2012 направил покупателю проект договора поставки газа от 30.10.2012, подписанный покупателем с разногласиями по пунктам 2.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3.
Поставщик протокол разногласий, направленный ему 23.11.2012, не подписал и 14.12.2012 направил протокол согласования разногласий с изложением названных пунктов в своей редакции.
Не урегулированные разногласия на основании статьи 445 ГК РФ переданы обществом "Прибой" на рассмотрение арбитражному суду.
Согласно статье 446 Г РФ в случае возникновения у сторон разногласий при заключении договора и передачи их на рассмотрение суда условия договора, по которым имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исходя из приведенных обстоятельств довод о наличии у ОАО "Прибой" права на пролонгацию договора 2007 года, изложенный в кассационной жалобе, не подлежит рассмотрению как выходящий за пределы заявленного спора.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции установил, что общество "Прибой" состоит в договорных отношениях на поставку горячей воды с управляющими компаниями города Новороссийска, обеспечивающими коммунальными ресурсами жилые дома. Транспортировка приготовляемого обществом "Прибой" теплоносителя в виде горячей воды осуществляется по сетям ОАО "Краснодартеплоэнерго", с которым общество заключило договор от 01.01.2008 (т. 1, л. д. 73).
Согласно приложению N 3 к приказу Региональной энергетической комиссии от 30.11.2012 об установлении тарифов на горячую воду на 2013 год из общего объема реализации энергоресурса - 68,4 тыс. куб. м, запланированного для ОАО "Прибой" на 2013 год, реализация населению составляет 26,2 тыс. куб. м. Остальной объем планировалось реализовать бюджетным и прочим потребителям. В соответствии с названными показателями обществу устанавливался тариф на тепловую энергию и горячую воду (т. 1, л. д. 81, 82).
Приведенные обстоятельства - доля энергоресурса, предназначенная для коммунально-бытовых потребителей (населения), а также то, что энергоресурс доводится до указанных конечных потребителей не непосредственно обществом, а через продажу исполнителям коммунальных услуг, пользующимся, наравне с конечными потребителями, льготами по оплате, получили надлежащую оценку в постановлении апелляционного суда. Суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отнесения ОАО "Прибой" к коммунально-бытовым потребителям и распространения на него льгот. Соответственно, в целях исключения в дальнейшем споров между ОАО "Прибой" и ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" о размере платы за газ суд принял пункт 2.1 проекта договора поставки газа в редакции поставщика, т. е. без включения в него положения о назначении газа - для коммунально-бытовых нужд.
Предложенная ответчиком редакция пунктов договора, устанавливающих количество подлежащего поставке газа в базовом объеме 2007 года, соответствует условиям ценообразования, изложенным в Основных положениях от 29.12.2000 N 1021 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333.
Как следует из пункта 15.1 Основных положений, оптовые цены на газ, добываемый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами, на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта определяются по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных), включая случаи его перепродажи, в диапазоне между предельными максимальным и минимальным уровнями оптовых цен с учетом особенностей, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) для конечных потребителей, приобретающих газ сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
Пункт 15.3 Основных положений предусматривает, что поставщики реализуют газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по оптовым ценам, определяемым по соглашению сторон в соответствии с пунктами 15.1 и 15.2 Основных положений, при условии обеспечения ежегодного выполнения обязательств по договорам поставки этого газа в объемах, зафиксированных в договорах поставки газа на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам).
В соответствии с пунктом 3 Основных положений N 1021 приказом ФСТ России от 05.07.2007 N 155-э утверждено Положение об особенностях определения объема газа и состава конечных потребителей, в отношении которых применяются принципы регулирования цен на газ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
Названное Положение устанавливает, что принципы регулирования, предусмотренные пунктами 15.1 - 15.3 Основных положений, применяются к объемам поставки газа сверх объемов, зафиксированных в договорах поставки на 2007 год (без учета дополнительных объемов газа, предусмотренных дополнительными соглашениями к указанным договорам). Иными словами, объемы газа сверх базовых объемов реализуются по договорным ценам в пределах установленного диапазона цен.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 162 при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением повышающего коэффициента. Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Вывод о том, что предприятия, осуществляющие деятельность по производству и продаже тепловой энергии другим юридическим лицам, реализующим энергию непосредственно населению и объектам социально-бытовой сферы, не относятся к категории коммунально-бытовых потребителей, подтвержден судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 N ВАС-2135/11).
Кроме того, апелляционный суд указал, что ответчик подтвердил надлежащими доказательствами невозможность поставить истцу в 2013 году газ в объеме большем, чем установлено договором поставки 2007 года, поскольку соответствующие базовые объемы уже распределены на 2013 год для поставки потребителям Краснодарского края.
Указанный вывод истец не опроверг. Переоценка фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 по делу N А32-1143/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.