Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением Администрации
Сусуманского муниципального округа
Магаданской области
от 09.03.2023 г. N 131
Методика оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области
1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области (далее - Методика) разработана в соответствии с Положением о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы действующих нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - Положение), в целях методологического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области, а также обеспечения структурного единства сводных отчетов о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области (далее - сводный отчет), подготавливаемых органами местного самоуправления Сусуманского муниципального округа Магаданской области, структурными подразделениями Администрации Сусуманского городского округа (далее - регулирующие органы) в рамках проведения ОРВ и публичных обсуждений, и предназначена для применения регулирующими органами при проведении ОРВ проектов актов в части подготовки и размещения регулирующими органами уведомлений о подготовке проекта нормативного правового акта (далее - проект акта), сбора предложений в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта, формирования сводного отчета и проведения публичных обсуждений по проекту акта, а также при подготовке уполномоченным органом экспертных заключений об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа (далее - экспертное заключение) нормативных правовых актов Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области.
1.2. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области в проводится в соответствии с Законом Магаданской области от 29 декабря 2021 года N 2666-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области.
1.3. ОРВ основывается преимущественно на данных, опубликованных в открытых источниках, которые могут быть верифицированы другими заинтересованными лицами. В сводном отчете регулирующим органом указываются источники использованных данных.
1.4. Регулирующим органом проводится как качественная, так и количественная оценка издержек и выгод участников отношений, на регулирование которых направлен проект акта. Информация о видах воздействия, возникающих в связи с введением предлагаемого регулирования, которые не могут быть оценены количественно, также приводится в сводном отчете.
1.5. Выбор методов анализа и представления полученных результатов осуществляется регулирующим органом самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить для лиц, участвующих в принятии решения о разработке и утверждении проекта акта, максимально возможную и объективную информацию о проблеме, способах ее решения, положительных и отрицательных последствиях принятия проекта акта, обосновать предпочтительность предлагаемого регулирования по сравнению с иными возможными способами решения проблемы.
1.6. В целях обеспечения объективности ОРВ и повышения качества принятых решений регулирующий орган стремится и принимает необходимые меры к привлечению к публичным обсуждениям по уведомлению и проекту акта всех заинтересованных групп участников отношений.
Проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области включает следующие этапы:
а) размещение уведомления о подготовке проекта акта. На данном этапе осуществляется определение возможных способов решения проблемы и их предварительное публичное обсуждение;
б) разработка проекта акта, составление сводного отчета о проведении ОРВ и их публичное обсуждение;
в) подготовка экспертного заключения уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области.
2. Размещение уведомления о подготовке проекта акта
2.1. В соответствии с пунктом 17 Положения регулирующий орган размещает уведомление о подготовке проекта акта (далее - уведомление) на официальном сайте Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области в соответствующем разделе, определенном Положением (далее - Сайт).
2.2. Уведомление готовится в соответствии с пунктом 18 Положения. Типовая форма уведомления приведена в Приложении N 2 к настоящей Методике.
В уведомлении указываются:
1) сведения о разработчике проекта акта: полное и краткое наименование регулирующего органа, контактные данные, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты, адрес официального сайта регулирующего органа (при наличии), предназначенные для направления предложений, а также наиболее удобный способ их предоставления;
2) срок, в течение которого регулирующим органом принимаются предложения в связи с размещением уведомления, который не может быть менее 15 календарных дней и более 30 календарных дней со дня размещения уведомления на Сайте;
3) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, включая характеристику негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, в том числе участников отношений, испытывающих негативные эффекты, и их количественные оценки, обоснование условий и факторов существования проблемы, а также условий, при которых проблема может быть решена в целом без вмешательства со стороны государства и региональных органов власти; информация о возникновении, выявлении проблемы, принятых мерах, направленных на ее решение, а также затраченных ресурсах и достигнутых результатах решения проблемы;
4) краткое изложение цели регулирования (описание цели принятия проекта акта, которая должна соответствовать указанной проблеме, на решение которой направлено предлагаемое регулирование) и общая характеристика соответствующих общественных отношений (краткое описание предмета регулирования);
5) описание предлагаемого регулирования (рекомендуемый вариант) и иных возможных способов (концептуальных вариантов) решения проблемы с указанием круга лиц, на которых будет распространено их действие (перечень органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности, граждан, организаций, представляющих интересы указанных лиц, а также иных лиц, на которых будет распространено действие акта), и сравнительной оценкой положительных и отрицательных последствий и рисков решения проблемы указанными способами;
6) вид, наименование и планируемый срок вступления в силу акта или взаимосвязанных по цели регулирования актов, предусматривающих установление предлагаемого регулирования;
7) обоснование необходимости подготовки проекта акта: федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы или распоряжения Президента Российской Федерации, постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Магаданской области, из которых вытекает необходимость подготовки нормативного правового акта, содержащие прямое указание на необходимость подготовки проекта акта либо указание на инициативу разработчика в пределах его компетенции;
8) сведения о необходимости или отсутствии необходимости установления переходного периода;
9) иная информация, относящаяся, по мнению регулирующего органа, к сведениям о подготовке проекта акта, например информация о предлагаемом регулировании и (или) иных способах решения проблемы, возможном круге заинтересованных в обсуждении настоящего уведомления лиц и предполагаемом характере заинтересованности, предварительные оценки издержек и выгод различных групп участников отношений при реализации предлагаемого регулирования, а также иные планируемые способы проведения публичных обсуждений помимо размещения уведомления на Сайте.
