г. Краснодар |
|
21 февраля 2014 г. |
Дело N А32-21191/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Мацко Ю.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (ИНН 2308105360, ОГРН 1052303653269) - Калининой А.А. (доверенность от 21.01.2014), в отсутствие заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Уральский теремок" (ИНН 2308182357, ОГРН 1112308008548), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уральский теремок" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2013 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Филимонова С.С., Соловьева М.В.) по делу N А32-21191/2013, установил следующее.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Уральский теремок" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 14.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2013, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей, с конфискацией предметов согласно акту изъятия вещей и документов от 24.06.2013.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях общества вменённого ему состава административного правонарушения и отсутствием нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, причинно-следственная связь между противоправными действиями общества и кратковременным ухудшением самочувствия лиц, указанных в заявлении, не установлена. Общество уже привлечено к административной ответственности по основаниям, указанным в заявлении управления, в виде приостановления деятельности.. Кроме того, общество является субъектом малого предпринимательства и имеет незначительные доходы от своей деятельности и уплата штрафа в размер 300 тыс. рублей может повлечь банкротство предприятия.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в адрес управления поступило экстренное донесение от 23.06.2013 N 77/04 о регистрации случаев бактериальной кишечной инфекции у четырех человек, из них 2 детей, которые связывают свое заболевание с употреблением кур-гриль, приобретенных в магазине Гостевого Дома "Татьяна" по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 11 км.
При проведении эпидемиологического расследования установлено, что реализуемые в организации торговли готовые к употреблению жареные куры-гриль производит организация общественного питания общество с ограниченной ответственностью "Уральский теремок", расположенная в нескольких метрах от точки торговли общества по адресу: г. Краснодар, ул. Ростовское шоссе, 11 км.
На момент проверки установлено, что по состоянию на 24.06.2013 в реализации находились 4 тушки жареных кур-гриль которые реализовались при температуре окружающего воздуха, при нормативе + 6 гр. С при отсутствии маркировочного ярлыка с указанием даты, часа выработки, срока реализации, условий хранения и др. информации, что является нарушением пунктов 5, 15, 23, 32 постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", пунктов 4.3, 7 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования"; пунктов 7.2, 7.4, 7.5, 8.24 СанПиН 2.3.6-1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СанПиН 2.3.6-1066-01).
В организации общественного питания находились обезличенные маринованные тушки п\ф кур-гриль (при отсутствии маркировочного ярлыка), что является нарушением пункта 9.9 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
Кроме того, обнаружены и иные нарушения, а именно: в обороте находились соления и квашения в ассортименте в количестве 5 кг 963 грамм без указания на маркировочном ярлыке даты выработки, что является нарушением статьи 33 постановления Правительства Республики Казахстан от 06.06.2008 N 541 "Об утверждении технического регламента "Требования к безопасности плодов, овощей, корнеплодов и продуктов их переработки", ратифицированные постановлением Правительства РФ от 09.03.2010 N 132 "Об обязательных требованиях в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов, включая изыскания, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, содержащихся в технических регламентах Республики Казахстан, являющейся государством-участником таможенного союза"; пункта 8.24 СанПиН 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пункта 3.5.10 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования".
Для лабораторного исследования на микробиологические показатели отобраны образцы проб пищевых продуктов и смывы с оборудования, инвентаря, одежды работников и посуды в организации общественного питания общества, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Сиреневая, 1/ ул. Ростовское шоссе, 11 км.
В результате проверки выявлен факт изготовления и реализации обществом пищевых продуктов, не соответствующих требованиям СанПиН 2.3.6-1066-01, по микробиологическим показателям (обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП).
По результатам проверки управление составило протокол об административном правонарушении от 24.06.2013 N 027509 и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 названного Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Санитарные правила, закрепленные в СанПиН 2.3.6.1079-01, разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников.
Пунктом 7.2 СанПиН 2.3.6-1066-01 установлено, что количество принимаемых скоропортящихся, замороженных и особо скоропортящихся пищевых продуктов должно соответствовать объему работающего холодильного оборудования.
Согласно пункту 7.4 СанПиН 2.3.6-1066-01 этикетки (ярлыки) на таре поставщика должны сохраняться до окончания сроков годности (хранения) пищевых продуктов.
Пунктом 7.5 СанПиН 2.3.6-1066-01 предусмотрено хранение пищевых продуктов в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции.
В силу пункта 8.24 СанПиН 2.3.6-1066-01 в организациях торговли запрещается реализация продукции без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
Наличие хотя бы одного факта нарушения требований к пищевым продуктам и связанными с ними процессами хранения является достаточным основанием для привлечения к административной ответственности по статье 14.43 Кодекса.
Материалами проверки и лабораторных испытаний установлено, и обществом не отрицается, что оно допускало изготовление и реализацию пищевых продуктов, не соответствующих требованиям СанПиН 2.3.6-1066-01.
Установив эти обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод, что выявленные управлением нарушения санитарно-эпидемиологических требований (указанные в материалах административного дела) свидетельствуют о наличии в действиях общества признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Доказательства, опровергающие эти выводы судов, общество не представило.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А32-21191/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Ю.В. Мацко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.