г. Краснодар |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А15-1337/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 6 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Сулейман-Стальского районного потребительского общества (ИНН 0529000259, ОГРН 1020501589712), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Дагестан и третьего лица - крестьянского (фермерского) хозяйства "Руслан", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан и крестьянского (фермерского) хозяйства "Руслан" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.08.2013 (судья Алиев А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А15-1337/2013, установил следующее.
Сулейман-Стальское районное потребительское общество (далее - потребительское общество) обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) со следующими требованиями:
- признать незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с. Касумкент, Новый поселок, напротив районной больницы;
- обязать орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) запись о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900.
Требования мотивированы следующим. Земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:5900, внесенный в ГКН по заявке крестьянского (фермерского) хозяйства "Руслан" (далее - фермерское хозяйство), налагается на ранее сформированный и учтенный в ГКН земельный участок потребительского общества (с кадастровым номером 05:13:000001:4441). Поэтому государственный кадастровый учет спорного участка осуществлен кадастровой палатой с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок).
Определением от 30.05.2013 фермерское хозяйство привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора (т. 1, л. д. 1).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.08.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013, заявление о восстановлении срока для обращения в арбитражный суд и требования удовлетворены. Признана незаконной постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 (решение от 08.02.2013 N 005-301/13-5445). Суд обязал орган кадастрового учета внести в ГКН запись о прекращении существования указанного земельного участка.
Судебные инстанции установили, что потребительскому обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:4441 площадью 1542 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с. Касумкент (свидетельство о государственной регистрации права от 17.06.2011). Решением кадастровой палаты от 08.02.2013 по заявлению фермерского хозяйства осуществлен кадастровый учет земельного участка площадью 1400 кв. м (присвоен кадастровый номер 05:13:000001:5900). Участок ранее выделялся фермерскому хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования (постановления администрации МО "Сельсовет Касумкентский" от 30.09.1998 N 80 и администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 N 113, свидетельство от 19.06.1997 N 501). В дальнейшем, постановления от 30.09.1998 N 80 и от 11.06.1997 N 113 были отменены (постановления администрации района от 15.06.2000 N 196 и от 26.12.1997 N 267). Имеющими преюдициальное значение судебными актами по делам N А15-77/1998 (об оспаривании фермерским хозяйством постановления от 26.12.1997 N 267), N А15-1051/1999 (по иску потребительского общества о сносе самовольных строений), N А15-1681/2003 (о взыскании с фермерского хозяйства в пользу потребительского общества дохода от использования земли) и N А15-472/2006 (об истребовании потребительским обществом земельного участка площадью 0,14 га у фермерского хозяйства) установлены следующие обстоятельства. Потребительскому обществу выделялся земельный участок площадью 1542 кв. м, который закреплен за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. Фермерское хозяйство не является правообладателем земельного участка площадью 1400 кв. м, поскольку представленные им правоустанавливающие документы на этот участок являются (признаны) порочными. В отсутствие документа о предоставлении земельного участка фермерскому хозяйству кадастровая палата должна была принять решение об отказе во внесении сведений в ГКН (пункт 34 Порядка). При исследовании схемы геодезических построений и акта согласования границ земельного участка суды также установили, что спорный участок (05:13:000001:5900) полностью накладывается на земельный участок потребительского общества (05:13:000001:4441), поставленный на кадастровый учет в 2011 году. Эти участки граничат с одними и теми же землепользователями; границы спорного участка с потребительским обществом не согласовывались. При постановке на кадастровый учет спорного земельного участка кадастровая палата должна была проверить имеющиеся в ГКН сведения и обнаружить наложение границ земельных участков. Неисполнение указанной обязанности органом кадастрового учета привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, и, как следствие, нарушению прав потребительского общества. Доводы кадастровой палаты о приостановлении кадастрового учета в связи с расхождением сведений о площади участка в правоустанавливающем документе потребительского общества и межевом плане, а также ссылки на документы следственных органов о поддельности распоряжения от 05.09.1995 N 79 суды отклонили. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:4441 выдан потребительскому обществу 01.06.2011; постановление о недостоверности (подложности) распоряжения от 05.09.1995 N 79 вынесено позднее, а впоследствии - отменено. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для признания оспариваемых действий кадастровой палаты незаконными (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Заявителю стало известно о нарушении своих прав постановкой на кадастровый учет спорного участка в феврале 2013 года при обращении в орган кадастрового учета; доказательств того, что потребительское общество узнало о наличии оспариваемых действий ранее, не представлено. Признав причины пропуска процессуального срока уважительными, суд восстановил установленный частью 4 статьи 198 Кодекса срок на подачу заявления (т. 2, л. д. 148; т. 3, л. д. 45).
