г. Краснодар |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А25-1407/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Квест-А" (ИНН 0901041813, ОГРН 1020900514128) - Камова Р.Э. (доверенность от 01.09.2013) и Ионовой З.К. (доверенность от 30.07.2013 N Д-05/13), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722) - Табулова М.М. (доверенность от 14.01.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000677, ОГРН 1040900966930), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квест-А" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.09.2013 (судья Шишканов Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 (судьи Семенов М.У., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А25-1407/2013, установил следующее.
ООО "Квест-А" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговый орган, инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании недействительным решения от 06.06.2013 N 35.
Решением суда от 20.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что налогообложение КФХ ООО "Домбай" операций по реализации обществу шерсти немытой по налоговой ставке 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, в связи с чем у общества отсутствовали основания для заявления к вычету 26 325 327 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость, предъявленных поставщиком.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает на соответствие налоговому законодательству первичных документов, представленных им в обоснование правомерности заявленного вычета по налогу на добавленную стоимость. Общество полагает, что не должно нести ответственность за недобросовестные действия своего контрагента.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление просят оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.02.2014 до 17 часов 00 минут 20.02.2014.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене в части, а дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 и составила акт проверки от 14.05.2013.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, в том числе акта проверки и возражений на него, налоговый орган вынес решение от 06.06.2013 N 35, которым уменьшил сумму заявленного обществом к возмещению налога на добавленную стоимость на 16 164 832 рубля 60 копеек, начислил 10 160 494 рубля 60 копеек налога на добавленную стоимость, 2 982 175 рублей 17 копеек пени по налогу на добавленную стоимость и 2 032 098 рублей 90 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 25.07.2013 N 38 управление оставило в силе решение инспекции.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового инспекции от 06.06.2013 N 35.
Судебные инстанции исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о правомерности оспариваемого решения в части начисления обществу налога на добавленную стоимость по сделкам с КФХ ООО "Домбай" и пени. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В представленных налоговому органу налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость за 2011 год общество заявило к налоговому вычету 26 325 327 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость в отношении товаров (шерсть немытая), приобретенных у поставщика - КФХ ООО "Домбай".
На основании полученных инспекцией в ходе налоговой проверки ответа МИФНС России N 5 по Карачаево-Черкесской Республике на поручение (от 14.09.2012 N 12-38/10281) об истребовании документов (информации), а также протокола опроса от 15.03.2013 N 188 свидетеля Суюнчева М.Х. (руководителя КФХ ООО "Домбай") налоговый орган сделал вывод о том, что КФХ ООО "Домбай" реализовало обществу шерсть немытую, ранее закупленную у физических лиц, не являвшихся плательщиками налога на добавленную стоимость. При этом, исчисляя подлежащий уплате в бюджет налог на добавленную стоимость, КФХ ООО "Домбай" определяло в своих налоговых декларациях налоговую базу и уплачивало в бюджет налог на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как при продаже продукции контрагентам, в том числе обществу, в счетах-фактурах налог на добавленную стоимость исчисляло по правилам пункта 1 статьи 154 Кодекса.
Суды установили, что в соответствии с договором от 10.01.2011 и дополнительным соглашением к нему от 19.05.2011 N 1, заключенными КФХ ООО "Домбай" (поставщик) и обществом (покупатель), цена приобретаемой заявителем шерсти является договорной, в общую стоимость товара включается налог на добавленную стоимость по ставке 18% (пункт 2 договора). При продаже шерсти КФХ ООО "Домбай" выставляло обществу счета-фактуры, в которых стоимость товара указана с учетом налога на добавленную стоимость по ставке 18%. Общество оплатило приобретенный товар в полном объеме с учетом сумм налога, указанных в счетах-фактурах поставщика, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Налоговая инспекция в ходе проверки установила, что КФХ ООО "Домбай" выставил обществу счета-фактуры с включением в стоимость товара налога на добавленную стоимость по полной ставке с договорной цены, а в своих налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость рассчитал налог исходя из межценовой разницы по расчетной ставке согласно пункту 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет для общества определенные налоговые последствия в виде отсутствия у общества права на вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику при приобретении товара.
Оспариваемым решением инспекция начислила заявителю к уплате в бюджет 1 852 672 рубля 90 копеек НДС за I квартал 2011 года, 8 307 821 рубль 70 копеек НДС за III квартал 2011 года, а также установила факт излишнего предъявления заявителем к возмещению 8 464 747 рублей 20 копеек НДС за II квартал 2011 года, 7 700 085 рублей 40 копеек - за IV квартал.
