г. Краснодар |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А53-20775/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Кухаря В.Ф. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Морион" (ИНН 6154065094, ОГРН 1026102579920) - Куприяновой А.Л. (доверенность от 01.01.2014), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Дудникова А.С. (доверенность от 26.12.2013), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "БАЗИС логистик" (ИНН 6154558244, ОГРН 1086154007906) - Труфанова В.В. (руководитель), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Морион" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2013 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2013 (судьи Фахретдинов Т.Р., Мисник Н.Н., Тимченко О.Х.) по делу N А53-20775/2012, установил следующее.
ООО "Морион" обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", железная дорога) о рассмотрении разногласий, возникших при заключении договора от 27.02.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при железнодорожной станции Марцево Северо-Кавказской железной дороги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "БАЗИС логистик".
Решением от 02.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2012, пункт 14 договора от 27.02.2012 N 341/1 принят в редакции истца: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, рассчитывается от стрелок примыкания N 1 (при подаче на путь N 1) и 116 (при подаче на пути N 2 и 3) к пути необщего пользования - N 23 железнодорожной станции Марцево СКЖД, принадлежащего перевозчику, на основании пункта 2.7.4 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (утверждены постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15 (Тарифное руководство N 3)), как средневзвешенное в зависимости от расстояния подачи и уборки вагонов в оба конца и количества поданных вагонов по каждому месту выполнения грузовых операций, расположенных на разных путях". Судебные инстанции исходили из того, что протяженность принадлежащего железной дороге пути N 23, к которому примыкают пути необщего пользования N 1, 2 и 3, принадлежащие истцу, не должна включаться в оплачиваемое обществом "Морион" расстояние, проходимое локомотивом перевозчика при подаче и уборке вагонов.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2013 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что суды неправильно истолковали пункт 2.7.4 Тарифного руководства N 3 и разъяснения ОАО "РЖД" о применении названного пункта (телеграмма ОАО "РЖД" от 08.10.2009). В постановлении окружного суда указано, что принадлежность перевозчику на праве собственности подъездного пути N 23 не имеет значения для определения расстояния, подлежащего оплате владельцем необщего пути. Определяющим является то, что путь N 23 является подъездным и примыкает не непосредственно к железнодорожной станции, а к другому подъездному пути, отходящему от станции. В связи с этим суду предложено установить статус пути N 23 - может ли он относиться к путям общего пользования, предназначенным для обслуживания неопределенного круга лиц, или является путем необщего пользования.
Решением от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2013, пункт 14 договора принят в редакции железной дороги: "Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, рассчитывается от стрелки примыкания N 118 железнодорожного пути необщего пользования N 23, непосредственно примыкающего к путям станции Марцево СКжд, на основании части 2 пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3, как средневзвешенное в зависимости от расстояния подачи и уборки вагонов в оба конца и количества поданных вагонов по каждому месту выполнения грузовых операций, расположенных на путях N 1, 2, 3 "Владельца"". Судебные инстанции, руководствуясь статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) пришли к выводу, что путь N 23 относится к путям необщего пользования, так как предназначен для обслуживания определенных пользователей. Кроме того, суды указали, что статус пути N 23 подтверждается техническо-распорядительным актом железнодорожной станции Марцево Северо-Кавказской железной дороги, утвержденным 15.07.2009; техническим паспортом железнодорожного подъездного пути необщего пользования N 23; техническими паспортами подъездных путей необщего пользования истца; инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Морион", утвержденной 14.11.2011 (раздел "Место примыкания подъездного пути и его граница").
В кассационной жалобе ООО "Морион" просит отменить судебные акты и принять пункт 14 договора в его редакции. Заявитель считает, что для перевода железнодорожного пути N 23 парка "Б" станции Марцево СКжд в категорию путей необщего пользования необходимо совершение ряда действий, в частности, обращение владельца в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ФАЖТ) за разрешением на примыкание пути N 23 к существующим железнодорожным путям общего пользования. Однако такого разрешения железной дороге не выдавалось, что подтверждено письмом ФАЖТ России от 02.04.2013 N 589. Часть документов, на которые сослались суды, не содержит сведений о статусе пути N 23 (технические паспорта подъездных путей необщего пользования истца и инструкция о порядке обслуживания этих путей). Другая часть документов составлена структурным подразделением ОАО "РЖД" самостоятельно, в связи с чем они не могут достоверно подтверждать статус пути N 23. С 2005 года путь N 23 учитывался в договорных отношениях сторон как путь общего пользования.
