Письмо Управления МНС по г. Москве от 17 октября 2002 г. N 28-11/48940
Вопрос: Предприятие применяет регрессивную шкалу по ЕСН. Работнику - инвалиду II группы за период с января по июнь 2002 года была начислена заработная плата в сумме 89230 руб. 50 коп. С этой суммы не был исчислен ЕСН в соответствии со ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, но были начислены страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 12492 руб. 27 коп.
В июле 2002 года этому же работнику начислена заработная плата в сумме 17307 руб. 50 коп. Соответственно налоговая база за 7 месяцев 2002 года составила 106538 руб. Сумма страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составила 14516 руб. 50 коп. (100000 руб. х 14% + 6538 руб. х 7,9% = 14000 руб. + 516 руб. 50 коп.). ЕСН уплачен в размере 1412 руб. 21 коп. (в федеральный бюджет: 6538 руб. х 14% = 915 руб. 32 коп.; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации: 6538 руб. х 4% = 261 руб. 52 коп.; в бюджет фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации: 6538 руб. х 3,6% = 235 руб. 37 коп.).
Просьба разъяснить правильность исчисления ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации
Ответ: Статьей 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) определено, что данный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Согласно п. 2 ст. 10 Закона объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктом 1 ст. 237 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) определено, что налоговая база по единому социальному налогу (далее - ЕСН) налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав); предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в пп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
Статьей 239 Кодекса установлены льготы по ЕСН для определенных категорий налогоплательщиков, в частности, для организаций любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III группы.
В свою очередь, Законом не установлены льготы по уплате страховых взносов, а также не содержится отсылочных норм на положения Кодекса, устанавливающие налоговые льготы по ЕСН (ст. 239 Кодекса).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью ЕСН, относятся к обязательным платежам и подлежат уплате в установленном Законом порядке.
В связи с тем, что налоговая база по ЕСН и база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у налогоплательщиков, применяющих налоговые льготы в соответствии со ст. 239 Кодекса, не равны, в расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденном приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказом МНС России от 17.07.2002 N БГ-3-05/367), для таких налогоплательщиков предусмотрен особый порядок исчисления суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
При этом для исчисления ими суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применяется одна вторая ставок налога, установленных для данной категории налогоплательщиков ст. 241 Кодекса, с учетом соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
В приведенном примере расчет начислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и ЕСН произведен верно.
Заместитель руководителя |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 17 октября 2002 г. N 28-11/48940
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 24, декабрь 2002 г.