В соответствии с пунктом 3 статьи 7 областного закона от 22 февраля 2013 года N 613-37-ОЗ "О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области", в целях совершенствования организации и осуществления территориального общественного самоуправления и повышения его вклада в социально-экономическое развитие Архангельской области Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2025 года (далее - Концепция).
2. Исполнительным органам государственной власти Архангельской области руководствоваться Концепцией при разработке мероприятий, направленных на развитие территориального общественного самоуправления в Архангельской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учитывать положения Концепции при разработке мероприятий муниципальных программ по развитию территориального общественного самоуправления на территориях муниципальных образований Архангельской области.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Архангельской области от 22 июля 2014 года N 291-пп "Об утверждении Концепции развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2020 года";
пункт 6 изменений в отдельные правовые акты Правительства Архангельской области, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 9 июня 2018 года N 261-пп "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Архангельской области".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора |
А.В. Алсуфьев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 22 марта 2023 г. N 265-пп
Концепция
развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2025 года
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2025 года (далее соответственно - Концепция, ТОС) представляет собой систему взглядов, подходов и принципов, определяющих приоритетные направления развития ТОС в Архангельской области, а также взаимосвязанную систему государственной и муниципальной поддержки организации и осуществления ТОС в Архангельской области на период до 2025 года.
Концепция последовательно развивает основные подходы и направления развития ТОС, предусмотренные в Концепции развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 22 июля 2014 года N 291-пп (далее - Концепция развития ТОС до 2020 года).
Реализация Концепции развития ТОС до 2020 года позволила увеличить количество ТОС в Архангельской области, включая ТОС, зарегистрированные в различных организационно-правовых формах некоммерческих организаций (далее - НКО), увеличить число реализуемых проектов ТОС, а также повысить вовлеченность населения в осуществление местного самоуправления.
Условием эффективного развития ТОС в Архангельской области является сформированная уникальная система государственной поддержки его организации и осуществления, правовую основу которой составляет областной закон от 22 февраля 2013 года N 613-37-ОЗ "О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Архангельской области" (далее - областной закон N 613-37-ОЗ).
Основным инструментом реализации областного закона N 613-37-ОЗ и концепции развития ТОС до 2020 года являлись государственная программа Архангельской области "Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014-2021 годы)", а с 2019 года - государственная программа Архангельской области "Совершенствование государственного управления и местного самоуправления, развитие институтов гражданского общества в Архангельской области", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 10 октября 2019 года N 548-пп (далее - государственная программа).
На муниципальном уровне сформирована система взаимодействия ТОС с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно - ОМС, муниципальное образование) в целях обеспечения непосредственной близости ОМС к населению, вовлечения населения в осуществление местного самоуправления, решения населением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности по месту своего жительства на части территории муниципального образования.
Особый характер дальнейшего развития ТОС в Архангельской области обусловлен созданием и развитием муниципальных округов как нового типа муниципальных образований. На 1 января 2023 года на территории Архангельской области создано 12 муниципальных округов. В отдельных муниципальных районах по инициативе ОМС продолжается дальнейшее обсуждение создания муниципальных округов. Упразднение городских и сельских поселений в результате создания муниципальных округов не должно создавать ситуацию, когда жители населенных пунктов упраздненных поселений не чувствуют свою включенность в решение вопросов, затрагивающих территорию их проживания, ограничены в возможностях информирования органов публичной власти о существующих потребностях. Процесс создания и развития муниципальных округов с учетом положений Концепции создания и развития муниципальных округов Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 2 июня 2015 года N 200-пп, должен быть обеспечен расширением форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, формированием и развитием механизмов "обратной связи" ОМС с жителями муниципального образования, включая развитие ТОС.
Законодательное закрепление в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) таких форм участия населения в осуществлении местного самоуправления как старосты сельских населенных пунктов и инициативные проекты означает необходимость их внедрения и развития в Архангельской области во взаимосвязи с институтом ТОС.
2. Правовую основу разработки концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";
Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Закон N 131-ФЗ;
Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
Устав Архангельской области;
областной закон от 23 сентября 2004 года N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления";
областной закон N 613-37-ОЗ;
Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденная областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ;
постановление Правительства Архангельской области от 2 июня 2015 года N 200-пп "О развитии местного самоуправления в Архангельской области".
3. Концепция сформирована на основании Стратегии развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года, принятой решением общего собрания ассоциации "Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления" от 13 мая 2021 года N 5, а также результатов комплексного исследования "Территориальное общественное самоуправление в Архангельской области: отношение со стороны населения, общественников, власти и самих участников", многолетнего опыта организации и осуществления ТОС в Архангельской области.
Концепция разработана при активном участии ТОС и ОМС, одобрена на заседании Совета по территориальному общественному самоуправлению при Губернаторе Архангельской области (далее - Совет).
II. Характеристика текущего состояния ТОС и мер государственной поддержки развития ТОС в Архангельской области
В Архангельской области на 1 января 2023 года ОМС зарегистрированы уставы 1204 ТОС (в 2014 году - 770) на территориях 24 муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов Архангельской области, за исключением городских округов Архангельской области "Мирный" и "Новая Земля".
