г. Краснодар |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А53-14881/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Даурия" (ИНН 6143036849, ОГРН 1026101930040) - Голубович Н.В. (доверенность от 25.06.2013), Сопронюка Ю.А. (директор, приказ от 02.02.1998), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (ИНН 6163066640, ОГРН 1036163003755), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард Даурия" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2013 (судья Ерёмин Ф.Ф.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьёва М.В.) по делу N А53-14881/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард Даурия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее - управление) от 13.06.2013 N 23-13/72 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 18.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.12.2013, в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, обществом соблюдены обязательные требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Рекомендуемые материалы учитывались и применялись обществом в той мере, в которой оно считало их применимыми к деятельности ломбарда и к каждой конкретной операции (сделки), что отражено в Правилах внутреннего контроля. Обществом установило в Правилах внутреннего контроля порядок определения иностранных публичных должностных лиц, осуществляет его в своей деятельности в соответствии с законом. Общество не нарушало условия, предусмотренные пунктом 22 требований к Правилам внутреннего контроля. Выводы управления о том, что общество совершило операции, подпадающие под критерии "необычных" сделок, подлежащих обязательному фиксированию с обязательным предоставлением информации в Росфинмониторинг, являются ошибочными. Ни по одной из сделок с ООО "Радонит" цена сделки не превышает 600 тыс. рублей.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление в ходе проверки общества выявило нарушение обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2013, постановлением управления от 13.06.2013 N 23-13/72 оно привлечено к ответственности по части 2 статьи 15.27 Кодекса в виде взыскания 200 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из следующего.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, ломбарды.
Суд установил, что основным видом деятельности общества является предоставление ломбардами краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, следовательно, на общество распространяются требования Закона N 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию названных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации (а); устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию (б).
Управление в ходе проверки установило, что общество использует в своей деятельности правила внутреннего контроля в редакции от 03.01.2013, не соответствующую требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Так, в правилах внутреннего контроля общества отсутствуют: порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, супругов и близких родственников иностранных публичных должностных лиц; программы по приостановлению операций (сделок), предусматривающая сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Закона N 115-ФЗ, и выявления операций, предусматривающая изучение организацией оснований и целей совершения всех выявляемых необычных операций (сделок), а также фиксирование полученных результатов в письменной форме.
Правила внутреннего контроля направлены на создание условий для надлежащего исполнения требований Закона N 115-ФЗ, должны приводиться в соответствие с изменениями законодательства и неукоснительно соблюдаться организациями.
Абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, возложена обязанность документальной фиксации информации, полученной в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранения ее конфиденциального характера.
При этом пунктом пункта 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 названной статьи программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация, не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (абзац 4 пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок", определившим основные критерии выявления и признаки необычных сделок, которыми рекомендовано руководствоваться организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления сомнительных сделок введены критерии выявления необычных сделок.
Управление в ходе проверки установило, что общество осуществляло операции, подпадающие под критерии и признаки необычных сделок, дающих основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (договоры беспроцентного займа между юридическими лицами), а также операции, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ. При этом информация об указанных операциях в обществе не выявлена, в сообщении не зафиксирована и не направлена в Росфинмониторинг, что свидетельствует об отсутствии осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Так, суд установил и материалами дела подтверждается, что общество неоднократно осуществляло сделки, подпадающие под указанные критерии и признаки, с ООО "Даурия", заключая с ним многочисленные договоры беспроцентного займа на сумму 500 тыс. рублей с незначительным временным разрывом между соглашениями.
При этом информация об указанных сделках в обществе не выявлена, в сообщении не зафиксирована и не направлена в Росфинмониторинг, что расценено судебными инстанциями как отсутствие осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Проведенной управлением проверкой также выявлены совершенные обществом операции, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, о чем свидетельствуют протоколы торгов, где лицом, выигравшим торги, являлось ООО "Родонит", и накладные.
Совокупность этих обстоятельств послужила основанием для вывода суда о нарушении обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшем непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Суд также посчитал доказанным наличие вины общества в совершении правонарушения, указав, что в материалах дела доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, отсутствуют.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции е входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 по делу N А53-14881/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.