г. Краснодар |
|
20 марта 2014 г. |
Дело N А20-2492/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Рассказова О.Л. и Улько Е.В., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "СтройРесурс" (ИНН 0725002140, ОГРН 1100725000606), ответчиков: Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725010542, ОГРН 1120725003101), Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.09.2013 (судья Тишкова Ф.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суд от 11.12.2013 (судьи Джамбулатов С.И., Годило Н.Н., Жуков Е.В.) по делу N А20-2492/2013, установил следующее.
ООО "СтройРесурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство финансов) о взыскании солидарно задолженности по оплате выполненных по государственному контракту от 16.07.2012 N 12/РЦП-6 работ в размере 4 520 503 рублей 26 копеек (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 26.09.2013, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2013, исковые требования удовлетворены. С Кабардино-Балкарской Республики в лице министерства финансов взыскана задолженность в размере 4 520 503 рубля 26 копеек. Судебные акты мотивированны тем, что факт выполнения работ и наличие задолженности подтверждается материалам дела и сторонами не оспаривается. Контракт заключен министерством энергетики от имени Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд, в связи с чем, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование в лице его уполномоченного органа, у которого находятся бюджетные средства для оплаты данных работ. Суды пришли к выводу, что в данном деле обязанности по оплате возлагается на ответчика в лице министерства финансов.
В кассационной жалобе министерство финансов просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, контракт является двухсторонней сделкой, должником по которой является Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство энергетики). Министерство энергетики является участником бюджетного процесса и главным распорядителем бюджетных средств. Министерство энергетики может представлять интересы Кабардино-Балкарской Республики по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к публичному образованию и в рамках рассматриваемого дела должно являться ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство энергетики сослалось на несостоятельность ее доводов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 16.07.2012 общество (подрядчик) и Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по жилищно-коммунальному хозяйству (правопреемник - министерство энергетики; заказчик) по итогам открытого аукциона в электронной форме от 05.06.2012 N ЭА 794 заключили государственный контракт N 12/РЦП-6. Согласно контракту подрядчик обязуется по заданию заказчика с использованием своих материалов выполнить работу по замене ветхих водопроводных сетей и водонапорной башни в Урванском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики и сдать результаты работ заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (т. 1, л. д. 36).
Наименование, виды и объемы работ, которые обязуется выполнить подрядчик, определяются в приложении N 1 к контракту - техническом задании (пункт 1.2 контракта).
Пунктами 1.3 и 1.4 контракта установлены сроки начала (дата подписания настоящего контракта) и окончания (50 календарных дней с момента подписания контракта) работ.
Пунктом 1.5 предусмотрено, что работы осуществляется в рамках реализации республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2011 - 2015 годы". Финансирование осуществляется из республиканского бюджета.
Цена контракта составляет 4 919 069 рублей (пункт 2.1 контракта).
Расчеты за выполненные работы осуществляются по актам о приемке выполненных работ формы N КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (пункт 2.5 контракта). Окончательный расчет производится заказчиком в срок до 31.12.2012 (пункт 2.7 контракта).
Контракт от 16.07.2011 N 12/РЦП-6 заключен с обществом на основании условий, утвержденных аукционной документацией N 794, согласно которой источником финансирования заказа является республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики (пункт 6; т. 1, л. д. 32).
Во исполнение условий контракта, подрядчик выполнил предусмотренные контрактом работы и сдал их результат заказчику, что подтверждается актом сдачи-приемки работ формы N КС-2, справками о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС-3 на общую сумму 4 520 503 рубля 26 копеек, подписанные заказчиком без претензий по объему, видам, качеству и стоимости работ.
Выставленные подрядчиком счета-фактуры не оплачены, в том числе:
на сумму 2 329 020 рублей 26 копеек (т. 1, л. д. 47 - 52); на сумму 488 454 рубля (т. 1, л. д. 53 - 57); на сумму 1 101 433 рубля (т. 1, л. д. 58 - 62); на сумму 601 596 рублей (т. 1, л. д. 63 - 69).
Соглашением сторон, государственный контракт от 16.07.2012 N 12/РЦП-6 расторгнут (т. 1, л. д. 69).
Ссылаясь на наличие задолженности истец в адрес заказчика направил претензию от 17.04.2013 об оплате задолженности, которая оставлена без ответа и удовлетворения (т. 1, л. д. 71).
Неисполнение заказчиком контрактных обязательств по оплате выполненных работ, явилось основанием для обращения общества в суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно (статья 711 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится на основании статьи 711 данного Кодекса.
По смыслу пункта 1 статьи 711 и пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда оплате подлежит фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание отсутствие доказательств оплаты выполненных обществом работ в полном объеме и возражений относительно объема, качества и стоимости работ, суды пришли к обоснованному выводу о наличии условий для удовлетворения исковых требований.
Между сторонами не имеется спора об объеме, стоимости и качестве выполненных работ. Доводы заявителя жалобы сводятся к ошибочности определения надлежащего ответчика по делу. Названный довод надлежит отклонить, поскольку он получил обоснованную оценку в обжалуемых судебных актах.
Суды установили, что контракт заключен в интересах Кабардино-Балкарской Республики в целях обеспечения государственных нужд, ответственность по данному обязательству несет Республика Кабардино-Балкария в лице министерства финансов как держателя казны. Названное министерство отвечает признакам главного распорядителя бюджетных средств Республики Кабардино-Балкария, перечисленным в статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечивает осуществление полномочий правительства в области финансовой, бюджетной, налоговой политики и координирует деятельность в этой сфере иных органов власти субъекта. Доказательств фактического выделения министерству энергетики средств на оплату выполненных работ не представлено (аналогичная правовая позиция по данному вопросу изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.10.2007 N 5060/07, определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.06.2012 N ВАС-7584/12, от 13.12.2012 N ВАС-15878/12).
В резолютивной части решения суд первой инстанции указал на взыскание долга за счет казны Республики Кабардино-Балкария в лице министерства финансов, что не противоречит нормам бюджетного законодательства. Ссылка заявителя на то, что надлежащим ответчиком является министерство энергетики, необоснованна, поскольку ответчиком по данному делу является публично-правовое образование, а не орган, который выступает от его имени.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Пределы полномочий кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суд от 11.12.2013 по делу N А20-2492/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.