г. Краснодар |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А20-1839/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Алексеева Р.А. и Садовникова А.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" (ИНН 0721060711, ОГРН 1080721005364), ответчиков: Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725007620, ОГРН 1110725003102), Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229), третьего лица - государственного казенного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (ИНН 0721019223, ОГРН 1060721065041), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 (судья Цыраева Ф.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 (судьи Жуков Е.В., Баканов А.П., Джамбулатов С.И.) по делу N А20-1839/2013, установил следующее.
ООО "Стройградсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство строительства) о взыскании 1 403 529 рублей задолженности за выполненные работы по объекту "Газоснабжение нового микрорайона с. Урвань" (далее - спорный объект) на основании государственного контракта от 06.09.2011 N 44 (далее - контракт).
Определением суда от 06.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (далее - дирекция).
Определением суда от 05.06.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство финансов).
Решением суда от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013 исковые требования общества удовлетворены. С министерства финансов за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества взыскано 1 403 529 рублей долга. Министерство строительства от ответственности освобождено.
Не согласившись с решением суда от 04.09.2013 в части взыскания денежных средств с министерства финансов, последнее обжаловало его в суд апелляционной инстанции и просило в указанной части отменить.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2013 решение суда в обжалованной части оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Суды пришли к выводу о том, что сумма задолженности подтверждена представленными в дело доказательствами, а взыскание надлежит произвести за счет Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства финансов за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части взыскания денежных средств с министерства финансов, последнее обжаловало их в указанной части в суд кассационной инстанции, просило их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и сводятся к тому, что министерство финансов является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно и судами установлено, что по итогам открытого аукциона в электронной форме дирекция (заказчик) и общество (генподрядчик) заключили контракт, по условиям которого общество обязалось выполнить строительные работы по спорному объекту (т. 2, л. д.1 - 8). Согласно пункту 2.1 контракта общая стоимость строительных работ составляет 5 575 800 рублей 90 копеек.
Оплата за выполненные работы производится платежными поручениями министерства финансов на основании сданных в бухгалтерию актов выполненных работ (пункт 5.2 контракта). Окончательный расчет производится заказчиком не позднее 30 дней после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и поступления средств из соответствующего бюджета на счет заказчика (пункт 5.3 контракта).
В соответствии с пунктом 6.1 контракта генподрядчик обязан приступить к производству работ в течение 10 дней с момента подписания контракта. Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что все работы должны быть завершены в срок до 31.12.2012 включительно.
Дополнительным соглашением от 06.09.2011 к контракту установлено, что общая стоимость комплекса строительно-монтажных работ, подлежащая выполнению в 2011 году в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16.08.2011 N 241-ПП, а также в соответствии с соглашением о передаче части функций государственного заказчика в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" от 06.04.2011, составляет 3 561 980 рублей, в том числе: 2 158 451 рубль - за счет бюджета Российской Федерации, 1 403 529 рублей - за счет бюджета Кабардино-Балкарской Республики (т. 2, л. д. 9).
Дополнительным соглашением от 12.12.2012, заключенным министерством строительства, дирекцией и обществом, в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.2012 N 24-ПП "О республиканской адресной инвестиционной программе Кабардино-Балкарской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.", дирекция передает, а министерство принимает в том же объеме и на тех же условиях с момента подписания соглашения права и обязанности заказчика по контракту на выполнение работ по спорному объекту (т. 2, л. д. 10 - 11).
Общество выполнило предусмотренные контрактом работы на общую сумму 3 561 980 рублей, что подтверждается представленными в дело доказательствами (т. 2, л. д. 12 - 19, 24 - 29).
Выполненные работы оплачены частично в сумме 2 158 451 рубль за счет средств федерального бюджета (т. 2, л. д. 51 - 53). Задолженность составила в сумме 1 403 529 рублей за счет средств республиканского бюджета, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов сторон (т. 2, л. д. 30).
Уклонение ответчика от оплаты стоимости выполненных работ послужило основанием для обращения общества с иском в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 Кодекса).
В силу статьи 746 Кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится на основании статьи 711 Кодекса.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 Кодекса по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу статей 309 и 310 Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты выполненных обществом работ в полном объеме, суды обоснованно пришли к выводу о наличии условий для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы сводятся к ошибочности определения надлежащего ответчика по делу. Названный довод надлежит отклонить, поскольку он получил обоснованную оценку в обжалуемых судебных актах.
Суды установили, что контракт заключен в интересах Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд, ответственность по данному обязательству несет Кабардино-Балкарская Республика в лице министерства финансов как держателя казны. Условиями контракта предусмотрено, что оплата за выполненные работы производится платежными поручениями министерства финансов на основании сданных в бухгалтерию заказчика актов выполненных работ. Названное министерство отвечает признакам главного распорядителя бюджетных средств Кабардино-Балкарская Республика, перечисленным в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечивает осуществление полномочий правительства в области финансовой, бюджетной, налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов власти субъекта.
С учетом изложенного и условий контракта, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком по обязательствам, вытекающим из государственного контракта, является министерство финансов, взыскание должно быть проведено за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Основания для отмены или изменения решения суда по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2013 по делу N А20-1839/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.