2.3. К уведомлению прикладываются и размещаются на Сайте:
а) проект программы, концепции, плана или иного документа, предусматривающего установление предлагаемого регулирования на территории Сусуманского муниципального округа Магаданской области, если подготовка такого документа требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) Магаданской области;
б) перечень вопросов для участников предварительных публичных обсуждений;
в) иные материалы, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют обосновать проблему и предлагаемое регулирование.
2.4. Для прилагаемых к уведомлению файлов рекомендуется применять либо текстовые электронные форматы, либо форматы, позволяющие копировать текст.
2.5. О размещении уведомления регулирующий орган в течение 2 рабочих дней извещает с указанием сведений о месте такого размещения (полный электронный адрес) круг органов и организаций, указанных в пункте 19 Положения. Отсутствие достаточных сведений у регулирующего органа о круге лиц, на которых будет распространено действие проекта акта, организаций, представляющих их интересы, и лиц, представляющих данные организации, либо неопределенность круга лиц, на которые предполагается распространять регулирование, не может рассматриваться как основание для отсутствия необходимости извещения.
2.6. Помимо получения письменных предложений от извещенных органов и организаций через Сайт, регулирующим органом при необходимости дополнительно используются иные формы сбора предложений: обсуждение вопросов, связанных с подготовкой проекта акта, на круглых столах, экспертных и рабочих группах, консультативных и общественных советах, опросы представителей заинтересованных групп и другие. Предложения, полученные в ходе таких мероприятий, фиксируются регулирующим органом и включаются в общую сводку предложений, поступивших в связи с размещением уведомления. Сведения об использовании таких форм сбора предложений и их результатах отражаются в сводном отчете в разделе 11.
2.7. Регулирующий орган обязан рассмотреть все предложения, поступившие в установленный в уведомлении срок. По результатам рассмотрения регулирующим органом не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока, указанного в уведомлении, составляется свод предложений. Для ее составления используется типовая форма (Приложение N 3 к настоящей Методике). Все поля указанной формы являются обязательными для заполнения. Особое внимание следует обращать на заполнение колонки "Результат рассмотрения предложения разработчиком", в которой регулирующий орган указывает факт полного или частичного учета предложения или обоснование не учета данного предложения.
2.8. В течение этого же срока регулирующий орган осуществляет мотивированный выбор наилучшего способа решения проблемы и дорабатывает с учетом результатов рассмотрения предложений проект программы, концепции, плана или иного документа, приложенного к уведомлению.
Доработанные документы должны быть размещены на Сайте в целях информирования заинтересованных лиц.
2.9. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, регулирующий орган может принять мотивированное решение об отказе в подготовке проекта акта, разработка которого осуществлялась по его инициативе. В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта акта регулирующий орган размещает на Сайте текст решения и в течение 2 рабочих дней с момента размещения извещает о принятом решении органы и организации, которые ранее извещались о размещении уведомления.
2.10. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, регулирующий орган также может направить свое мнение о целесообразности подготовки проекта акта вышестоящему органу. В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта акта вышестоящим органом регулирующий орган размещает на Сайте текст данного решения и в течение 2 рабочих дней с момента размещения извещает о принятом решении органы и организации, которые ранее извещались о размещении уведомления.