ООО "БАЗИС логистик" в отзыве на жалобу поддерживает доводы ООО "Морион" и считает, что судебные акты подлежат отмене.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Преддоговорный спор, переданный на разрешение суда, возник в связи с истечением срока действия договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Морион" от 10.05.2006 N 341/1. Этим договором плата за расстояние, которое составляет путь N 23, при подаче и уборке вагонов для ООО "Морион" не предусматривалась. Однако данное обстоятельство само по себе не препятствует включению в новый договор соответствующего условия.
Согласно статье 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, основным критерием отнесения подъездных путей к путям необщего пользования является их назначение для обслуживания определенного круга пользователей.
При сопоставлении имеющейся в деле схемы примыкания и расположения путей необщего пользования общества "Морион" (т. 1, л. д. 32) с представленными в материалы дела масштабными планами станции Марцево СКжд видно, что путь N 23, наряду с путем N 21, примыкает стрелкой N 118 к пути общего пользования, ведущему к парку "Б" станции Марцево. На всем протяжении от стрелки примыкания N 118 до стрелки N 114 путь N 23 служит для подъезда к путям необщего пользования определенного круга лиц, в частности, ООО "Морион", что в силу статьи 2 Устава железнодорожного транспорта позволяет считать путь N 23 путем необщего пользования и указывать на это в составляемых железной дорогой документах, определяющих статус железнодорожного пути, в том числе в техническом паспорте, на который сослались судебные инстанции.
В соответствии с пунктом 1.1 Тарифного руководства N 3 сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (за предъявление грузов к перевозке с объявлением их ценности, сопровождение и охрану грузов, погрузку и выгрузку грузов, контейнеров, взвешивание, переадресовку, хранение грузов, подачу и уборку вагонов), применяются на всех железных дорогах, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, для всех грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных подъездных путей.
В частности, для дополнительных операций по подаче и уборке вагонов пункт 2.7.3 Тарифного руководства устанавливает, что расстояние подачи и уборки вагонов до мест погрузки (выгрузки), выставочных путей организаций в оба конца, развернутая длина железнодорожного подъездного пути определяются по утвержденной технической документации (техническому паспорту железнодорожного подъездного пути, технико-распорядительному акту железнодорожной станции (ТРА), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к ТРА), по схеме железнодорожного подъездного пути, по схеме железнодорожной станции) или фактическим замером.
Из приведенного положения следует, что техническая документация, в том числе составленная железной дорогой самостоятельно, является надлежащим носителем информации относительно того, длина каких подъездных путей включена в расстояние подачи и уборки вагонов. В связи с этим довод общества "Морион" о недостоверности определенных доказательств: технического паспорта пути N 23, технико-распорядительного акта железнодорожной станции (ТРА), ведомости железнодорожного подъездного пути (приложение к ТРА), относящих путь N 23 к путям необщего пользования, только на том основании, что они исходят от железной дороги, подлежит отклонению.
Как указано в пункте 2.7.4 Тарифного руководства N 3, расстояние подачи и уборки вагонов определяется от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути к путям железнодорожной станции или от выходной стрелки станции, с которой производится подача вагонов, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов. Если железнодорожный подъездной путь непосредственно не примыкает к железнодорожной станции, а примыкает к другому железнодорожному подъездному пути, то расстояние подачи и уборки вагонов принимается от стрелки примыкания железнодорожного подъездного пути, непосредственно примыкающего к путям железнодорожной станции, или от выходной стрелки железнодорожной станции, если железнодорожный подъездной путь примыкает к раздельному пункту, на перегоне, к ветви общего пользования или к железнодорожной станции, не открытой для выполнения операций по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов. При наличии на железнодорожном подъездном пути нескольких мест погрузки, выгрузки вагонов, установленных договором, расстояние подачи и уборки вагонов определяется как средневзвешенное в зависимости от расстояния подачи и уборки вагонов в оба конца и количества поданных и убранных вагонов по каждому месту выполнения грузовых операций, расположенных на разных путях.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 15.03.2013 указал, что по смыслу пункта 2.7.4 Тарифного руководства N 3 определение расстояния подачи и уборки вагонов зависит от того, к чему примыкает подъездной путь общества: к путям железнодорожной станции, железнодорожному пути необщего пользования или к стрелке, входящей в комплекс станционных путей и стрелочных переводов. Выводы, изложенные в отмененных судебных актах, в том числе вывод о примыкании путей необщего пользования общества "Морион" к пути общего пользования N 23, признаны не соответствующими пункту 2.7.4 Тарифного руководства N 3, а также фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
При новом рассмотрении дела судебные инстанции разрешили спор в соответствии с обязательными указаниями арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе указаниями на толкование закона (пункт 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для изменения или отмены решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2013 по делу N А53-20775/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.