г. Краснодар |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А63-3885/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Айбатулина К.К. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - войсковой части 5588 (ИНН 1512008212, ОГРН 1021500980005) - Козлова В.В. (доверенность от 25.12.2013), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу войсковой части 5588 на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2013 (судья Ващенко А.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 (судьи Сулейманов З.М., Казакова Г.В., Луговая Ю.Б.) по делу N А63-3885/2013, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к войсковой части 5588 (далее - войсковая часть) о взыскании 1 880 854 рублей 41 копейки задолженности за поставленный газ и 20 774 рублей 95 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 25.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2013, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что объем поставленного газа подтвержден сводным актом принятого газа, подписанным без замечаний командиром войсковой части. Расчет потребленного объема газа по мощности газопотребляющих установок ответчика признан правомерным, поскольку такой порядок стороны определили в соглашении от 15.12.2012. Несоответствие Правилам учета газа, утвержденным приказом Минтопэнерго России от 14.10.1996 (далее - Правила учета газа), установленных у ответчика средств измерений подтверждено актами проверки их состояния от 05.09.2012 и 07.06.2013.
В кассационной жалобе войсковая часть просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, общество, рассчитав объем потребленного газа по мощности газопотребляющих установок, не доказало правильность применения данного способа расчета. В силу статей 1 и 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" проверка средств измерений должна выполняться Государственной метрологической службой либо другими аккредитованными в этой области организациями. Истец не представил доказательств аттестации в качестве поверителя лица, проводившего проверку. В сводных актах поданного - принятого в спорном периоде (январь - февраль 2013 года) газа отражено его количество, вдвое превышающее среднемесячные объемы. Бюджетные средства на оплату такого количества газа войсковой части не выделялись, в связи с чем, как читает ответчик, с него не могут взыскиваться проценты за пользование чужими денежными средствами, которыми он фактически не пользовался.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Из материалов дела видно, что общество (поставщик) и войсковая часть (покупатель) заключили государственный контракт на поставку газа для государственных нужд от 29.12.2012 N 19-1-0382/13, по условиям которого поставщик обязался осуществлять поставку газа покупателю, а покупатель принимать и оплачивать принятый газ на условиях, указанных в контракте. В соответствии с пунктом 4.1 контракта количество поставляемого газа (объем) определяется по контрольно-измерительным приборам, установленным на объектах газораспределения и (или) газопотребления покупателя и (или) газораспределительной организации. При несоответствии узлов учета газа Правилам учета газа, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов, несоответствии их требованиям нормативных документов количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности узлов учета, с момента последней поверки узлов учета покупателя. Под неисправностью приборов, входящих в узел учета, понимается их несоответствие хотя бы одному из требований нормативно-технической документации.
В акте проверки состояния и применения средств измерений на узле учета расхода газа ответчика от 05.09.2012 отмечено, что дифманометр на счетчике ДСП80 не поверен, на фильтре типа ФГ дифманометр отсутствует. В связи с этим узел учета расхода газа признан несоответствующим требованиям пункта 2.2 Правил учета газа; учет, как указано в акте, будет производиться согласно пункту 4.1 контракта, исходя из мощности котла в котельной - 294 куб. м/час. Акт подписан инженером-метрологом общества и исполняющим обязанности командира войсковой части.
На основании акта от 05.09.2012 представители сторон заключили соглашение о расчете потребленного газа указанным в акте способом, исходя из работы котла 24 часа в сутки, начиная с 15.10.2012 до полной модернизации узла учета (т. 1, л. д. 97).
В соответствии с достигнутым соглашением стороны составили сводные акты поданного - принятого газа за период с 01.01.2013 по 28.02.2013, на основании которых истец выставил счета-фактуры на оплату 1 880 854 рублей 41 копейки, оставшиеся неоплаченными. Недостатки узла учета ответчик не устранил, что подтверждено актом от 07.06.2013.
Необходимость присутствия в узлах учета газа исправных и, соответственно, поверенных дифманометров, а также их значение для правильного учета отражены в письме завода-изготовителя, в котором указано, что фиксируемый дифманометром перепад давления свидетельствует о засорении подшипников счетчика, приводящем к занижению его показаний (т. 1, л. д. 98).