Довод общества о том, что правомерность налогового вычета на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщику (КФХ ООО "Домбай") в составе стоимости приобретенной шерсти по налоговой ставке 18 процентов, указанной в счетах-фактурах КФХ ООО "Домбай", подтверждена материалами дела, следовательно, обществом соблюдены все условия для вычета уплаченной поставщику суммы налога на добавленную стоимость обоснованно не принят судебными инстанциями.
В силу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса.
Согласно пункту статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению, является счет-фактура. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Согласно пункту 6 статьи 169 Кодекса счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или выданной от имени организации доверенностью. Счета-фактуры должны содержать достоверную информацию.
Согласно указанным нормам права, именно на общество возлагается обязанность подтвердить право на налоговый вычет путем представления первичных документов, отвечающих законодательно установленным требованиям и достоверно свидетельствующих об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает налоговые последствия.
В силу пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорном периоде) налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. Таким образом, условием применения порядка определения налоговой базы согласно пункту 4 статьи 154 Кодекса является закупка сельскохозяйственной продукции у физических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость. Положения пункта 1 статьи 154 Кодекса подлежат применению, если нет условий для применения пункта 4 этой статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383 утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц (не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость), в который включена сельскохозяйственная продукция (шерсть немытая), приобретенная обществом у КФХ ООО "Домбай".
На основании пункта 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 данной статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Согласно статье 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (пункт 1). Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 данной статьи цен (тарифов) (пункт 2).
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, ранее закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383, в выставляемых поставщиком счетах-фактурах должна быть указана реальная сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная исходя из налоговой базы, определенной по правилам пункта 4 статьи 154 Кодекса. Если НДС, предъявленный продавцом к оплате, не соответствует действительному размеру, который подлежал указанию продавцом согласно требованиям Кодекса, то сумма налога, уплаченная покупателем сверх этого размера, является исполнением, произведенным при отсутствии к тому законных оснований, и подлежит возврату покупателю.
Установив, что КФХ ООО "Домбай" при реализации заявителю шерсти немытой, ранее закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС), в счетах-фактурах предъявляло заявителю налог на добавленную стоимость с полной стоимости реализуемой сельскохозяйственной продукции по налоговой ставке 18 процентов в соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса, суды правомерно указали, что неосновательное обогащение, полученное КФХ ООО "Домбай" в виде уплаченного налога на добавленную стоимость общество вправе истребовать у контрагента в порядке гражданско-правовых отношений.
Указав, что положения пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации исключают предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса, а счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 Кодекса и в силу пункта 2 статьи 169 Кодекса не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению, суды обоснованно не приняли довод общества о соответствии положениям статьи 169 Кодекса счетов-фактур КФХ ООО "Домбай", предъявленных обществом в обоснование заявленного им налогового вычета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость для операций по реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2001 N 383, к которой относится и шерсть всякая, установлена пунктом 4 статьи 154 Кодекса.
Установив, что налогообложение КФХ ООО "Домбай" операций по реализации обществу шерсти немытой по налоговой ставке 18 процентов в данном случае не соответствует налоговому законодательству, суды поддержали вывод налогового органа о не подтверждении обществом права на применение в 2011 году налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по взаимоотношениям с КФХ ООО "Домбай". С учетом изложенного, вывод судебных инстанций об обоснованности принятого налоговым органом решения в части начисления налога на добавленную стоимость и пени по налогу является правильным. В указанной части доводы общества выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебные инстанции установили, и это обстоятельство общество документально не опровергло, что инспекцией в ходе выездной налоговой проверки не допущены нарушения, которые в соответствии с абзацем первым пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации могли явиться основанием для отмены решения налогового органа.
Вместе с тем, при принятии судебных актов суды не учли следующее.
В соответствии со статьями 106, 108 Налогового кодекса Российской Федерации наличие вины лица в совершении налогового правонарушения является обязательным условием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, ее отсутствие - основанием для его освобождения от налоговой ответственности. При этом обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Оспариваемым решением налогового органа общество привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Кодекса ему начислен штраф в размере 2 032 098 рублей 90 копеек. Вопрос о наличии (отсутствии) вины общества в выявленном налоговым органом нарушении налогового законодательства, суды не исследовали, следовательно, вывод судов о правомерном привлечении общества к налоговой ответственности в виде 2 032 098 рублей 90 копеек штрафа, является недостаточно обоснованным. Поскольку полномочия суда кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в указанной части судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить и исследовать указанные обстоятельства, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 по делу N А25-1407/2013 отменить в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике от 06.06.2013 N 53 в части штрафа в размере 2 032 098 рублей 98 копеек и в этой части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики. В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.