Лидерами по количеству ТОС являются Вельский (119) и Онежский (79) муниципальные районы Архангельской области, Виноградовский (99) и Верхнетоемский (78) муниципальные округа Архангельской области (приложение N 1 к Концепции).
Развитие ТОС на территориях городских округов и городских поселений (городов и иных городских населенных пунктов) значительно уступает применению ТОС на сельской территории, что обуславливает необходимость выработки дополнительных мер по развитию ТОС на городской территории в рамках реализации Концепции.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на 1 января 2023 года в Архангельской области зарегистрировано 28 ТОС (в 2014 году - 19) в четырех организационно-правовых формах НКО (общественная организация, ассоциация, орган общественной самодеятельности, ТОС). Зарегистрированные НКО осуществляют деятельность в 10 муниципальных образованиях (приложение N 2 к Концепции). Вследствие этого важным является решение задачи по приобретению ТОС статуса юридического лица, так как это позволяет обеспечить финансовую самостоятельность, расширить границы, повысить сложность решаемых проблем, готовить проекты более высокого уровня, самостоятельно привлекать финансовые средства и обеспечивать занятость местного населения.
На территории Архангельской области сформирована система осуществления софинансирования реализации проектов ТОС за счет средств областного и местных бюджетов. С 2014 по 2022 годы средства областного бюджета на государственную поддержку ТОС составили 169,9 млн. рублей, средства местных бюджетов - 106,8 млн. рублей. Собственные средства ТОС и привлеченные средства из других источников за этот период превысили 102,4 млн. рублей (27,6 процента от бюджетного финансирования). Например, в 2022 году из областного и местных бюджетов на поддержку проектов ТОС было выделено более 53,6 млн. рублей (в 2014 году - 19,3 млн. рублей), из иных источников - свыше 8,8 млн. рублей (в 2014 году - 11,2 млн. рублей).
Учитывая однотипность многих проектов, реализуемых ТОС при финансовой поддержке областного и местных бюджетов, новое качество организации и осуществления ТОС связано с обобщением и продвижением лучших практик ТОС в Архангельской области, обобщением и применением практик ТОС, сформировавшихся в муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации.
С 2014 по 2022 годы ТОС инициировано 4382 проекта, финансовую поддержку из областного и местных бюджетов получили 3038 проектов. Реализация проектов ТОС способствует ОМС в решении вопросов местного значения на локальной территории, вовлекая жителей такой территории в их решение. В то же время сущность самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения не может быть сведена исключительно к проектной деятельности ТОС, что свидетельствует о необходимости решения новых задач в развитии ТОС в Архангельской области.
С 2014 года в Архангельской области осуществляет деятельность Совет. На 1 января 2023 года совещательные органы с непосредственным участием представителей ТОС созданы также в восьми муниципальных округах, городских округах и муниципальных районах Архангельской области (приложение N 3 к Концепции), что обуславливает необходимость решения задачи по созданию совещательных органов по развитию ТОС во всех муниципальных округах, городских округах и муниципальных районах Архангельской области.
В рамках ежегодной конференции ТОС 14 декабря 2019 года создана ассоциация "Архангельская региональная ассоциация территориального общественного самоуправления" (далее - ассоциация).
На 1 января 2023 года на территориях муниципальных образований работают девять НКО по поддержке инициатив активистов ТОС (приложение N 4 к Концепции).
Консультационная и методическая поддержка активистов ТОС на территории Архангельской области осуществляется при содействии региональной благотворительной общественной организации "Архангельский Центр социальных технологий "Гарант", благотворительного Фонда развития сообщества "Гарант", ассоциации, с 2021 года - автономной некоммерческой организации "Губернаторский центр "Вместе мы сильнее".
В 2016 году в сотрудничестве с федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Кенозерский" и федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова" внедрена авторская обучающая программа "Десять шагов к успешному проекту", обучение по которой прошли более 1,5 тыс. человек.
В период с 2014 по 2022 года проводились межрегиональные конференции ТОС, летние фестивали "ТОСы Поморья", конкурсы "Лучший ТОС Архангельской области", "Лучший активист ТОС Архангельской области", с 2020 года - конкурс "Лучший проект ТОС Архангельской области".
В информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") функционирует государственная информационная система Архангельской области "Интернет-портал территориального общественного самоуправления" (www.tos29.ru) (далее - интернет-портал ТОС), которая обеспечивает размещение информации о ТОС в Архангельской области, в том числе о реализации государственной политики в сфере государственной поддержки ТОС.
В рамках информационной поддержки ТОС в 2022 году в средствах массовой информации, функции и полномочия учредителей которых осуществляют органы государственной власти Архангельской области, опубликовано более 2,5 тыс. материалов, освещающих деятельность ТОС (в 2014 году - 700), подготовлено 24 телевизионных сюжета.
