Решение Приморского краевого суда от 9 марта 2023 г. по делу N 3а-55/2023
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Джафаровой В.Э.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Успангалиевой С.В. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока, Краевое государственное казенное учреждение "Управление землями и имуществом на территории Приморского края", общество с ограниченной ответственностью "Дальвостокстрой", ФИО1, Управление федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
Административный истец обратилась в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указала, что она, ФИО1 и ООО "Дальвостокстрой" являются собственниками объекта недвижимости - контора начальника участка, площадью 176,9 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год. Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости с кадастровым номером N, включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" пунктом 6598.
С включением объекта недвижимости в перечень на 2021 год административный истец не согласна, поскольку данные о виде разрешенного использования здания в ЕГРН отсутствуют, здание не является административно-деловым либо торговым центром, расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания - конторы начальника участка N 1 (Лит. А71)".
Согласно технической документации в составе здания отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. При включении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый перечень процедура определения фактического использования данного объекта не проводилась.
Просит признать недействующим пункт 6598 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, со дня его принятия.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, просили рассмотреть по существу заявленные требования в их отсутствие.
Представитель министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что действия министерства имущественных и земельных отношений Приморского края по включению спорного объекта недвижимости в указанный перечень, были законными и обоснованными. Спорный объект недвижимости включен в перечень на 2021 год на основании информации предоставленной администрацией города Владивостока Приморского края. Собственник объекта не обращался в Министерство с заявлением о проведении мероприятий по определению вида его фактического использования. При отсутствии указанных заявлений у министерства отсутствовали основания подвергать сомнению соответствие объектов, критериям объекта налогообложения исходя из кадастровой стоимости, и инициировать проведение на объекте мероприятия по определению вида его фактического использования, поскольку порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости и последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный перечень. (отзыв прилагается).
Согласно письменным пояснениям Краевого государственного казенного учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" в 2019, 2020, 2021 годах административным ответчиком спорный объект недвижимости в график мероприятий по определению вида фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения не включался, осмотр не проводился.
Представитель заинтересованного лица - министерства экономического развития Приморского края в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно представленного письменного отзыва с 01.01.2020 перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, формируется без участия Минэкономразвития ПК, в связи с чем выразить позицию по существу данного дела не представилось возможным (отзыв прилагается).
В судебное заседание представители заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены судом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению (заключение прилагается), давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
В силу статьи 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" установлено, что департамент земельных и имущественных (в настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) отношений Приморского края уполномочен формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.primorsky.ru
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и к введению в действие.
Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Из материалов административного дела следует, что Успангалиева С.В., ФИО1, и ООО "Дальвостокстрой" являются собственниками объекта недвижимости - контора начальника участка, площадью 176,9 кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>.
Как собственник объекта недвижимости, административный истец обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости, принадлежащий административному истцу на праве собственности включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год под пунктом 6598.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса РФ.
Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2),
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
- жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ - отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Владивостокского городского округа налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Муниципальным правовым актом города Владивостока от 27 ноября 2014 года N 151-МПА "О налоге на имущество физических лиц на территории Владивостокского городского округа".
Статьей 2 данного Закона установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Статьей 2 данного Закона" имеется в виду "Пунктом 2 данного муниципального правового акта"
В силу Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
По смыслу приведенных положений законов в Перечни подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критериев.
Между тем принадлежащее административному истцу здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
В судебном заседании установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером N площадью 176,9 кв. м. имеет наименование: контора начальника участка N 1.
Данные о виде разрешенного использования в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют. Объект недвижимости находится в границах земельного участка с кадастровым номером N и видом разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания - конторы начальника участка N 1". Земельный участок снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время объект недвижимости находится в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2037 кв. м., имеющего вид разрешенного использования "Для дальнейшей эксплуатации зданий-конторы начальника участка N 1 (Лит. А71)". Иное использование спорного объекта недвижимости не предоставляется возможным, так как смежные земельные участки не предусматривают размещение именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а именно:
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 386085 кв. м, земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 25504 кв. м вид разрешенного использования "Для дельнейшей эксплуатации энергетического производственно-технологического комплекса";
- земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 6256 кв. м вид разрешенного использования "Для дельнейшей эксплуатации зданий: здание бокса самовольной техники (лит. А73), здание-овощехранилище (лит. А77), здание - пожарное депо с пристройками (лит. А75, лит. А74 - пристройка, лит. А76 - пристройка)";
Исследовав и оценив представленный в материалы дела технический паспорт на спорное здание, суд приходит к выводу об отсутствии в нем помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
В соответствии с техническим паспортом на нежилое помещение, в составе здания имеются: душевая, комната отдыха, раздевалка, подсобное помещение на 1 этаже и тамбур, четыре кабинета, санузел на втором этаже.
Назначение и разрешенное использование помещений поименованных как "кабинет" в техническом паспорте не определены, в связи с чем, нельзя сделать вывод, что содержащиеся в технической документации сведения предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), поскольку кабинеты не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, термин "кабинет" равным по значению с термином "офис" не является.
Согласно указанной технической документации в составе принадлежащего административному истцу объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать все здание административно-деловым центром или торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Каких-либо допустимых доказательств того, что указанные нежилые помещения имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, суду не представлено.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края. Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемого пункта Перечня на 2021 год не принималось.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания также не представлено.
Сведений из Единого государственного реестра недвижимости как о спорном помещении, так и о соответствующих здании и земельном участке, которые бы подтверждали факт использования помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, административным ответчиком не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорное помещение исходя из его назначения, разрешенного использования и наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также исходя из наименования и назначения здания, в котором оно расположено, и вида разрешенного использования соответствующего земельного участка не могло быть отнесено к недвижимому имуществу, признаваемому объектом налогообложения и предусмотренного статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, и не подлежало включению в Перечень на 2021 год.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание отдельных его положений не действующим с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия, также подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Успангалиевой С.В. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края - удовлетворить.
Пункт 6598 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в газете "Приморская газета" - официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.Н. Внукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 марта 2023 г. по делу N 3а-55/2023
Опубликование:
-