3. Составление сводного отчета об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области.
3.1. Общие рекомендации по составлению сводного отчета.
3.1.1. В случае принятия решения о разработке проекта акта регулирующий орган подготавливает текст проекта акта и сводный отчет. Типовая форма сводного отчета приведена в Приложении N 4 к настоящей Методике.
3.1.2. Сводный отчет должен содержать все сведения, предусмотренные пунктом 25 Положения. При оценке рисков учитывается оценка положительных и отрицательных последствий и рисков решения проблемы предложенным способом регулирования, в том числе для:
инвестиционного климата,
развития малого и среднего предпринимательства,
состояния конкуренции,
безопасности и качества продукции,
окружающей среды,
занятости,
иных социально-экономических характеристик.
Отсутствие указанных сведений, а также обоснования их отсутствия в сводном отчете, является основанием для возвращения сводного отчета на доработку при его рассмотрении уполномоченным органом.
3.1.3. При подготовке сводного отчета до начала публичных обсуждений регулирующим органом заполняются все разделы и пункты сводного отчета, за исключением сведений, заполняемых по итогам проведения публичных обсуждений по проекту акта (раздел 11 сводного отчета). После проведения публичных обсуждений указанные сведения вносятся в сводный отчет до представления текста акта и сводного отчета в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения.
3.1.4. В сводном отчете указываются источники использованных данных с указанием пронумерованных ссылок на разделы (пункты) сводного отчета, в которых были использованы те или иные источники данных. Расчеты, произведенные для заполнения соответствующих пунктов, приводятся в приложении к сводному отчету (пояснительной записке). Информация об источниках данных и методах расчетов представляется в таком объеме и с такой степенью детализации, чтобы обеспечить возможность верификации другими заинтересованными лицами. Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные также должны быть приведены в приложении к сводному отчету (пояснительной записке).
3.1.5. Сводный отчет с приложением (пояснительной запиской) и текст проекта акта после их доработки подлежат размещению регулирующим органом на Сайте одновременно с направлением указанных документов в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения.
3.2. Рекомендации по заполнению сводного отчета.
3.2.1. В разделе 1 сводного отчета "Общая информация" органом-разработчиком приводятся краткие сведения о проведенной оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, включая описание проблемы, для решения которой разрабатывается предлагаемое правовое регулирование, цели и способы предлагаемого правового регулирования.
Описания выявленной проблемы, целей и способов предлагаемого правового регулирования могут быть уточнены в сравнении с описаниями, приводившимися в форме уведомления о разработке проекта нормативного правового акта.
3.2.2. В разделе 2 сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование" приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования.
Формулировка проблемы должна быть конкретной и понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются регулирующим органом, различными путями:
посредством выявления несоответствия заявленных в действующих нормативных правовых актах целей фактическим результатам в области их действия;
на основе данных органов государственного контроля (надзора), статистических данных о причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, общественному правопорядку, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба бюджету МО "Сусуманский муниципальный округ Магаданской области";
на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;
в результате получения обращений граждан и организаций;
иными способами.
Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы могут проявляться в следующем:
- наличие недопустимо высокого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, общественному порядку, имуществу физических или юридических лиц, причинения экологического ущерба или экономического ущерба, в том числе бюджету МО "Сусуманский муниципальный округ Магаданской области". Подтверждением существования проблемы в этом случае могут служить данные о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний;
- неприемлемо высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации или за рубежом либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций;
- недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов и так далее.
Наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками.
За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы, регулирующий орган может также опираться на данные независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений.
В сводном отчете приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
В случае невозможности решения проблемы без изменения федерального законодательства дается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия нормативного правового акта.