Несмотря на активное развитие ТОС в Архангельской области, анализ системы мер, механизмов и инструментов поддержки ТОС свидетельствует о необходимости комплексных изменений, в частности организационной структуры поддержки ТОС на уровне Архангельской области и муниципальном уровне, нормативных правовых актов Архангельской области и муниципальных нормативных правовых актов в сфере ТОС, системы взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, ОМС, ТОС и НКО, осуществляющих деятельность по поддержке ТОС, информационного сопровождения деятельности ТОС.
III. Цель Концепции и приоритетные направления развития ТОС в Архангельской области
4. Концепция разработана в целях совершенствования организации и осуществления ТОС в Архангельской области как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, повышения активности жителей Архангельской области в решении задач территории своего места проживания, развития механизмов взаимодействия ТОС и органов публичной власти в Архангельской области, населения, субъектов предпринимательской деятельности, НКО для обеспечения решения задач местного самоуправления.
Устойчивое развитие ТОС в Архангельской области призвано способствовать укреплению доверия жителей к деятельности исполнительных органов и ОМС.
5. Для реализации указанных целей приоритетными направлениями развития ТОС в Архангельской области являются:
1) создание эффективной организационной структуры поддержки ТОС и совершенствование системы взаимодействия органов публичной власти в Архангельской области и ТОС, включая:
а) обеспечение деятельности Совета, в том числе:
выработку Советом дополнительных мер по повышению вовлеченности населения в осуществление местного самоуправления через участие в ТОС, увеличению количества ТОС в Архангельской области, включая ТОС, зарегистрированные в организационно-правовых формах НКО, развитию ТОС на территориях городских округов и городских поселений (городов и городских населенных пунктов);
участие в заседаниях Совета представителей отраслевых исполнительных органов государственной власти Архангельской области по вопросу обобщения, анализа и распространения лучших практик организации ТОС, сформировавшихся в Архангельской области и муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации;
утверждение Советом концепции деятельности регионального ресурсного центра по развитию ТОС (далее - региональный ресурсный центр) и осуществление контроля за его деятельностью;
оценка мероприятий по развитию ТОС в конкретных муниципальных образованиях и выработка предложений по их совершенствованию;
обобщение практик передачи ТОС осуществления отдельных полномочий ОМС по решению вопросов местного значения на части территории муниципального образования, осуществлению работ и предоставлению услуг, а также привлечения ТОС к участию в рассмотрении и согласовании проектов решений, принимаемых ОМС по вопросам местного значения, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории;
б) закрепление персональной ответственности по развитию ТОС на территории конкретного муниципального образования и взаимодействию ОМС с ТОС за соответствующим заместителем главы муниципального образования (главы местной администрации) и отраслевым (функциональным) органом местной администрации;
в) повышение уровня профессионализма, квалификации и компетенции представителей ТОС и муниципальных служащих, к чьим должностным обязанностям относится взаимодействие с ТОС;
г) обеспечение деятельности на муниципальном уровне координационных советов по развитию ТОС при главах муниципальных образований;
д) создание и организация деятельности регионального ресурсного центра, оказание государственной поддержки региональному ресурсному центру за счет средств областного бюджета;
е) содействие созданию и деятельности муниципальных ресурсных центров по развитию ТОС;
ж) привлечение активистов ТОС к обсуждению проблем развития территорий, проектов государственных программ и иных программ Архангельской области, муниципальных программ, национальных проектов;
з) внедрение механизмов морального и материального стимулирования активистов ТОС;
и) включение представителей ТОС в составы совещательных и вспомогательных органов при органах государственной власти Архангельской области и ОМС;
к) расширение перечня мероприятий муниципальных программ поддержки ТОС;
л) осуществление просветительской деятельности с целью вовлечения молодежи в деятельность ТОС;
м) инициирование общественных дискуссий о значимости ТОС, формах и направлениях их работы, в том числе путем создания специальных дискуссионных площадок;
н) обобщение и распространение лучших практик ТОС, сформировавшихся в Архангельской области и муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации, организация участия в обмене опытом применения лучших практик ТОС;
о) презентация лучших практик ТОС, сформировавшихся в Архангельской области, на межрегиональных и всероссийских мероприятиях;
п) вовлечение отраслевых исполнительных органов государственной власти Архангельской области в обобщение, анализ и распространение практик организации ТОС, сформировавшихся в Архангельской области и муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации, в целях расширения направлений и форм деятельности ТОС (в том числе с использованием общественного контроля) в следующих сферах:
