г. Ессентуки |
|
25 ноября 2013 г. |
Дело N А20-1839/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огай А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" (ОГРН 1080721005364, ИНН 0721060711),
к Министерству строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1110725003102, ИНН 0725007620)
и Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственного казенного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (ОГРН 1060721065041, ИНН 0721019223)
о взыскании 1 403 529 рублей (судья Ф.А. Цыраева),
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидов А.К. по доверенности N 13/5028-1 от 16.11.2012;
от общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" - Березуцкий Д.М. по доверенности N 07АА0040739 от 20.06.2011;
в отсутствие иных, не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 1 403 529 рублей задолженности за выполненные работы по объекту "Газоснабжение нового микрорайона с. Урвань" на основании государственного контракта N 44 от 06.09.2011.
Определением суда первой инстанции от 06.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (далее - дирекция, третье лицо).
Определением суда от 05.06.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечена также Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013 исковые требования общества удовлетворены. С Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" взысканы 1 403 529 руб. долга. Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики от ответственности освобождено.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013, министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в части взыскания денежных средств с Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции неполно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, при принятии решения судом нарушены нормы материального права.
Как указывает заявитель, государственный контракт N 44 от 06.09.2011 является двухсторонней сделкой, основным должником по обязательствам, вытекающим из спорного контракта, является Дирекция.
Апеллянт считает, что собственником Дирекции является публично-правовое образование - Кабардино-Балкарская Республика. Дирекция находится в ведомственном подчинении Минстроя (Устав). В соответствии с пунктом 6.40 "Положения о Министерстве строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики", утвержденным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 369-ПП от 07.12.2011 "О Министерстве строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики" осуществляет функции главного распорядителя средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республик, предусмотренных на содержание Министерства и финансовое обеспечение возложенных на него функций.
По мнению заявителя, Минстрой является участником бюджетного процесса в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом КБР N 11-РЗ от 07.02.2011 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике", и соответственно главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на реализацию его функций и может представлять интересы Кабардино-Балкарской Республики по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, а также по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной (дополнительной) ответственности к публично-правовому образованию по обязательствам созданных им учреждений и предприятий. Согласно Уставу Дирекции, субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия при недостаточности его имущества несет Кабардино-Балкарская Республика (пункт 1.6).
Согласно Уставу Дирекция находится в ведомственном подчинении Минстроя. Минстрой выступает по поручению Правительства КБР в установленном порядке государственным заказчиком республиканских целевых программ в установленной сфере деятельности; участвует в распределении выделенных на развитие и функционирование отраслей строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики государственных централизованных капитальных вложений.
Ответчик указывает, что при заключении государственного контракта Дирекция действовала от имени и в интересах Кабардино-Балкарской Республики. Министерство финансов КБР считает, что при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, и на основании статей 125 и 126 ГК РФ должником является само публично-правое образование в лице государственных органов, заключивших государственные контракты.
Министерство финансов КБР исходит из того, что согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Министерство финансов КБР осуществляет выделение средств из республиканского бюджета на основании заявок на оплату расходов. Дирекция заявок на оплату расходов в Министерство финансов КБР не представляло.
Также апеллянт указывает, что Приказом Министерства финансов КБР N 67 от 15.07.2011 утвержден Порядок ведения Перечня главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета, главных администраторов и администраторов доходов республиканского бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Согласно вышеуказанному Перечню Министерство строительства и архитектуры КБР - главный распорядитель бюджетных средств.
По мнению заявителя, вывод суда первой инстанции о том, что в данном случае надлежащим ответчиком по обязательствам, вытекающим из государственного контракта, является Министерство финансов КБР, является несостоятельным.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Минфина КБР поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" оставил решение вопроса об удовлетворении апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013 в обжалуемой части следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, по итогам открытого аукциона в электронной форме государственное казенное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (заказчик) и общество с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" (генподрядчик) заключили государственный контракт N 44 от 06.09.2011, по условиям которого общество обязалось выполнить строительные работы по объекту "Газоснабжение нового микрорайона с. Урвань" (т.2, л.д.1-8).
Согласно пункту 2.1 государственного контракта общая стоимость строительных работ составляет 5 575 800 рублей 90 копеек.
Из пункта 5.2 государственного контракта следует, что оплата за выполненные работы производится платежными поручениями Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании сданных в бухгалтерию актов выполненных работ.
Окончательный расчет производится заказчиком не позднее 30 дней после получения разрешения на ввод в эксплуатацию и поступления средств из соответствующего бюджета на счет заказчика (пункт 5.3 контракта).
В соответствии с пунктом 6.1 государственного контракта генподрядчик обязан приступить к производству работ в течение 10 дней с момента подписания настоящего контракта.
Пунктом 6.2 государственного контракта предусмотрено, что все работы должны быть завершены по 31.12.2012 включительно.
