Досье на проект федерального закона
Приложение
к Решению Комитета
от 18.04.2022 г. N 15/1
Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2022 года (протокол N 18 пункт 113) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 48132-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законодательная инициатива разработана во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2021 года N 32-П по делу "О проверке конституционности части 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и части 1 статьи 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Постановление Конституционного Суда) в части устранения неопределенности в правовом регулировании оспариваемых положений частям 1 и 2 статьи 19, части 2 и 3 статьи 55 и части 169 Конституции Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 169" следует читать "части 1 статьи 69"
Согласно предписанию Конституционного Суда в целях совершенствования законодательства и обеспечения учета связи гражданина с местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы), в том числе учета осуществления гражданином в указанных местах традиционной хозяйственной деятельности в дополнение к основной деятельности по месту постоянного проживания, а также распространения на него гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"), законопроектом вносятся уточнения в правовое регулирование гарантий прав коренных малочисленных народов и порядок реализации таких прав.
Законопроектом предлагается статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" дополнить новым пунктом 2.1, согласно которому в случаях предусмотренных федеральными законами на лиц, относящихся к малочисленным народам, но постоянно не проживающих в местах традиционного проживания, распространяются гарантии прав малочисленных народов.
Также в статью 19 Федеральный закон от 24 июля 2009 г года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об охоте") вносятся корреспондирующие указанным выше положениям изменения в части установления порядка реализации таких прав в связи с осуществлением указанными лицами традиционных видов деятельности в области охоты. При этом такая охота будет осуществляться свободно, без каких-либо разрешений в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.
В обоснование своих правовых позиций Конституционный Суд Российской Федерации исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", его действие распространяется на лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность и занимающихся традиционными промыслами, а также на лиц, которые относятся к этим народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов и для которых традиционная хозяйственная деятельность и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления. В том числе, согласно части 3 указанной статьи положения данного Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем проживание вне мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа само по себе не свидетельствует о том, что представитель этого народа прекратил данный статус или иным образом утратил этническую и культурную связь со своим народом и территориями, на которых тот проживает.
Исходя их указанных требований часть 1 статьи 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" не может рассматриваться как в любом случае исключающая представителя коренного малочисленного народа из числа лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные данным Федеральным законом, в том числе в области традиционного природопользования, лишь на основании того, что он не проживает в указанных местах постоянно.
Соглашаясь с мнением, выраженным Конституционным Судом Российской Федерации, восполняемая в рамках законопроекта правовая неопределенность в части реализации прав коренных малочисленных народов на охоту, как дополнительная мера защиты позволит усилить механизм обеспечения прав коренных малочисленных народов и позволит создать более эффективную систему правового регулирования соответствующих правоотношений.
Вместе с тем Комитет обращает внимание, что при разработке законопроекта не учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации в части, касающейся сохранения лицом, постоянно не проживающим в местах традиционного проживания коренного малочисленного народа, объективно подтвержденной связи с данными территориями, с традиционным образом жизни и традиционной хозяйственной деятельностью своих предков, а также обеспечения учета мнения представителей коренных малочисленных народов.
В целях формирования единых подходов к нормативно-правовому регулированию гарантий прав коренных малочисленных народов представляется целесообразным также предусмотреть в законопроекте случаи распространения на лиц, постоянно не проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, осуществляемые в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности этих народов, гарантий прав коренных малочисленных народов, в том числе на отношения, возникающие в связи с осуществлением традиционного рыболовства.
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики поддерживает принятие проекта федерального закона N 48132-8 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.