жилищно-коммунальное хозяйство;
благоустройство;
социальная работа;
экология и охрана окружающей среды;
охрана общественного порядка;
обеспечение пожарной безопасности;
градостроительная деятельность;
физическая культура и спорт;
охрана здоровья граждан;
организация досуга населения;
сохранение и использование исторического, культурного наследия, сохранение народных традиций и промыслов;
гражданско-патриотическое воспитание;
2) совершенствование нормативных правовых актов Архангельской области, муниципальных нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов в сфере ТОС и мер правовой поддержки организации и осуществления ТОС, включая:
а) мониторинг практики применения областного закона N 613-37-ОЗ и иных нормативных правовых актов Архангельской области, регулирующих государственную поддержку ТОС;
б) разработку проекта областного закона о внесении изменений в областной закон N 613-37-ОЗ в целях определения понятия "региональный ресурсный центр по развитию территориального общественного самоуправления";
в) расширение перечня мероприятий по развитию ТОС, финансируемых в рамках государственной программы;
г) разработку модельных муниципальных нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов в сфере ТОС;
д) приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области муниципальных нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ТОС;
е) создание и распространение методических материалов о процедуре организации и деятельности ТОС;
ж) оказание региональным ресурсным центром правовой помощи ТОС;
3) совершенствование организации и деятельности ТОС, включая:
а) формирование и размещение в общем доступе ежегодного муниципального календаря мероприятий, проводимых ТОС;
б) ежегодную актуализацию информации в базе данных ТОС на 31 декабря текущего года;
в) включение в состав органа ТОС, созданного в границах всего сельского населенного пункта, старосты данного сельского населенного пункта;
г) привлечение активистов ТОС к участию во внедрении на территории ТОС механизма реализации инициативных проектов;
д) содействие деятельности НКО, реализующих мероприятия и проекты, направленные на поддержку ТОС;
е) привлечение органов ТОС к участию в рассмотрении и согласовании проектов решений, принимаемых ОМС по вопросам местного значения, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории;
ж) заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве между ОМС и ТОС, в том числе соглашений о передаче ТОС осуществления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на части территории муниципального образования;
з) обобщение и продвижение лучших практик ТОС в Архангельской области, обобщение и применение практик организации ТОС, сформировавшихся в муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации;
4) совершенствование информационного сопровождения ТОС, включая:
а) поддержку функционирования интернет-портала ТОС;
б) создание и распространение информации о деятельности ТОС в целях формирования положительного образа ТОС, развития и укрепления добрососедских отношений, формирования условий для активизации участия населения в решении социально-бытовых и общественно значимых проблем путем самоорганизации;
в) подготовку материалов для изучения мнения населения, проживающего в границах территории ТОС;
г) размещение на регулярной основе пресс-релизов и информационных материалов о деятельности ТОС на официальных сайтах муниципальных образований и на официальных страницах ОМС в социальных сетях в сети "Интернет";
д) проведение мероприятий, способствующих повышению информированности и компетенции органов ТОС.
IV. Инструменты реализации и ресурсное обеспечение Концепции
6. Инструментами реализации Концепции являются:
1) государственная программа, мероприятия которой финансируются за счет средств областного бюджета;
2) деятельность Совета и создаваемого регионального ресурсного центра;
3) ежегодные планы по реализации Концепции, утверждаемые распоряжением Правительства Архангельской области.
7. На муниципальном уровне инструментами реализации Концепции являются:
1) муниципальные программы по развитию ТОС;
2) деятельность координационных советов по развитию ТОС при главах муниципальных образований и муниципальных ресурсных центров по развитию ТОС;
3) ежегодные планы по реализации Концепции на территориях муниципальных округов, городских округов и муниципальных районов Архангельской области, утверждаемые правовыми актами ОМС.
8. Реализация Концепции осуществляется департаментом по внутренней политике и местному самоуправлению администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области совместно с иными заинтересованными исполнительными органами государственной власти Архангельской области, а также с ОМС, региональным ресурсным центром.
9. Финансирование реализации Концепции осуществляется в рамках государственной программы за счет средств областного бюджета, местных бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств внебюджетных источников.
