Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных Федеральным законом "О животном мире", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания.
К объектам государственного надзора относится деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и среды их обитания.
Органы государственного надзора для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) значительный риск;
г) средний риск;
д) умеренный риск;
е) низкий риск.
Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска в рамках осуществления государственного надзора:
а) к категории высокого риска - деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира:
указанными в приложении I к Конвенции;
занесенными в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 0, 1, 2, 3;
б) к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира, не указанными в подпункте "а" настоящего пункта:
указанными в приложениях II и III к Конвенции;
занесенными в Красную книгу Российской Федерации с категориями статуса редкости 4, 5;
в) к категории низкого риска - деятельность граждан и организаций по пользованию объектами животного мира, не указанными в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению к категориям высокого, среднего, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, значительного, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину, осуществляющим деятельность по пользованию объектами животного мира, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.11, статьями 8.29, 8.33 - 8.36 и частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами органов государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами таких органов государственного надзора;
б) приговор, предусматривающий признание должностного лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющих деятельность по пользованию объектами животного мира, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 226.1 (в части особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов), 245 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объекты государственного надзора, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого, значительного, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, среднего, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания.
Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области - 71.
Наиболее значимым риском является причинение вреда объектам животного мира и среды их обитания.
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется управлением контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области в соответствии с ежегодно утверждаемыми Планами проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основании решений о проведении внеплановых проверок.
Результаты контрольно-надзорной деятельности управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области отражаются в форме N 1-контроль федерального государственного статистического наблюдения и представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и размещаются в государственной автоматизированной информационной системе "Управление".
В 2020 году на основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вынесен приказ от 17.04.2020 N 444 "О внесении изменений в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на 2020 год", согласно которого плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области не проводились.
За 9 месяцев 2021 года проведено 5 плановых проверок, в ходе проведения которых выявлено 3 правонарушения. По результатам проведенных проверок составлено 3 протокола об административном правонарушении: 1 в отношении юридического лица и 2 протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица. Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, проведенных в 2021 году, составило 3, из них: в 2 случаях применялся вид наказания - административный штраф (1 должностное лицо, 1 юридическое лицо) и вынесено 1 предупреждение должностному лицу.
В 2021 году проведена 1 внеплановая проверки в отношении юридического лица по контролю за выполнением ранее выданного предписания, нарушения устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, юридическим лицам внесены представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий (в 2020 году - 3 представления; в 2021 году - 6 представлений).
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не выявлено.
Основные нарушения, выявленные по результатам плановых проверок, связаны с нарушением порядка, либо сроков оформления необходимых для ведения охотхозяйственной деятельности документов и не представляют опасность животному миру, не связаны с причинением ущерба, не приводят к сокращению численности охотничьих ресурсов.
Типичными нарушениями обязательных требований, выявленными в результате мероприятий по контролю, являются нарушения правил пользования объектами животного мира, а именно:
статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в соответствии с которой пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания;
статьи 40 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", согласно которой пользователи животным миром обязаны:
осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром;
соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром;
применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира;
осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" контрольные (надзорные) мероприятия, включенные в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на 2022 год отменены.
Программа профилактики направлена на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований.
Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, повышение квалификации и степени информированности руководителей и сотрудников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области, граждан, осуществляющих пользование объектами животного мира, а также своевременное принятие мер по соблюдению обязательных требований, помогут способствовать снижению количества правонарушений. В тоже время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение контролируемыми лицами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба объектам животного мира.
Одним из направлений реформы контрольно-надзорной деятельности является осуществление профилактических мероприятий, направленных на разъяснение проверяемых требований и предупреждение совершения правонарушений.
По всем поступающим от контролируемых лиц вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами управления контрольно-надзорной деятельностью министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области даются компетентные разъяснения и консультации.
С участием контролируемых лиц проводятся публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики в подконтрольной сфере, обсуждения по особенностям соблюдения обязательных требований, разъяснения требований действующего законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.