Кадастровая палата и фермерское хозяйство обжаловали решение от 26.08.2013 и апелляционное постановление от 15.11.2013 в кассационном порядке.
Кадастровая палата в жалобе просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована следующим. Согласно части 2 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости с заявлением о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости вправе обратиться как собственники таких объектов недвижимости, так и любые иные лица. Пункт 21 Порядка, на который ссылается суд, касается внесения сведений о ранее учтенном земельном участке, в то время как кадастровый учет земельного участка фермерского хозяйства осуществлен в связи с образованием нового объекта недвижимости. Ссылки суда на пункт 34 Порядка также необоснованны. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (в том числе земельных участков) принимается органом кадастрового учета не на основании указанного пункта Порядка, а в соответствии со статьей 27 Закона о кадастре недвижимости. В кадастровую палату был представлен полный пакет документов, необходимых для осуществления кадастрового учета спорного участка (межевой план, свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования от 19.06.1997 N 501), которые по форме и содержанию соответствовали требованиям законодательства. Орган кадастрового учета не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных на кадастровый учет документов. Таким образом, при постановке на кадастровый учет участка фермерского хозяйства требования земельного законодательства не были нарушены. В то же время в межевом деле, на основании которого на учет поставлен участок потребительского общества, имеется свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 27.06.1996 N 05-13-04-01-000730. В рамках дела N А15-1051/1999 установлено, что свидетельство выдано не в 27.06.1996, а 27.07.1999, то есть в тот период, когда выдача таких свидетельств была прекращена (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации "О признании утратившим силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации от 26.01.1999 N 112). В письме кадастровой палаты от 25.10.2004 N 124-04 указывалось на то, что свидетельства на право собственности на землю, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданные после 01.03.1999, не являются действительными и не подлежат принятию в качестве правоудостоверяющего документа при постановке земельных участков на кадастровый учет. Председатель потребительского общества ввел в заблуждение работников кадастровой палаты, в связи с чем была осуществлена процедура кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:4441. Следовательно, выданный потребительскому обществу кадастровый паспорт на участок с кадастровым номером 05:13:000001:4441 является недействительным. В ГКН ошибочно внесены сведения о земельном участке потребительского общества. В последующем принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета. В архиве кадастровой палаты дело за кадастровым номером 05:13:000001:4441 отражено как приостановленное. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях (статья 4 Закона о кадастре недвижимости). Кроме того, из материалов следственных органов следует, что распоряжение от 05.09.95 N 79 (о выделении участка потребительскому обществу) является поддельным. Земельный участок площадью 1542 кв. м потребительскому обществу в установленном законом порядке не выделялся, поэтому оно является ненадлежащим заявителем по делу. Кроме того, судом необоснованно восстановлен срок на обжалование действий кадастровой палаты (часть 4 статьи 198 Кодекса). Доказательства обращения в орган кадастрового учета (после которого заявителю, якобы, стало известно о нарушении своих прав) не представлены. Официальной (письменной) жалобы (претензии) в адрес кадастровой палаты от заявителя не поступало. Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований, о чем орган кадастрового учета неоднократно заявлял в ходе судебного разбирательства.
Ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального права, фермерское хозяйство просит решение и апелляционное постановление отменить, в удовлетворении требований потребительскому обществу отказать. Третье лицо считает неправомерным отклонение его доводов о подложности правоустанавливающих документов заявителя. Несмотря на отмену постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.06.2011 (содержащего сведения о поддельности распоряжения от 05.09.1995 N 79) и последующий отказ в возбуждении уголовного дела по факту подделки документов за истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности (постановление от 15.10.2011), распоряжение Касумкентской сельской администрации от 05.09.1995 N 79 не может быть признано достоверным (является подложным). Суды не оценили данное распоряжение в совокупности с представленным в материалы дела заключением ГУ "Ставропольская лаборатория судебной экспертизы" от 19.11.2010 и материалами следственных проверок. Поэтому потребительское общество, не являясь законным правообладателем земельного участка площадью 1542 кв. м, не может быть признано надлежащим заявителем по данному делу.
Потребительское общество в отзыве сослалось на несостоятельность доводов кассационных жалоб, а также законность и обоснованность судебных актов. Доводы кадастровой палаты о неправильном применении судом норм Закона о кадастре недвижимости ошибочны. Часть 2 статьи 20 Закона о кадастре недвижимости под иными лицами, обращающимися с заявлением о постановке на кадастровый учет, понимает не любых, а определенных (указанных в специальных нормативных актах) лиц. С учетом закрепленных Порядком норм суды пришли к правильному выводу о том, что при постановке на кадастровый учет земельного участка 05:13:000001:5900 кадастровая палата обязана была проверить уже имеющиеся в ГКН сведения и выявить наложение границ этого участка на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:4441. Выявление наложения должно было послужить основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в постановке на учет земельного участка (статья 27 Закона о кадастре недвижимости). Кроме того, с потребительским обществом не согласовывались границы земельного участка фермерского хозяйства, что также является нарушением Закона о кадастре недвижимости (часть 2 статьи 40). Выданное фермерскому хозяйству свидетельство от 19.06.1997 N 501 не является правоудостоверяющим документом, поскольку постановление от 11.06.1997 N 113, на основании которого оно было выдано, отменено постановлением от 26.12.1997 N 267. Отсутствие у фермерского хозяйства правоустанавливающих документов на спорный участок установлено при рассмотрении дел N А15-77/1998, N А15-1051/1999, N А15-1681/2003 и N А15-472/2006. Ссылки на материалы следственных проверок обоснованно не приняты судами. В постановлении следователя от 15.10.2011 не установлен факт поддельности распоряжения от 05.09.1995 N 79. Однозначный вывод о поддельности распоряжения отсутствует и в заключении эксперта ГУ "Ставропольская лаборатория судебной экспертизы" от 19.11.2010. Данное заключение не могло быть принято судами в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку оно не отвечает критериям судебной экспертизы, в том числе в части предупреждения эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статьи 64 и 86 Кодекса, статья 25 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"). Кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:4441 выдан потребительскому обществу 01.06.2011, то есть ранее вынесения решения о постановке на кадастровый учет спорного участка. Поскольку о постановке на учет участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 заявитель не уведомлялся, срок на обжалование действий кадастровой палаты пропущен им по уважительной причине и обоснованно восстановлен судом. При этом письмо органа кадастрового учета от 25.10.2004 N 124-04 не является документом нормативного характера и не может служить основанием для признания недействительным зарегистрированного права. Право потребительского общества на земельный участок признано вступившими в законную силу судебными актами по ряду дел, в которых участвовало фермерское хозяйство (N А15-77/1998, N А15-1051/1999, N А15-1681/2003 и N А15-472/2006).
От потребительского общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб в отсутствие представителя.