10. Перечень мероприятий государственной программы и муниципальных программ развития ТОС утверждается с учетом Концепции.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Результатом реализации концепции должно стать создание эффективной организационной структуры поддержки ТОС для устойчивого развития ТОС в Архангельской области, в том числе:
1) создание системы организации функционирования и развития ТОС в Архангельской области, описание которой приведено в приложении N 5 к Концепции;
2) увеличение количества граждан, занятых в деятельности ТОС;
3) увеличение количества ТОС, в том числе в городских округах и городских поселениях (городах и городских населенных пунктах);
4) увеличение количества ТОС, имеющих статус юридического лица;
5) увеличение количества ТОС, ежегодно участвующих во всероссийских, областных и муниципальных конкурсах;
6) увеличение количества проектов или инициатив ТОС, получивших информационную, материально-техническую и финансовую поддержку;
7) увеличение числа решений, принимаемых органами государственной власти Архангельской области, ОМС по инициативам ТОС, а также с учетом мнения ТОС, в том числе путем использования новых форм влияния активной части населения на социально-экономическое развитие муниципальных образований, таких, как участие ТОС в развитии института реализации инициативных проектов, реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", в работе общественных советов;
8) повышение эффективности общественного контроля за деятельностью ОМС;
9) внедрение новых форматов для конструктивного диалога между населением, органами государственной власти Архангельской области, ОМС, субъектами предпринимательской деятельности, НКО и другими организациями по вопросам развития территорий;
10) внедрение новых форматов деятельности ТОС для вовлечения молодежи;
11) привлечение дополнительных средств на решение вопросов местного значения, вовлечение населения в добровольческую деятельность в целях решения вопросов жизнеобеспечения по месту проживания;
12) увеличение объема средств областного и местных бюджетов, направляемых на развитие муниципальных образований, распределяемых с участием ТОС и с применением механизма реализации инициативных проектов;
13) увеличение количества информационных материалов о деятельности ТОС на официальных сайтах муниципальных образований, официальных страницах ОМС в социальных сетях в сети "Интернет", в средствах массовой информации, функции и полномочия учредителей которых выполняют органы государственной власти Архангельской области или ОМС;
14) увеличение числа квалифицированных специалистов местных администраций в области ТОС, работы с общественными инициативами, инициативными проектами;
15) увеличение количества мероприятий на тему ТОС (форумы, конференции, круглые столы, семинары, совещания).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Концепции развития
территориального общественного
самоуправления в Архангельской
области до 2025 года
Информация
о численности территориального общественного самоуправления в Архангельской области на 1 января 2023 года
N п/п |
Муниципальное образование Архангельской области |
Количество территориальных общественных самоуправлений на территории муниципального образования по состоянию на 1 января 2014 года |
Количество территориальных общественных самоуправлений на территории муниципального образования по состоянию на 1 января 2023 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Вельский муниципальный район Архангельской области |
73 |
119 |
2. |
Верхнетоемский муниципальный округ Архангельской области |
55 |
78 |
3. |
Вилегодский муниципальный округ Архангельской области |
17 |
30 |
4. |
Виноградовский муниципальный округ Архангельской области |
55 |
99 |
5. |
Каргопольский муниципальный округ Архангельской области |
23 |
42 |
6. |
Коношский муниципальный район Архангельской области |
31 |
39 |
7. |
Котласский муниципальный район Архангельской области |
44 |
60 |
8. |
Красноборский муниципальный район Архангельской области |
25 |
37 |
9. |
Ленский муниципальный район Архангельской области |
24 |
37 |
10. |
Лешуконский муниципальный район Архангельской области |
38 |
57 |
11. |
Мезенский муниципальный район Архангельской области |
15 |
46 |
12. |
Няндомский муниципальный район Архангельской области |
38 |
62 |
13. |
Онежский муниципальный район Архангельской области |
50 |
79 |
14. |
Пинежский муниципальный район Архангельской области |
33 |
42 |
15. |
Плесецкий муниципальный округ Архангельской области |
36 |
57 |
16. |
Приморский муниципальный район Архангельской области |
49 |
71 |
17. |
Устьянский муниципальный район Архангельской области |
42 |
54 |
18. |
Холмогорский муниципальный район Архангельской области |
46 |
77 |
19. |
Шенкурский муниципальный район Архангельской области |
35 |
40 |
20. |
Городской округ "Город Архангельск" |
6 |
18 |
21. |
Городской округ Архангельской области "Северодвинск" |
1 |
3 |
22. |
Городской округ Архангельской области "Котлас" |
15 |
32 |
23. |
Городской округ Архангельской области "Город Новодвинск" |
1 |
5 |
24. |
Городской округ Архангельской области "Город Коряжма" |
18 |
20 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Концепции развития
территориального общественного
самоуправления в Архангельской
области до 2025 года
Информация
о территориальных общественных самоуправлениях, зарегистрированных в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, на 1 января 2023 года
N п/п |
Наименование территориального общественного самоуправления |
Дата создания |
Организационно-правовая форма некоммерческой организации |
Муниципальное образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Ассоциация "Поддержка территориального общественного самоуправления Холмогорского района" |
5 февраля 2019 года |
объединения (союз, ассоциация) юридических лиц |
Холмогорский муниципальный округ Архангельской области |
2. |
Ассоциация органов территориального общественного самоуправления МО "Котлас" |
23 апреля 2015 года |
объединения (союз, ассоциация) юридических лиц |
городской округ Архангельской области "Котлас" |
3. |
Ассоциация "Архангельская региональная ассоциация территориального общественного самоуправления" |
29 июля 2020 года |
объединения (союз, ассоциация) юридических лиц |
городской округ "Город Архангельск" |
4. |
Местная общественная организация - орган общественной самодеятельности Территориальное общественное самоуправление "Розмыслова" |
13 июня 2017 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
5. |
