г. Краснодар |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А32-2108/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "НоворосСервисТранзит" (ИНН 2315163010, ОГРН 1102315005473), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 (судья Федькин Л.О.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 (судьи Сулименко Н.В., Винокур И.Г., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-2108/2012, установил следующее.
ООО "НоворосСервисТранзит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительным решения от 29.09.2011 N 52091.
Решением суда от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.10.2013, признано недействительным решение налоговой инспекции от 29.09.2011 N 52091. С налоговой инспекции взыскано 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что общество представило все необходимые документы, подтверждающее оказание им транспортно-экспедиционных услуг и свидетельствующие о правомерности применения нулевой ставки по НДС.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 12.07.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.10.2013, Податель жалобы указывает на неправильное толкование судами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к установленным по делу обстоятельствам. Налоговая инспекция считает, что применение ставки 0% по НДС по операциям оказания транспортно-экспедиционных услуг возможно исключительно при непосредственной организации обществом международной перевозки. Договор на оказание обществом услуг на территории Российской Федерации ошибочно квалифицирован обществом и судом как "организация международной перевозки". Соответственно, у налогоплательщика отсутствует право на применение ставки 0% в отношении реализованных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС за I квартал 2011 года, по результатам которой составила акт от 01.08.2011 N 38124 и приняла решение от 29.09.2011 N 52091 о начислении обществу 1 478 896 рублей НДС, 9629 рублей 81 копейки пеней, 17 400 рублей 30 копеек штрафа.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.11.2011 N 20-12-1128 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения; решение налоговой инспекции от 29.09.2011 N 52091 утверждено.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
При этом помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст: к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Суды установили, что на основании договора транспортно-экспедиционного обслуживания от 26.10.2010 N 10-10/2010 и приложений от 01.01.2011 N 3 и 3А с ЗАО "Групп Джей эф Си" общество реализовало транспортно-экспедиционные услуги, оказанные при организации международной перевозки грузов, что подтверждено представленными в материалы дела счетами-фактурами и другими документами, исследованными судебными инстанциями с учетом требований пункта 3.1 статьи 165 Кодекса.
Суды правильно исходили из положений главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и применительно к установленным по делу обстоятельствам сделали обоснованный вывод о том, что все перечисленные в приложениях N 3 и 3А к договору от 26.10.2010 N 10-10/2010 услуги соответствуют перечню услуг, предусмотренных ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", поименованы в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяющем перечень транспортно-экспедиционных услуг, в отношении которых применяется ставка 0%. Процесс обработки импортного груза на основании приложения N 3 к договору и расшифровки к нему включал весь комплекс экспедиторских услуг, сопровождающий единый процесс движения груза от отправителя (за пределами Российской Федерации) к получателю (в пределах Российской Федерации), на основании доверенности клиента. Действия заявителя произведены в отношении затаможенного (импортного) груза, находившегося в зоне таможенного контроля (на борту судна, на СВХ), доказательства обратного не представлены. Экспедиционные услуги являлись неотъемлемой частью и непосредственно связаны с перевозкой груза на судне из иностранного порта в порт Новороссийск, не относились к последующему этапу перевозки уже растаможенного груза (из порта в Новороссийске в пункт назначения на территории Российской Федерации).
Общество подтвердило факт оказания всего спектра перечисленных услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию документами, имеющимися в материалах дела и исследованными судами, поэтому оно правомерно применило данную ставку по НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Суды проверили доводы налогового органа о необходимости непосредственного участия налогоплательщика в организации международной перевозки (в смысле наличия договора перевозки) и выполнении (организации выполнения) экспедитором обязанностей, связанных именно с перевозкой грузов, а не с выполнением формальностей, обеспечивающих получение груза в порту прибытия, и обоснованно отклонили его; указанные доводы не основаны на нормах действующего законодательства.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статьи 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела судебными инстанциями применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным решение налоговой инспекции от 29.09.2011 N 52091. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А32-2108/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.