Кадастровая палата и фермерское хозяйство, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и отзыва (возражений), Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационных жалоб следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 01.06.2011 в ГКН внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:13:000001:4441 площадью 1542 кв. м, расположенном по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с. Касумкент. В кадастровом паспорте от 01.06.2011 N 013-201/11-0414 содержатся сведения о принадлежности участка потребительскому обществу (т. 1, л. д. 21).
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в ЕГРП 17.06.2011 внесена запись (05-05-27/005/2011-103) о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования потребительского общества на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:4441 площадью 1542 кв. м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с. Касумкент. Указанное обстоятельство подтверждается представленным в дело свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2011 серии 05-АА N 402400 (т. 1, л. д. 20).
8 февраля 2013 года кадастровой палатой принято решение N 005-301/13-5445 о постановке на кадастровый учет (с присвоением кадастрового номера 05:13:000001:5900) земельного участка площадью 1400 кв. м (т. 2, л. д. 20).
Из материалов кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:5900 (т. 2, л. д. 1 - 23) следует, что участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет по заявке фермерского хозяйства.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:5900 образован из земельного участка, принадлежащего потребительскому обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, последнее обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900. Потребительское общество просило также обязать орган кадастрового учета внести в ГКН запись о прекращении существования указанного земельного участка.
Возражая против заявленных требований, кадастровая палата и фермерское хозяйство указали на отсутствие у потребительского общества интереса в оспаривании (аннулировании в ГКН) сведений о земельном участке с кадастровым номером 05:13:000001:5900. По мнению органа кадастрового учета и третьего лица, правоустанавливающие документы потребительского общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:4441 недостоверны (порочны).
Отношения, возникающие в связи с ведением ГКН, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества регулируются Законом о кадастре недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости).
В пунктах 52, 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Такое право не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой даже при наличии вещного спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия могут быть оспорены. Заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц.
При разрешении спора судебные инстанции учли обстоятельства, установленные ранее судами по делам N А15-77/1998 (об оспаривании постановления от 26.12.1997 N 267), N А15-1051/1999 (о сносе самовольных строений), N А15-1681/2003 (о взыскании с фермерского хозяйства дохода от использования земли) и N А15-472/2006 (об истребовании у фермерского хозяйства земельного участка площадью 0,14 га). Во всех названных делах участвовали потребительское общество и фермерское хозяйство. Из содержания судебных актов по делам N А15-77/1998, N А15-1051/1999, N А15-1681/2003 и N А15-472/2006 следует, что потребительскому обществу в установленном порядке выделялся земельный участок площадью 1542 кв. м, который закреплен за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. Фермерское хозяйство, которому предоставлялся земельный участок площадью 1400 кв. м (являющийся частью участка, выделенного потребительскому обществу) правообладателем этого участка не является, поскольку правоустанавливающие документы на него являются порочными. Поэтому суды при разрешении спора по данному делу обоснованно исходили из того, что между потребительским обществом и фермерским хозяйством отсутствуют (уже разрешены) споры о праве на землю (удовлетворены иски потребительского общества об истребовании у фермерского хозяйства участка площадью 0,14 га, а также об освобождении его от незаконно возведенных объектов). Таким образом, препятствий в рассмотрении заявленных потребительским обществом требований не имеется.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22, действия органа кадастрового учета могут быть оспорены заинтересованным лицом, а заявленное требование подлежит разрешению по существу. При рассмотрении такого спора суд должен установить, что действия кадастровой палаты совершены с нарушением требований закона.
Заявление мотивировано незаконностью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, образованного из ранее сформированного и учтенного в ГКН земельного участка потребительского общества (с кадастровым номером 05:13:000001:4441).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Случаи, в которых орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка, перечислены в части 3 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости.
Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости (введен Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ), орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (часть 2 статьи 40 Закона о кадастре недвижимости).