Местный орган общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление" в Соломбальском территориальном округе г. Архангельска "Кемский" |
22 октября 2013 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
6. |
Местный орган общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Краснофлотский" в муниципальном образовании "Город Архангельск" |
25 июня 2014 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
7. |
Местный орган общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Медвежий край" |
10 января 2014 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
8. |
Местный орган общественной самодеятельности территориальное общественное самоуправление "Первый" |
6 августа 2008 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
9. |
Местный орган общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "ТОС Кего" |
7 июля 2008 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
10. |
Местный орган общественной самодеятельности территориальное общественное самоуправление "23 лесозавод" в муниципальном образовании "Город Архангельск" |
27 июня 2014 года |
орган общественной самодеятельности |
городской округ "Город Архангельск" |
11. |
Местный орган общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Северное трехречье" Котласского района Архангельской области |
14 января 2013 года |
орган общественной самодеятельности |
Котласский муниципальный округ Архангельской области |
12. |
Местный орган общественной самодеятельности "Территориальное общественное самоуправление "Рагово" МО "Карпогорское" |
4 апреля 2014 года |
орган общественной самодеятельности |
Пинежский муниципальный район Архангельской области |
13. |
Местная общественная организация - орган общественной самодеятельности Территориальное общественное самоуправление "Предмостный" |
1 сентября 2017 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ "Город Архангельск" |
14. |
Местная общественная организация - орган общественной самодеятельности Территориальное общественное самоуправление "Ягодный" |
24 апреля 2018 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ "Город Архангельск" |
15. |
Местная общественная организация - Территориальное общественное самоуправление "Шестаковичи" |
13 декабря 2021 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ "Город Архангельск" |
16. |
Местная общественная организация - Территориальное общественное самоуправление "имени Адмирала Макарова" |
18 марта 2021 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ "Город Архангельск" |
17. |
Местная общественная организация - Территориальное общественное самоуправление "21 лесозавод" |
17 августа 2020 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ "Город Архангельск" |
18. |
Местная общественная организация Территориальное общественное самоуправление "Кузнечевский лесозавод" муниципального образования "Город Архангельск" |
4 сентября 2013 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ "Город Архангельск" |
19. |
Орган территориального общественного самоуправления "Заозерье" |
16 декабря 2002 года |
территориальное общественное самоуправление |
Мезенский муниципальный округ Архангельской области |
20. |
Местная общественная организация территориального общественного самоуправления "Кимжа" |
18 ноября 2004 года |
территориальное общественное самоуправление |
Мезенский муниципальный округ Архангельской области |
21. |
Комитет территориального общественного самоуправления "Анташинское" |
30 августа 2004 года |
территориальное общественное самоуправление |
Няндомский муниципальный округ Архангельской области |
22. |
Орган территориального общественного самоуправления "Возрождение" |
2 октября 2002 года |
территориальное общественное самоуправление |
Онежский муниципальный район Архангельской области |
23. |
Орган территориального общественного самоуправления "Посад" |
5 июля 2004 года |
территориальное общественное самоуправление |
Онежский муниципальный район Архангельской области |
24. |
Орган территориального общественного самоуправления "Ваймушский сельком" |
4 июня 2003 года |
территориальное общественное самоуправление |
Пинежский муниципальный район Архангельской области |
25. |
Местная общественная организация - орган общественной самодеятельности территориальное общественное самоуправление "Лесной" |
16 августа 2019 года |
территориальное общественное самоуправление |
Приморский муниципальный район Архангельской области |
26. |
Местная общественная организация "Территориальное общественное самоуправление "ИНИЦИАТИВА" муниципального образования "Северодвинск" |
17 сентября 2019 года |
территориальное общественное самоуправление |
городской округ Архангельской области "Северодвинск" |
27. |
Территориальное общественное самоуправление "Сосенки" поселка Октябрьский Устьянского района Архангельской области |
21 мая 2008 года |
территориальное общественное самоуправление |
Устьянский муниципальный округ Архангельской области |
28. |
Местная общественная организация Территориальное общественное самоуправление "Прилук" |
12 мая 2016 года |
территориальное общественное самоуправление |
Холмогорский муниципальный округ Архангельской области |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Концепции развития
территориального общественного
самоуправления в Архангельской
области до 2025 года
Информация
о совещательных органах по вопросам развития территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Архангельской области на 1 января 2023 года
N п/п |
Муниципальное образование |
Наименование совещательного органа |
Реквизиты документа о создании совещательного органа |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Верхнетоемский муниципальный округ Архангельской области |
Совет по территориальному общественному самоуправлению при главе Верхнетоемского муниципального округа |
постановление администрации Верхнетоемского муниципального округа Архангельской области от 11 ноября 2022 года N 7/11 "О Совете по территориальному общественному самоуправлению при главе Верхнетоемского муниципального округа" |
2. |
Вилегодский муниципальный округ Архангельской области |
Совет территориального общественного самоуправления Вилегодского муниципального округа |
распоряжение администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 4 апреля 2022 года N 146-р "О Совете по развитию территориального общественного самоуправления при главе Вилегодского муниципального округа Архангельской области" |
3. |
Виноградовский муниципальный округ Архангельской области |
Совет по территориальному общественному самоуправлению в МО "Виноградовский муниципальный район" (в округе орган не создан) |
