г. Краснодар |
|
28 февраля 2014 г. |
Дело N А32-37767/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2308007718, ОГРН 1022301212878) - Вяль Н.М. (доверенность от 10.01.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "ИМиК" (ИНН 2302063219, ОГРН 1102302000514), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2013 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева С.С., Филимонова Н.Н.) по делу N А32-37767/2012, установил следующее.
ООО Торговый дом "ИМиК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Государственному учреждению Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - учреждение) с требованиями обязать учреждение
- отменить акт камеральной налоговой проверки от 30.07.2010 N 13119,
- возместить расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством директору общества в полном размере - 122 667 рублей 65 копеек,
- выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения директору общества в сумме 42 077 рублей 74 копеек,
- взыскать с учреждения в пользу общества 30 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 6680 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 03.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.11.2013, в части требований об отмене акта камеральной налоговой проверки от 02.09.2010 N 13119 производство по делу прекращено. Суд обязал учреждение возместить обществу расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 122 667 рублей 65 копеек, а также в размере 42 077 рублей 74 копейки.
Судебные акты мотивированы доказанностью обществом реальности трудовых отношений с директором Мардоян В.И.; соблюдением условий, необходимых для возмещения ему расходов по обязательному социальному страхованию; наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности; общество представило документы, подтверждающие выплату пособия по беременности и родам застрахованному лицу и обоснованность его размера. В части прекращения производства по делу судебные акты мотивированы тем, что акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, не влекут для общества негативные последствия, поэтому производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение суда от 03.07.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.11.2013, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что общество создало искусственную ситуацию для возмещения денежных средств за счет фонда социального страхования, приняв Мардоян В.И. на работу на должность директора незадолго до наступления страхового случая и установив ей завышенный размер оплаты труда. В действиях заявителя усматривается злоупотребление правом и создание искусственной ситуации для получения средств фонда социального страхования.
В отзыве на кассационную жалобу общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы кассационной жалобы, указал на неправомерность произведенного обществом расчета пособия по социальному страхованию исходя из заработной платы, назначенной работнику с даты принятия его на работу в общество, умноженную на календарный год, и без учета довода фонда о завышенном размере заработной платы, установленной данному сотруднику.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя фонда, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Суды установили, что общество обратилось в учреждение с заявлением о возмещении расходов, понесенных им в связи с выплатой Мардоян В.И. пособия по временной нетрудоспособности в размере 7200 рублей, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности в размере 412 рублей 08 копеек, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 140 тыс. рублей.
Учреждение провело камеральную проверку правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составило акт от 30.07.2010 N 13119 и приняло решение от 02.09.2010 N 13119 о частичном выделении средств на возмещение расходов по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам Мардоян В.И. в размере 24 944 рублей 43 копейки, и непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 122 667 рублей 65 копеек.
Общество обжаловало акт от 30.07.2010 и отказ в возмещении расходов в арбитражный суд, заявив также к взысканию 30 тыс. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Суды, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, удовлетворили требования в части обязания фонда возместить обществу расходы на выплату страхового обеспечения по случаю временной нетрудоспособности и в связи с материнством и выделении обществу средств на возмещение расходов в сумме 42 077 рублей 74 копеек.
При этом судебные инстанции руководствовались следующим.
Подпунктами 7 и 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком отнесены к страховому обеспечению по отдельным видам обязательного социального страхования.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств. Исходя из статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон о государственных пособиях гражданам, имеющим детей) выплата пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Назначение, исчисление и выплата пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после 01.01.2007, предусмотрены в главе 4 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии со статьей 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию, справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет также при необходимости справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие.
Статьями 11, 11.2 Закона N 255-ФЗ определен размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого застрахованной женщине, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 14 Закона устанавливает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Финансирование выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Основанием для отказа в возмещении обществу расходов в виде выплаченного работнику страхового обеспечения, послужил вывод учреждения о том, что общество, приняв на работу Мардоян В.И. на должность директора, не доказало необходимость в таком сотруднике; определив сотруднику оклад 30 тыс. рублей незадолго до наступления страхового случая, не обосновало отличие установленного оклада от окладов иных сотрудников в 5 раз. При этом стаж работы Мардоян В.И. на руководящей должности не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым должностной инструкцией общества.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.06.2004 N 2901/2004, решение вопроса о правомерности предъявления к вычету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Для получения соответствующего возмещения работодатель обязан доказать не только факт выплаты заработной платы и отчисления соответствующих страховых взносов, но и подтвердить реальность трудовых отношений с работником.
Суды установили наличие реальных трудовых отношений с указанным работником, наступление страхового случая и факт выплаты обществом данному сотруднику социального пособия, за возмещением расходов по выплате которого общество обратилось к фонду, и удовлетворили заявленные требования.
Однако данные выводы судов основаны на неполно исследованных обстоятельствах дела и без оценки всех представленных доказательств.
Из материалов дела видно, что Мардоян В.И. работала в обществе с указанным окладом с 11.03.2010. До поступления на работу к страхователю Мардоян В.И. работала в ПФ "ИМиК" в должности исполнительного директора по общим вопросам с окладом 6 100 рублей.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В период обращения общества за компенсацией расходов указанные пособия исчислялись из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (в редакции, действовавшей в период исчисления пособия).
Пунктом 8 названного Положения установлен перечень периодов, которые исключаются из расчетного периода (12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам) при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Время работы у другого страхователя-работодателя в данном перечне не поименовано.
Таким образом, в целях исчисления пособия по беременности и родам в рассматриваемый период расчет среднего заработка застрахованного лица должен производиться исходя из фактически начисленной этому лицу заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, включая заработок за время работы у предыдущего работодателя.
Данному выводу корреспондируют положения пункта 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2008), которым установлено, что в случае, если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке на основании копий трудовых договоров.
Суды не проверили довод фонда о неверности исчисленного обществом расчета пособия из заработной платы 30 тыс. рублей за 12 месяцев при том, что эту заработную плату Мардоян В.И. получала с 11.03.2010 до ухода в отпуск по беременности и родам с 28.05.2010.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Суды не учли названные положения нормативных актов и не проверили довод фонда об установлении обществом Мардоян В.И. заведомо завышенного оклада перед наступлением страхового случая в целях получения возмещения за счет средств фонда, не оценили по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации довод фонда о наличии родственных отношений между учредителями общества (отец и дочь), послуживших основанием для принятия на работу и установления соответствующего оклада и приведенного фондом в подтверждение злоупотребления правом.
Кроме того, суды не установили, на каком основании помимо возмещения расходов в размере 122 667 рублей 65 копеек заявлены требования об обязании фонда выделить 42 077 рублей 74 копейки, какое страховое возмещение представляет собой названная сумма.
Из заявления общества следует, что оно просило взыскать 30 тыс. рублей судебных расходов на оплату услуг представителя. Из материалов дела не видно, что общество отказывалось от этого требования.
Однако судебные акты не содержат выводы по требованию о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
Поскольку судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 по делу N А32-37767/2012 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А.Трифонова |
Судьи |
Л.Н.Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Время работы у другого страхователя-работодателя в данном перечне не поименовано.
Таким образом, в целях исчисления пособия по беременности и родам в рассматриваемый период расчет среднего заработка застрахованного лица должен производиться исходя из фактически начисленной этому лицу заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, включая заработок за время работы у предыдущего работодателя.
Данному выводу корреспондируют положения пункта 59 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81 (зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2008), которым установлено, что в случае, если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке на основании копий трудовых договоров.
...
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа приведенных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2014 г. N Ф08-246/14 по делу N А32-37767/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37767/12
28.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-246/14
08.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15704/13
31.07.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-37767/12