В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзора) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023 год согласно приложению к настоящему приказу.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2023 года.
3. Отделу государственного экологического контроля (надзора) (Гуторову И.Г.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте комитета природных ресурсов Курской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета природных ресурсов Курской области (Володько А.В.).
Председатель комитета |
К.О. Поляков |
УТВЕРЖДЕНА
приказом комитета природных
ресурсов Курской области
от 06 декабря 2022 года N 01-08/652
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023 год
1. Общие положения
1.1. Комитетом природных ресурсов Курской области (далее - комитет, контрольный (надзорный) орган) Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023 год (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзора) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
1.2. Программа разработана в целях реализации положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Администрации Курской области от 30.09.2021 N 1029-па "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)".
1.3. Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, а также настоящая Программа размещаются на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://www.ecolog46.ru/.
1.4. Лицами, ответственными за организацию и проведение профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Курской области, являются сотрудники отдела государственного экологического контроля (надзора) комитета, контактный телефон: + 7 4712 53-23-05, адрес: 305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 50.
2. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
2.1. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Положением о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденным Администрацией Курской области от 30.09.2021 N 1029-па.
2.2. Региональный государственный геологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
2.3. Анализ проведенных контрольных надзорных мероприятий показывает, что основные нарушения, которые выявляются в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, приходятся на следующие обязательные требования:
- пользование недрами без лицензии на пользование недрами;
- нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
- непредставление либо несвоевременное представление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения;
- непредставление либо несвоевременное представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики;
- не соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
- отсутствие утвержденной проектной документации в соответствии с требованиями законодательства о недропользовании.
2.4. В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте комитета размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого на территории Курской области.
2.5. Комитетом ведется разъяснительная профилактическая работа в средствах массовой информации и консультации с контролируемыми лицами в рамках необходимости соблюдения обязательных требований и доведения информации об их изменениях путем консультирования по телефону, на сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", во время проведения контрольных мероприятий.
2.6. Комитетом проводится работа по обобщению и анализу практики осуществления регионального государственного геологического надзора по итогам отчетного года с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований и рекомендаций в отношении мер, направленных на недопущение таких нарушений, сведения о которых размещаются на сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Указанные формы профилактических мероприятий приводят к открытости проверочных мероприятий и информированию контролируемых лиц о наиболее часто встречающихся случаях нарушений обязательных требований.
2.7. Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами соблюдения законодательства в сфере недропользования, на побуждение контролируемых лиц к добросовестности, будет способствовать повышению их ответственности, а также снижению количества совершаемых правонарушений.
2.8. Осуществление хозяйственной и иной деятельности контролируемыми лицами на территории Курской области несет определенные риски причинения вреда окружающей среде. Основным риском является антропогенное воздействие на окружающую среду и загрязнение ее компонентов.
Исходя из предполагаемых рисков, проблемой, на решение которой направлены мероприятия Программы, является причинение вреда окружающей среде, вследствие нарушения законодательства в сфере недропользования контролируемым лицом, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц контролируемого лица.
3. Цели и задачи реализации Программы
3.1. Целями настоящей Программы и проведения профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2. Проведение профилактических мероприятий в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора) позволит решить следующие задачи:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда окружающей среде и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц, (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в сфере недропользования;
- формирование единого понимания обязательных требований в сфере недропользования у всех контролируемых лиц;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда объектам контроля контролируемыми лицами;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N |
Формы и виды профилактических мероприятий |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
Ответственное структурное подразделение |
Информирование |
|
|||
1 |
Информирование осуществляется посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте комитета в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) сведений: |
Постоянно |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора) |
По мере принятия или внесения изменении |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного геологического контроля (надзора), сроках их вступления в силу |
По мере принятия или внесения изменений |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
По мере принятия или внесения изменений |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- утвержденные проверочные листы |
По мере принятия или внесения изменении |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" |
По мере принятия или внесения изменений |
|
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
- перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
По мере принятия или внесения изменений |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
В течение 5 дней со дня утверждения |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий) |
В течение 5 дней со дня утверждения (утверждение не позднее 20 декабря предшествующего года) |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица |
По мере принятия или внесения изменений |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
Не реже 1 раза в год |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
По мере принятия или внесения изменений |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа |
До 5 рабочих дней со дня утверждения (утверждение доклада не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным) |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