постановление администрации Виноградовского муниципального района от 21 января 2013 года N 54 |
4. |
Коношский муниципальный район Архангельской области |
Совет по территориальному общественному самоуправлению при главе муниципального образования "Коношский муниципальный район" |
распоряжение администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" от 12 февраля 2013 года N 53-р |
5. |
Ленский муниципальный район Архангельской области |
Координационный совет по вопросам территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Ленский муниципальный район" |
постановление администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" от 20 января 2019 года N 239 "О создании Координационного совета по вопросам территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Ленский муниципальный район" |
6. |
Онежский муниципальный район Архангельской области |
Координационный совет территориального общественного самоуправления при главе администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" |
постановление администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" от 9 декабря 2016 года N 1928 |
7. |
Приморский муниципальный район Архангельской области |
Совет по территориальному общественному самоуправлению при главе муниципального образования "Приморский муниципальный район" |
постановление администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 11 февраля 2014 года N 108 |
8. |
Городской округ Архангельской области "Котлас" |
Общественный совет по ЖКХ и ТОС городского округа "Котлас" |
постановление администрации городского округа "Котлас" от 11 марта 2014 года N 486 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Концепции развития
территориального общественного
самоуправления в Архангельской
области до 2025 года
Информация
о некоммерческих организациях по поддержке инициатив активистов территориального общественного самоуправления в Архангельской области на 1 января 2023 года
N п/п |
Некоммерческая организация по поддержке инициатив активистов территориального общественного самоуправления |
Муниципальное образование |
1. |
Местная общественная благотворительная организация развития гражданских (общественных) инициатив и добровольчества "Инициатива Пинежья" |
Пинежский муниципальный район Архангельской области |
2. |
Устьянская местная общественная организация "Агентство поддержки сельских инициатив "Ссыпчина" |
Устьянский муниципальный округ Архангельской области |
3. |
Архангельская региональная общественная организация по реализации социально-значимых проектов "Инициатива" |
городской округ "Город Архангельск" |
4. |
Региональная ассоциация общественных организаций Каргопольского района |
Каргопольский муниципальный округ Архангельской области |
5. |
Ассоциация поддержки некоммерческих организаций |
Няндомский муниципальный округ Архангельской области |
6. |
Ассоциация "Поддержка территориального общественного самоуправления Холмогорского района" |
Холмогорский муниципальный округ Архангельской области |
7. |
Ассоциация органов территориального общественного самоуправления МО "Котлас" |
городской округ Архангельской области "Котлас" |
8. |
Ассоциация общественных объединений муниципального образования "Коношский муниципальный район" |
Коношский муниципальный район Архангельской области |
9. |
Автономная некоммерческая организация "Центр развития социальных инициатив "Перспектива" |
Плесецкий муниципальный округ Архангельской области |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Концепции развития
территориального общественного
самоуправления в Архангельской
области до 2025 года
Система
организации функционирования и развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области
Система организации функционирования и развития территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в Архангельской области охватывает четыре уровня управления: региональный, муниципальный, территориальный и первичный уровни организации и осуществления ТОС.
I. Региональный уровень организации и осуществления ТОС
Правительство Архангельской области реализует государственную политику в сфере государственной поддержки ТОС в Архангельской области, в том числе:
осуществляет в пределах своих полномочий нормативное правовое регулирование в сфере государственной поддержки организации и осуществления ТОС в Архангельской области;
утверждает концепцию развития ТОС в Архангельской области;
утверждает государственную программу Архангельской области, направленную на поддержку ТОС в Архангельской области.
Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области:
осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее соответственно - ОМС, муниципальное образование) по вопросам организации и осуществления ТОС, осуществления муниципальной поддержки развития ТОС;
оказывает ОМС содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития ТОС, мер по поддержке ТОС на территориях соответствующих муниципальных образований;
осуществляет пропаганду и популяризацию ТОС в Архангельской области.
Совет по территориальному общественному самоуправлению при Губернаторе Архангельской области (далее - Совет) является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти Архангельской области, ОМС и ТОС по вопросам развития ТОС.
Совет:
рассматривает вопросы развития ТОС;
рассматривает ежегодный доклад о состоянии, проблемах и перспективах развития ТОС в Архангельской области;
готовит проекты нормативных правовых актов Архангельской области по вопросам государственной поддержки ТОС в Архангельской области;
разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства Архангельской области в сфере организации и осуществления ТОС;
обобщает и распространяет опыт организации и осуществления ТОС в Архангельской области и муниципальных образованиях других субъектов Российской Федерации.
Региональный ресурсный центр по развитию ТОС осуществляет функции координатора, обеспечивающего эффективное взаимодействие между органами государственной власти Архангельской области, ОМС, ТОС и населением Архангельской области. В случае заключения в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и областным законом об областном бюджете соглашения о предоставлении за счет областного бюджета ассоциации "Архангельская региональная ассоциация территориального общественного самоуправления" субсидии на организацию деятельности регионального ресурсного центра по развитию ТОС ассоциация "Архангельская региональная ассоциация территориального общественного самоуправления" выполняет функции регионального ресурсного центра по развитию ТОС.
