г. Краснодар |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А63-4933/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М, судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Четверовой И.И., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края, индивидуального предпринимателя Степаниденко С.А. (г. Ставрополь, ОГРНИП 308263511200041), в отсутствие заинтересованного лица - администрации города Ставрополя, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Степаниденко С.А. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2013 (судьи Зорин В.А., Борозинец А.М., Тлябичева З.Р.) по делу N А63-4933/2013, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Степаниденко С.А. обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации города Ставрополя о признании недействующими пунктов 1 и 2.2 постановления администрации города Ставрополя от 11.12.2012 N 3930 "Об организации проведения ярмарки на территории города Ставрополя" и Приложение N 2 к постановлению от 11.12.2012 N 3930 "Об организации проведения ярмарки на территории города Ставрополя", как несоответствующих статье 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктам 1.2 и 1.3 Приказа комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.
Решением суда от 24.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1, 6 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - закон N 381-ФЗ) организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
В соответствии с приказом комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию от 15.04.2011 N 61/01-07 о/д "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнение работ, оказания услуг) на них на территории Ставропольского края" разработан порядок проведения ярмарки на территории города Ставрополя, определена дислокация мест для проведения ярмарки. Ярмарка организуется вне пределов розничных рынков и имеет временный характер для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в целях насыщения потребительского рынка Ставропольского края товарами народного потребления по доступным ценам, в том числе продукцией товаропроизводителей Ставропольского края.
Согласно названному Порядку организатор ярмарки - орган государственной власти Ставропольского края, орган местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявший решение о проведении ярмарки в соответствии с пунктом 2.3 указанного Порядка.
Ярмарка организуется организатором ярмарки вне пределов розничных рынков на специально отведенной органом исполнительной власти Ставропольского края или органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края площадке без оформления земельно-правовых отношений или на площадке, расположенной на земельном участке, который находится в собственности или аренде организатора ярмарки.
Постановлением администрации города Ставрополя от 11.12.2012 N 3930 (далее - постановление N 3930) утвержден порядок организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Ставропольского края.
Пунктом 1 указанного постановления определены уполномоченные органа по организации и проведению ярмарки, в том числе: комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, администрация Ленинского района города Ставрополя, администрация Октябрьского района города Ставрополя, администрация Промышленного района города Ставрополя.
Пунктом 2.2 утвержден порядок организации проведения ярмарки на территории города Ставрополя согласно Приложению N 2 к постановлению N 3930.
Полагая, что пункты 1 и 2.2 постановления N 3930 нарушают права и законные интересы и не соответствуют статье 11 Закона N 381-ФЗ, предприниматель обратился в суд с заявлением о признании их недействующими.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены собственными полномочиями в сфере регулирования торговой деятельности, а именно по установлению требований к организации такой деятельности, в том числе по организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
В силу статьей 9, 52, 64 Устава (Основного Закона) Ставропольского края по вопросам деятельности администрации, в том числе создания условий для обеспечения жителей города Ставрополя услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания глава администрации города Ставрополя в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения администрации города Ставрополя, которые вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено действующим законодательством либо в самом акте.
Таким образом, оспариваемое постановление принято главой администрации города Ставрополя в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Организация, в том числе региональных и муниципальных ярмарок, осуществляется с целью создания дополнительных условий для удовлетворения потребностей населения Ставропольского края в продуктах питания и товарах первой необходимости, работах и услугах, а не с целью получения систематической прибыли.
Оспариваемое постановление N 3930 не ограничивает доступ хозяйствующих субъектов, в том числе заявителя на товарный рынок, поскольку не исключает предусмотренное статьей 11 Закона N 381-ФЗ право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на организацию ярмарок на территории Ставропольского края с соблюдением порядка, утвержденного постановлением N 3930. Доказательства того, что, предпринимателю отказано в доступе к участию в ярмарках на территории Ставропольского края, не представлены.
Суд указал, что порядок организации и проведения ярмарки, утвержденный оспариваемым постановлением, предприниматель не соблюдал, в связи с чем привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Закона Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз, о чем имеется вступившее в законную силу решение суда от 04.04.2013 по делу N А63-933/2013.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал, что предприниматель не доказал, что оспариваемые им в рамках настоящего дела положения нормативного правового акта, принятого государственным органом, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каких-либо противоречий оспариваемой нормы положениям федерального законодательства не усматривается.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что суд достаточно полно и всесторонне исследовал существенные для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права. Основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2013 по делу N А63-4933/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.