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:5900 полностью накладывается на земельный участок потребительского общества (кадастровый номер 05:13:000001:4441). При постановке на кадастровый учет спорного земельного участка кадастровой палатой нарушены требования Закона о кадастре недвижимости и Порядка (учет осуществлен в отсутствие у фермерского хозяйства правоустанавливающих документов на участок и без соблюдения процедуры согласования его границ с потребительским обществом). С учетом изложенного, суды пришли к выводу о нарушении органом кадастрового учета требований Закона о кадастре недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900. Поэтому судебные инстанции признали оспариваемые действия незаконными (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). В порядке восстановления нарушенного права потребительского общества (правообладателя земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:4441) суд первой инстанции возложил на кадастровую палату обязанность внести в ГКН запись о прекращении существования участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 (пункт 24 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационных жалоб кадастровой палаты и фермерского хозяйства (о соблюдении при постановке на кадастровый учет участка фермерского хозяйства требований земельного законодательства; об ошибочном внесении сведений о земельном участке потребительского общества, права которого (с учетом материалов следственных органов) документально не подтверждены) не принимаются. Права потребительского общества на земельный участок площадью 1542 кв. м подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делам N А15-77/1998, N А15-1051/1999, N А15-1681/2003 и N А15-472/2006. Из этих же судебных актов следует, что фермерское хозяйство, которому предоставлялся земельный участок площадью 1400 кв. м, его законным правообладателем не является (правоустанавливающие документы третьего лица являются порочными). Фермерскому хозяйству отказано в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов по делу N А15-77/1998 (заявление мотивировано установленным в ходе проверки сообщения о преступлении фактом недостоверности (подделки) распоряжения о закреплении земельного участка за потребительским обществом). Сведения о земельном участке потребительского общества (кадастровый номер 05:13:000001:4441) внесены в ГКН. В ЕГРП 17.06.2011 внесена запись (05-05-27/005/2011-103) о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования потребительского общества на земельный участок площадью 1542 кв. м. При таких обстоятельствах оспариваемые потребительским обществом действия не могут быть признаны соответствующими закону и не нарушающими права заявителя.
Довод жалобы кадастровой палаты о том, что судом необоснованно восстановлен заявителю срок на обжалование действий органа кадастрового учета (часть 4 статьи 198 Кодекса), также подлежит отклонению.
Потребительское общество заявило о восстановлении пропущенного срока на оспаривание действий органа кадастрового учета. При оценке обстоятельств пропуска процессуального срока суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, подтверждающих уважительность пропуска срока. Суд первой инстанции, рассмотрев доводы заявителя, признал причины пропуска уважительными и рассмотрел требования потребительского общества по существу. Оценка фактических обстоятельств (в данном случае - уважительности причин пропуска срока на оспаривание действий кадастровой палаты) относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Право переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, кассационному суду не предоставлено (пункт 2 статьи 287 Кодекса).
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган кадастрового учета освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе. Фермерским хозяйством государственная пошлина уплачена при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 19.12.2013).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 26.08.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2013 по делу N А15-1337/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции при разрешении спора установили, что земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:5900 полностью накладывается на земельный участок потребительского общества (кадастровый номер 05:13:000001:4441). При постановке на кадастровый учет спорного земельного участка кадастровой палатой нарушены требования Закона о кадастре недвижимости и Порядка (учет осуществлен в отсутствие у фермерского хозяйства правоустанавливающих документов на участок и без соблюдения процедуры согласования его границ с потребительским обществом). С учетом изложенного, суды пришли к выводу о нарушении органом кадастрового учета требований Закона о кадастре недвижимости при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900. Поэтому судебные инстанции признали оспариваемые действия незаконными (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). В порядке восстановления нарушенного права потребительского общества (правообладателя земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:4441) суд первой инстанции возложил на кадастровую палату обязанность внести в ГКН запись о прекращении существования участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 (пункт 24 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 марта 2014 г. N Ф08-121/14 по делу N А15-1337/2013
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-121/14
15.11.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3350/13
26.08.2013 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1337/13
25.07.2013 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1337/13