II. Муниципальный уровень организации и осуществления ТОС
ОМС участвуют в реализации политики в сфере поддержки ТОС на территории муниципального образования, в том числе:
осуществляют в пределах своих полномочий нормативное правовое регулирование в сфере организации и осуществления ТОС;
оказывают организационную, методическую и информационную помощь ТОС;
способствуют вовлечению жителей в деятельность ТОС, а также в организацию новых ТОС на территории муниципального образования;
обеспечивают финансовую поддержку ТОС на территории муниципального образования за счет средств областного и местных бюджетов.
При главе муниципального образования создается постоянно действующий совещательный орган - координационный совет по ТОС при главе муниципального образования, который рассматривает общие вопросы функционирования ТОС, действующих в муниципальном образовании, проводит экспертизу проектов муниципальных нормативных правовых актов, касающихся организации и осуществления ТОС, готовит предложения главе муниципального образования о принятии мер, направленных на развитие ТОС, анализирует итоги деятельности ОМС по развитию ТОС.
Муниципальный ресурсный центр по развитию ТОС (ассоциация ТОС муниципального образования или иная некоммерческая организация (далее - НКО) и уполномоченный отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования совместно проводят работу по организации эффективной поддержки ТОС, созданию новых ТОС, координируют и контролируют реализацию проектов ТОС, на которые предоставлены средства местного бюджета, организуют муниципальные и межмуниципальные мероприятия, направленные на обмен опытом в области ТОС, осуществляют информационное сопровождение деятельности ТОС.
III. Территориальный уровень организации и осуществления ТОС
Под территориальным уровнем организации функционирования и развития ТОС понимаются территории городских и сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов Архангельской области, а также территории деятельности территориальных органов администраций муниципальных округов, территориальных органов администраций городских округов.
На территориальном уровне проводится работа по организации деятельности ТОС и реализации конкретных проектов ТОС.
На территориальном уровне создаются советы по территориальному общественному самоуправлению. Функции таких советов могут выполнять общественные советы при соответствующем территориальном органе администрации муниципального округа, территориальном органе администрации городского округа в случае, если это предусмотрено положением о соответствующем общественном совете.
Совет по территориальному общественному самоуправлению (общественный совет при соответствующем территориальном органе администрации муниципального округа, территориальном органе администрации городского округа) рассматривает вопросы функционирования ТОС, готовит предложения по отбору проектов ТОС, направляемых на муниципальный конкурс проектов ТОС, анализирует эффективность деятельности органов управления ТОС, выявляет необходимость уточнения границ ТОС, рассматривает итоги деятельности ТОС, функционирующих на соответствующей территории.
IV. Первичный уровень организации и осуществления ТОС
На первичном уровне организации и осуществления ТОС осуществляется самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом муниципального образования. ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:
подъезд многоквартирного жилого дома;
многоквартирный жилой дом;
группа жилых домов;
жилой микрорайон;
сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
иные территории проживания граждан.
При формировании органов ТОС рекомендуется сочетать принципы единоначалия и коллегиальности, включая в структуру органов ТОС председателя и совет ТОС (комитет ТОС).
Старосты сельских населенных пунктов, входящих в границы ТОС, должны активно привлекаться к деятельности ТОС, в том числе избираться председателями ТОС или входить в совет ТОС, состоять в активе ТОС и принимать участие в реализации проектов ТОС.
Советы ТОС должны более активно участвовать в вопросах развития территории, на которой действует ТОС, готовить предложения по реализации проектов ТОС, инициативных проектов, а также проектов, реализуемых в рамках грантовой поддержки социально значимых НКО. Указанные предложения должны рассматриваться при формировании (актуализации) планов комплексного социально-экономического развития территории советами ТОС или общественными советами при соответствующем территориальном органе администрации муниципального округа, территориальном органе администрации городского округа.
Советы ТОС также вправе:
выступать инициаторами проектов муниципальных правовых актов;
рассматривать вопросы социальной поддержки и защиты граждан по вопросам непосредственного жизнеобеспечения населения и участия граждан в решении вопросов местного самоуправления на территории их проживания;
приглашать на заседания должностных лиц органов местного самоуправления, депутатов представительных органов, членов общественных советов муниципального образования для отчета о своей деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция представляет собой систему взглядов, подходов и принципов, определяющих приоритетные направления развития ТОС в регионе, а также взаимосвязанную систему государственной и муниципальной поддержки его осуществления. Реализация концепции осуществляется департаментом по внутренней политике и местному самоуправлению за счёт средств областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников. Результатом её реализации должно стать создание эффективной организационной структуры поддержки ТОС.
Постановление вступает в силу с 24 марта 2023 г.
Постановление Правительства Архангельской области от 22 марта 2023 г. N 265-пп "Об утверждении Концепции развития территориального общественного самоуправления в Архангельской области до 2025 года"
Вступает в силу с 24 марта 2023 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 марта 2023 г. N 2900202303240003