3.2.3. В разделе 3 сводного отчета "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения" регулирующим органом указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования всегда направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ей негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга фактического воздействия в сводном отчете указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
3.2.4. В разделе 4 сводного отчета "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
3.2.5. В разделе 5 сводного отчета "Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, структурных подразделений Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления, структурных подразделений Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия делегируются муниципальному уровню, государственным или негосударственным организациям и другим лицам. Под порядком реализации функций в том числе понимаются регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
По каждой изменяемой функции рекомендуется указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе сводного отчета указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
3.2.6. В разделе 6 сводного отчета "Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета МО "Сусуманский муниципальный округ Магаданской области" связанных с введением предлагаемого правового регулирования" приводится оценка расходов возможных поступлений в бюджет МО "Сусуманский муниципальный округ Магаданской области", вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов местного самоуправления, выделенных в разделе 5 сводного отчета. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
3.2.7. В разделе 7 сводного отчета "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)" приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом 4 сводного отчета.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в органы местного самоуправления, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
3.2.8. В разделе 8 сводного отчета "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков. Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска.
Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия.
Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля органами местного самоуправления, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями.
Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения государственных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств бюджета МО "Сусуманский муниципальный округ Магаданской области", в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп).
Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом.
Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе, с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов.
Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам.
Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями.
Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием.
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
Разделы 4 - 8 сводного отчета заполняются регулирующим органом для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов.
3.2.9. В разделе 9 сводного отчета "Сравнение возможных вариантов решения проблемы" приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.
3.2.10. В разделе 10 сводного отчета "Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта.
Если отдельные положения проекта нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки. Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, включая органы местного самоуправления, структурными подразделениями Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
3.2.11. Приложения к сводному отчету.
В приложениях к сводному отчету приводятся сводки предложений, поступивших в связи с размещением уведомления, а также в ходе проведения регулирующим органом публичных обсуждений, с указанием сведений об использовании либо об отказе от использования поступивших в их ходе предложений заинтересованных лиц, а также расчеты, проведенные регулирующим органом в ходе процедур оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Магаданской области Администрации Сусуманского муниципального округа Магаданской области альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.
4. Проведение публичных обсуждений и составление сводки предложений по их итогам.
4.1. Целями проведения публичных обсуждений являются:
получение дополнительной информации о существующей проблеме, возможных способах ее решения, группах лиц, затронутых проблемой и предлагаемым способом регулирования, издержках и выгодах затронутых лиц;
улучшение качества проекта акта;
вовлечение заинтересованных лиц в определение наилучших путей решения имеющихся проблем, поиск баланса интересов разных заинтересованных групп.
4.2. Сроки проведения публичных обсуждений не должны быть менее сроков, определенных пунктом 36 Положения, и устанавливаются регулирующим органом с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта в соответствии с пунктом 9 Положения. Регулирующим органом устанавливаются более длительные сроки проведения публичных обсуждений, если это необходимо для достижения в полной мере целей проведения публичных обсуждений. Датой начала публичных обсуждений считается дата размещения регулирующим органом проекта акта и сводного отчета на Сайте.
4.3. Для организации публичных обсуждений регулирующий орган размещает на Сайте проект акта и сводный отчет, а также:
перечень вопросов для публичных обсуждений (Приложение N 5 к настоящей Методике), сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонения, поступивших в связи с размещением уведомления о подготовке проекта акта,
утвержденный документ, предусматривающий установление предлагаемого регулирования на территории Сусуманского муниципального округа Магаданской области, если подготовка такого документа требуется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Магаданской области, иные материалы и документы, которые, по мнению регулирующего органа, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
Регулирующий орган извещает о начале публичных обсуждений их потенциальных участников.
Регулирующий орган в обязательном порядке должен известить о начале публичных обсуждений органы и организации, указанные в пункте 19 Положения. Круг органов и организаций, которым направляются извещения, определяется исходя из перечня групп, затронутых существованием проблемы, на решение которой направлено предлагаемое регулирование, а также групп, затронутых предлагаемым регулированием, указанных в сводном отчете. В случае наличия организаций и объединений указанных лиц, а также организаций, представляющих интересы указанных групп, извещение должно быть направлено таким организациям и объединениям. В извещении должны быть указаны сведения о месте размещения проекта акта и сводного отчета (полный электронный адрес), а также срок проведения публичных обсуждений, в течение которого регулирующим органом принимаются предложения, и наиболее удобный способ их представления (почтовый адрес, адрес электронной почты, иные способы представления предложений). Извещение направляется заинтересованным лицам по электронной почте и по почте.