Дополнительным соглашением от 06.09.2011 к государственному контракту N 44 от 06.09.2011, заключенным между заказчиком и генподрядчиком, установлено, что общая стоимость комплекса строительно-монтажных работ, подлежащая выполнению в 2011 году в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 241-ПП от 16.08.2011, а также в соответствии с соглашением о передаче части функций государственного заказчика в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" от 06.04.2011 составляет 3 561 980 рублей, в том числе: 2 158 451 рубль - за счет бюджета РФ, 1 403 529 рублей - за счет бюджета КБР (т.2, л.д. 9).
Дополнительным соглашением от 12.12.2012, заключенным между Министерством строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (министерство), государственным казенным предприятием Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика" (дирекция) и обществом с ограниченной ответственностью "Стройградсервис" (генподрядчик), в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 24-ПП от 20.02.2012 "О республиканской адресной инвестиционной программе Кабардино-Балкарской Республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 г.г.", дирекция передает, а министерство принимает в том же объеме и на тех же условиях с момента подписания настоящего соглашения права и обязанности заказчика по государственному контракту на выполнение работ по объекту "Газоснабжение нового микрорайона с. Урвань" N 44 от 06.09.2011 (т.2, л.д. 10,11).
Общество выполнило предусмотренные государственным контрактом работы, что подтверждается актом формы КС-2 N 1 от 25.09.2011 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 N 1 от 25.09.2011 на сумму 2 647 971 руб. (т.2, л.д. 12-15); актом формы КС-2 N 2 от 29.11.2011 и справкой о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 N 2 от 29.11.2011 на сумму 914 009 руб. (т.2, л.д. 16-19), всего на общую сумму 3 561 980 руб. Указанные акты подписаны со стороны заказчика без замечаний по объему и качеству выполненных работ. Кроме того, актами приемки законченного строительного объекта газораспределительной системы без даты и номеров выполненные работ сданы генподрядчиком приемочной комиссии (т.2, л.д. 24-29).
Выполненные работы оплачены частично, в сумме 2 158 451 руб. за счет средств федерального бюджета, в том числе платежными поручениями N 405 от 30.09.2011, N 545 от 06.12.2011 и N 559 от 20.12.2012 (т.2, л.д. 51-53). Задолженность составила в сумме 1 403 529 рублей за счет средств республиканского бюджета, что подтверждается актом сверки взаимных расчетов сторон (т.2, л.д.30).
Уклонение Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики от оплаты стоимости выполненных работ послужило основанием для обращения общества с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.
В силу статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. Сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы в установленном порядке является основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ (статьи 711, 746 ГК РФ).
Генподрядчиком на основании государственного контракта N 44 от 06.09.2011 должны быть выполнены строительные работы по объекту "Газоснабжение нового микрорайона с. Урвань" на сумму 3 561 980 руб.; выполнение генподрядчиком и их принятие заказчиком подтверждается представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ формы КС-2 и справкой о стоимости работ и затрат формы КС-3, подписанными сторонами и скрепленными печатями; заказчиком произведена оплата выполненных работ на сумму 2 158 451 руб., задолженность за выполненные работы составляет 1 403 529 руб.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В материалах дела отсутствуют доказательства оплаты работ, выполненных обществом. Таким образом, односторонний отказ от оплаты спорных работ ущемляет права общества, которые в силу статьи 12 ГК РФ подлежат судебной защите.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав условия государственного контракта N 44 от 06.09.2011 и дополнительного соглашения к нему от 06.09.2011, пришел к правильному выводу о том, что задолженность перед обществом составила 1 403 529 рублей.
Данные выводы документально не опровергнуты и не оспариваются.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения контракта), бюджетное учреждение вправе заключать государственный контракт в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125 и 126 ГК РФ должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование (указанная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2011 по делу N А15-790/2011, от 28.04.2012 по делу N А32-9897/2011, от 06.06.2013 по делу N А20-4041/2012).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком по обязательствам, вытекающим из государственного контракта, является Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Как видно из постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 30ПП от 25.01.2011 "О перечне строек и объектов для государственных нужд на 2011 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в Республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2011 год" объект "Газоснгабжение нового микрорайона с. Урвань" включен в перечень строек и объектов, утвержденных указанным постановлением.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав исковые требования общества полностью обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики и об освобождении Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской республики от ответственности.
Также суд первой инстанции обоснованно посчитал, что ссылка Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на отсутствие заявки со стороны Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской республики не освобождает публично-правовое образование от ответственности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания денежных средств с Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики и принятии по делу нового судебного акта исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, доводы обоснованно отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Стройградсервис".
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2013 по делу N А20-1839/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1839/2013
Истец: ООО "Стройградсервис"
Ответчик: Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: ГКП КБР "Дирекция единого заказчика", Государственное казенное предприятие Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция единого заказчика", Кабардино-Балкарская Республика в лице Министерства финансов КБР, КБР в лице Министерства финансов КБР