Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается уточнить используемое в Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) понятие "земельной доли", исключив из пункта 1 статьи 15 Закона об обороте земель указание на возникновение прав на земельную долю при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте земель.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона).
При этом понятие земельной доли определено в статье 15 Закона об обороте земель. В соответствии с указанной статьей земельная доля могла быть получена при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте земель, а также указанная земельная доля приравнивается в обороте к доле в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Использование в законодательстве понятия "земельная доля" наряду с понятием "доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения" приводит к сложностям в правоприменении, в связи с чем Правительство Российской Федерации поддерживает необходимость совершенствования правового регулирования оборота земельных долей.
Вместе с тем пункт 1 статьи 15 Закона об обороте земель не определяет понятие "земельная доля" для всех случаев, предусмотренных федеральными законами, а только указывает, что отношения, касающиеся ранее возникших прав на земельные доли, после вступления в силу Закона об обороте земель должны регулироваться в рамках гражданско-правового института общей собственности. В связи с этим исключение из статьи 15 Закона об обороте земель положений о "земельной доле, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона" может создать правовую неопределенность.
Кроме того, на положениях пункта 1 статьи 15 Закона об обороте земель основывается правовое регулирование рассматриваемых отношений в других федеральных законах, например в Земельном кодексе Российской Федерации (пункт 5 статьи 79) и Федеральном законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (статья 13), в которые законопроект не вносит корреспондирующие изменения.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект в представленной редакции.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 21 января 2019 г. N 377п-П11 "Официальным отзыв на проект федерального закона N 554108-7 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, В.В. Сысоевым, Н.В. Маловым и другими"
Опубликование:
-