г. Краснодар |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А20-2089/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Рогальского С.В.,
судей Бабаевой О.В. и Савенко Л.И.,
в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Урванское дорожное ремонтно-строительное управление" (ИНН 0724002179, ОГРН 1120724000187), ответчиков: Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725007324, ОГРН 1110725002794) и Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.09.2013 (судья Маирова А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 (судьи Луговая Ю.Б., Марченко О.В., Сомов Е.Г.) по делу N А20-2089/2013,
установил следующее.
ООО "Урванское ДРСУ" (далее - общество, ДРСУ) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство энергетики КБР) и к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минфин КБР) о солидарном взыскании 4 267 147 рублей 14 копеек долга за подрядные работы, выполненные по государственному контракту.
До принятия решения общество уточнило размер долга - 4 507 991 рубль 14 копеек - и просило взыскать данную сумму с надлежащего ответчика за счет казны республики.
Решением от 17.09.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2013, с Кабардино-Балкарской Республики в лице Минфина КБР в пользу общества взыскано 4 507 991 рубль 14 копеек, в иске к Министерству энергетики КБР отказано. Суды пришли к выводу, что государственный контракт заключен Министерством энергетики КБР в интересах публично-правового образования в целях реализации республиканской программы, в связи с чем отвечает по обязательствам из контракта Кабардино-Балкарская Республика в лице Минфина КБР, как получателя и главного распорядителя бюджетных средств.
В кассационной жалобе Минфин КБР просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, представителем публично-правового образования в отношениях с ДРСУ является Министерство энергетики КБР как государственный заказчик, осуществляющий функции главного распорядителя соответствующих бюджетных средств. Задолженность по каким-либо обязательствам у Минфина КБР перед Министерством энергетики КБР отсутствует.
Министерство энергетики КБР в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что ответственность по контракту несет Кабардино-Балкарская Республика в лице Минфина КБР как держателя казны, отвечающего признакам главного распорядителя. Соответствующие бюджетные средства Министерству энергетики КБР не выделялись.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Государственный контракт от 14.08.2012 N 12/РЦП-9 между Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по жилищно-коммунальному хозяйству (правопредшественник Министерства энергетики КБР, заказчик) и ДРСУ (подрядчик) заключен по результатам открытого аукциона. Подрядчик обязался в течение 50 дней выполнить работы по замене ветхих водопроводных сетей и бурению скважин в Чегемском муниципальном районе КБР, а заказчик обязался принять и оплатить результат работ. Согласно пункту 1.5 договора работа осуществляется в рамках реализации республиканской целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса КБР на 2011 - 2015 годы" за счет финансирования из республиканского бюджета. Оплата в соответствии с пунктом 2.6 контракта подлежала перечислению заказчиком на счет подрядчика.
Факт выполнения подрядчиком в 2012 году комплекса строительных работ по контракту, их принятие заказчиком и стоимость сторонами не оспариваются. Основанием обращения общества в арбитражный суд явилась задолженность по оплате работ.
При рассмотрении спора ответчики не отрицали, что контракт заключался в интересах субъекта Российской Федерации, однако между ответчиками возникли разногласия в том, кто из государственных органов представляет Кабардино-Балкарскую Республику в данных правоотношениях.
В письме Правительству КБР от 06.06.2013 Минфин КБР сообщал, что в республиканском бюджете на 2013 год на реализацию республиканской программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса КБР на 2011 - 2015 годы" предусмотрено 5,3 млн рублей. В то же время вопрос выделения средств на погашение имеющейся за 2012 год кредиторской задолженности планировалось рассмотреть только в текущем (2013-м) году при внесении в республиканский бюджет очередных изменений (т. 1, л. д. 61, 62).
Министерство энергетики КБР в отзыве на иск ДРСУ указывало, что, несмотря на обращения к Минфину КБР, бюджетные средства для расчетов с ДРСУ ему как государственному заказчику не выделялись. Данное утверждение Минфин КБР документально не опроверг.
Постановлением Правительства КБР от 13.08.2010 N 172-ПП, которым утверждена республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса КБР на 2011 - 2015 годы", именно Минфину КБР предписывалось предусматривать средства для ее реализации при разработке проектов законов о республиканском бюджете.
В тексте названной Программы исполнительный орган в сфере ЖКХ республики определен как разработчик и исполнитель Программы, а также государственный заказчик. Указан объем средств на реализацию Программы, выделяемый из республиканского бюджета - 1 442,876 млн рублей. В то же время в Перечне главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета бюджетные полномочия ГоскомЖКХ КБР как участника бюджетного процесса ограничивались функциями бюджетополучателя и распорядителя, а главным распорядителем назван Минфин КБР (т. 1, л. д. 126 - 128).
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять, в частности, имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из приведенных норм следует, что государственный заказчик не во всех случаях выступает от имени публично-правового образования плательщиком по обязательствам этого образования. Учитывая конкретные обстоятельства спора, а именно то, что бюджетные средства на реализацию Программы должны поступать распорядителю - Министерству энергетики КБР - от главного распорядителя - Минфина КБР, суды, определяя государственный орган, представляющий Кабардино-Балкарскую Республику по обязательствам перед ДРСУ, правомерно руководствовались подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому главный распорядитель отвечает от имени субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В связи с правильным применением судами норм материального и процессуального права основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.09.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 по делу N А20-2089/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.