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), а также Правилами учета газа.
В силу пункта 23 Правил поставки газа при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов объем потребленного газа принимается соответствующим проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором. Аналогичные положения содержит пункт 2.2 Правил учета газа, согласно которому при отсутствии узлов учета газа у потребителя газа, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок исходя из 24 часов работы их в сутки за время неисправности узлов учета газа.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные доказательства, пришли к обоснованному выводу о несоответствии узла учета газа ответчика приведенным нормам.
Ссылка заявителя жалобы на превышение количества газа, предъявленного к оплате за январь и февраль 2013 года, в сравнении с показателями потребления за предыдущие периоды несостоятельна, поскольку действующее законодательство и условия контракта при неисправности узла учета не предусматривают возможности расчета количества переданного потребителю газа по среднестатистическим показателям за предыдущие периоды. Такой способ расчета не исключается, но должен быть специально согласован.
Довод об отсутствии у общества полномочий по поверке средств измерений покупателя противоречит пункту 4.3 контракта, в котором стороны предусмотрели право поставщика проверять правильность работы узла учета газа и средств измерений показателей качества газа, правильность установочных параметров, введенных в корректоры, и снимать с них архивы данных. Для установления дефектов узла учета в виде неповеренного дифманометра или его отсутствия не требуется специальной аккредитации.
Разъяснения по порядку применения пункта 2.2 Правил учета газа даны в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2012 N ВАС-2613/12, которым проверялось соответствие названного пункта Правил статьям 4, 5, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормам Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктам 21, 22, 23 Правил поставки газа.
В решении, в частности, указано, что узел учета - это комплект средств измерений и устройств, обеспечивающий учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров. На каждом узле учета с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета, расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях, среднечасовая и среднесуточная температура газа, среднечасовое и среднесуточное давление газа (пункт 2.4 Правил учета газа). Определение количества газа должно проводиться для нормальных условий. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм, при взаимных расчетах за поставку и потребление газа (пункты 1.3, 1.4 Правил учета газа). Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, средствам измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, регулируются Федеральным законом об обеспечении единства измерений. В соответствии с подпунктами 8, 22 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений под средством измерения понимается техническое средство, выполняющее совокупность операций для определения количественного значения величины. В соответствии со статьей 9 Закона в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку и обеспечивающие соблюдение установленных законодательством обязательных метрологических и технических требований, к средствам измерений. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. Таким образом, учет объема газа должен осуществляться по сертифицированным и поверенным приборам учета газа в соответствии с аттестованной методикой измерений. Физические свойства газа могут изменяться во времени в зависимости от определенных факторов, таких как температура окружающего воздуха, уровень атмосферного давления, влажности и других. В соответствии с ГОСТом 2939-63, устанавливающим условия для определения объема газа при взаимных расчетах с потребителями, объем газа должен приводиться к стандартным условиям.
Отклоняя доводы заявителя, оспаривавшего законность пункта 2.2 Правил учета газа, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в приведенном решении оценил как допустимое и достоверное доказательство составленный представителем газоснабжающей организации акт обследования газопотребляющего оборудования, которым установлено, в частности, отсутствие корректора, датчика давления, датчика температуры, датчика перепада давления и рекомендовано установить узел учета газа в соответствии с Правилами учета газа.
В решении от 17.05.2012 N ВАС-2613/12 также указано, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. То есть, применение расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В решении также признан несостоятельным довод о том, что газоснабжающие и газораспределительные организации в обязательном порядке должны вести учет передаваемой и продаваемой ими энергии с помощью собственных приборов учета. При этом ВАС РФ указал, что Закон об энергосбережении прямо предусматривает обязанность собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение такого объекта приборами учета.
Удовлетворяя иск общества, суды исходили из того, что для определения количественных показателей потребленного газа должна использоваться совокупность приборов, входящих в узел учета, и недостаточно только исправного и поверенного счетчика. Такое обоснование соответствует Правилам учета газа и разъяснениям, приведенным в решении от 17.05.2012 N ВАС-2613/12.
Довод заявителя жалобы о неправомерном взыскании с него процентов за пользование чужими денежными средствами основан на неверном понимании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данному доводу судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.06.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 по делу N А63-3885/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.