4.4. Задачей регулирующего органа является инициирование широкого обсуждения проекта акта и сводного отчета и, по возможности, получение отклика от всех заинтересованных групп. В данной связи извещение должно быть составлено таким образом, чтобы заинтересовать потенциальных участников к действительному участию в публичных обсуждениях и предоставлении предложений по совершенствованию проекта акта и сводного отчета или положительного мнения о размещенных для публичного обсуждения редакций. Отсутствие любых предложений или положительных мнений может свидетельствовать о недостаточно эффективной организации публичных обсуждений регулирующим органом и отмечаться в заключении уполномоченного органа.
4.5. Помимо получения письменных предложений от участников публичных обсуждений через Сайт, регулирующим органом при необходимости дополнительно используются иные формы общественного обсуждения в соответствии с пунктом 20 Положения. Предложения, полученные в ходе таких мероприятий, должны фиксироваться регулирующим органом и включаться в сводку предложений, полученных по результатам публичных обсуждений, отражаться в разделе 11 сводного отчета.
По возможности такие иные формы публичных обсуждений должны состояться, а их результат (протокол, резолюция и т.п.) зафиксироваться до окончания установленного срока публичных обсуждений через Сайт. В отдельных случаях, учитывая сложности в организации коллективных мероприятий, длительность проведения опросов, иные формы публичных обсуждений могут быть применены (завершены) позднее установленного срока.
4.6. Все полученные в течение срока проведения публичных обсуждений предложения учитываются регулирующим органом и вносятся в сводку предложений, поступивших в связи с проведением публичных обсуждений.
В сводке предложений указывается участник публичных обсуждений, который выдвинул предложение, суть полученного предложения, дата получения предложения, способ, которым было получено предложение (электронная почта, почта, указание на иной способ), информация об учете, частичном учете или отклонении предложения, указание на причины полного или частичного отклонения полученного предложения. В сводке полученных предложений указываются также сведения об общем числе участников обсуждения; общем числе полученных предложений, в том числе по проекту акта и сводному отчету; общем числе предложений, полученных разными способами; общем числе учтенных, учтенных частично и отклоненных предложений.
К сводке предложений прилагается перечень лиц, извещенных о проведении публичных обсуждений.
4.7. По результатам публичных обсуждений регулирующий орган дорабатывает проект акта и сводный отчет. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в связи с проведением публичных обсуждений, регулирующий орган может принять мотивированное решение об отказе в подготовке проекта акта, разработка которого осуществлялась по его инициативе. Регулирующий орган также может направить свое мнение о целесообразности подготовки проекта акта вышестоящему органу. В случае принятия решения об отказе в подготовке проекта акта вышестоящим органом регулирующий орган размещает на Сайте текст данного решения и извещает о принятом решении органы и организации, которые ранее извещались о размещении уведомления и о проведении публичных обсуждений.
5. Подготовка Уполномоченным органом экспертного заключения.
5.1. Экспертное заключение подготавливается уполномоченным органом в сроки, установленные пунктом 45 Положения, в зависимости от степени регулирующего воздействия проекта акта, указанной регулирующим органом в сводном отчете, по форме, приведенной в Приложении N 6 к настоящей Методике.
Приложение 6 к Методике отсутствует
5.2. В экспертном заключении делаются обоснованные выводы о соблюдении регулирующим органом процедуры проведения ОРВ, о наличии либо отсутствии положений, приводящих к возникновению избыточных обязанностей, запретов, ограничений и расходов для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также необоснованных расходов бюджета МО "Сусуманский муниципальный округ Магаданской области" или способствующих их введению, о наличии либо отсутствии достаточного обоснования проблемы и необходимости ее решения предложенным способом регулирования.
В случае если выявлено несоблюдение регулирующим органом процедур проведения ОРВ в соответствии с Положением, в экспертном заключении делается соответствующий вывод и дается указание на необходимость проведения процедур, предусмотренных пунктами 11 - 41 Положения (начиная с невыполненной процедуры), доработки проекта акта по их результатам и последующего повторного направления проекта акта в уполномоченный орган для подготовки экспертного заключения.
5.3. Детализированные расчеты и статистические данные, подготовленные для обоснования полученных выводов, приводятся в приложении к экспертному заключению.
5.4. В случае проведения уполномоченным органом публичных обсуждений в соответствии с пунктом 49 Положения, в экспертное заключение в качестве неотъемлемого приложения включается сводка поступивших предложений.
Приложение 6 к Методике приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.