|
- доклад о государственном контроле (надзоре) |
До 1 марта, следующего за отчетным |
|
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
- план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий |
Ежегодно, не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
|
Обобщение правоприменительной практики |
|
|||
2 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) и размещение на официальном сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://www.ecolog46.ru/) |
Подготовка доклада не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом (размещение в течение 5 рабочих дней со дня утверждения доклада) |
Повышение прозрачности системы государственного надзора, повышение информированности контролируемых лиц. Предотвращение нарушения обязательных требований |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
3 |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года N 166 |
По мере необходимости при наличии основании |
Стимулирование добросовестного исполнения обязательных требований |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
Профилактический визит |
|
|||
4 |
Проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ. Комитетом профилактический визит проводится в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые начали осуществлять свою деятельность менее года назад. О проведении профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе отказаться от профилактического визита, уведомив комитет не позднее чем за три рабочих дня до начала мероприятия. В ходе профилактического визита инспектор информирует контролируемых лиц о требованиях действующего законодательства, которые предъявляются к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля. Также в ходе профилактического визита может осуществляться консультирование и сбор сведений, необходимых для отнесения объектов к категориям риска. При осуществлении профилактического визита юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) не могут выдаваться предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства. Разъяснения, полученные в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Сведения о результатах проведения профилактических визитов вносятся в ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий". Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер |
Осуществляется в соответствии с Планом, утверждаемым ежегодно до 30 апреля, с учетом вносимых в него изменений |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
Консультирование |
|
|||
5 |
Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного геологического контроля (надзора), может осуществляться должностными лицами комитета в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона N 248-ФЗ по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется без взимания платы. Консультирование контролируемых лиц осуществляется по следующим вопросам: - порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; - сроки проведения контрольных мероприятий; порядок обжалования решений комитета, действий (бездействия) должностных лиц комитета, уполномоченных должностных лиц комитета при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора); - порядок подачи возражений; - разъяснение требований действующего природоохранного законодательства. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. В случае поступления в течение календарного года 5 и более однотипных обращений от различных контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения информации на сайте комитета |
По мере поступления обращений контролируемых лиц и их представителей |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
Отдел государственного экологического контроля (надзора) |
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
5.1. Показатели результативности и эффективности программы профилактики исходят из установленных целей и решаемых задач данной программы и отражаются в расчете ключевых показателей и их целевых значений для регионального государственного геологического контроля (надзора), утвержденных постановлением Администрации Курской области от 28.10.2021 N 1127-па, которые входят в систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа и отражают уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения.
5.2. Эффективность реализации программы профилактики оценивается:
1) повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
2) повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, степенью их информативности об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
3) снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности;
4) понятностью обязательных требований, обеспечивающей их однозначное толкование контролируемыми лицами и комитетом;
5) вовлечением контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с комитетом.
5.3. Основными механизмами оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности и оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которые осуществляются в том числе методами социологических исследований.
5.4. Ключевыми направлениями социологических исследований являются:
1) информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
2) понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование контролируемых лиц и комитета;
3) вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с комитетом.
5.5. Оценка эффективности реализации Программы профилактики рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года).
Отклонение фактического значения показателя от планового значения показателя профилактических мероприятий определяется по формуле:
, где:
i - номер показателя;
- отклонение фактического значения i-го показателя от планового значения i-го показателя;
- фактическое значение i-го показателя профилактических мероприятий;
- плановое значение i-го показателя профилактических мероприятий.
В случае подсчета "понижаемого" показателя отклонения фактического значения показателя от планового значения показателя профилактических мероприятий отклонение определяется по формуле:
, где:
при Ф i = 0%, то В i = 100%.
Оценка эффективности реализации Программы профилактики рассчитывается по следующей формуле:
, где:
- итоговая оценка эффективности реализации Программы профилактики;
- сумма отклонений фактических значений показателей Программы профилактики от плановых значений по итогам календарного года;
N - общее количество показателей Программы профилактики.
В случае, если оценка эффективности реализации Программы профилактики более 100%, то считать П эф равным 100%.
По итогам оценки эффективности реализации Программы профилактики определяется уровень профилактической работы контрольного (надзорного) органа.
Итоговая оценка эффективности реализации программы профилактики |
Выполнено менее 50% профилактических мероприятий |
Выполнено от 51% до 75% профилактических мероприятий |
Выполнено от 76% до 90% профилактических мероприятий |
Выполнено от 91% до 100% профилактических мероприятий |
|||||
Уровень результативности профилактической работы комитета |
Недопустимый уровень |
Низкий уровень |
Плановый уровень |
Уровень лидерства |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета природных ресурсов Курской области от 6 декабря 2022 г. N 01-08/652 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) на 2023"
Вступает в силу с 1 января 2023 г.
Опубликование:
-