г. Краснодар |
|
28 марта 2014 г. |
Дело N А32-20522/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной Продукции из Резины" (ИНН 2343018198, ОГРН 1062343002941) - Новикова В.В. (доверенность от 14.11.2013), при отсутствии в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат Искусственной Продукции из Резины" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2013 (судья Бутченко Ю.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-20522/2013, установил следующее.
ООО "Комбинат Искусственной Продукции из Резины" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления министерства от 02.04.2013 N 1.13/213-4/1-1 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 175 тыс. рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013, постановление административного органа от 02.04.2013 N 1.13/213-4/1-1 признано незаконным и изменено в части размера наказания штраф 175 тыс. рублей снижен до 100 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса. Однако в связи с отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств, штраф снижен до 100 тыс. рублей. Кроме того, суды установили отсутствие нарушений министерством порядка привлечения к ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. Как указывает общество, опасные отходы паспортизированы, инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у общества имеется, лимиты на размещение отходов составлены и утверждены, договоры на утилизацию ртутьсодержащих ламп и на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) заключены и исполняются, плата за негативное воздействие на окружающую среду предприятием осуществляется, отсутствие журнала учета отходов не является нарушением, так как суды не пояснили каким нормативно-правовым актом предусмотрено ведение журналов учета отходов. Исходя из изложенного, общество считает, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса. Кроме того, общество считает, что нарушен порядок привлечения к ответственности и указывает на возможность применения статьи 2.9 Кодекса, полагая возможным применение положений о малозначительности.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 26.02.2013 министерством проведена плановая выездная проверка общества, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, г. Новокубанск, ул. Первомайская, 117. В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность по производству регенерированной резины в первичной форме или в виде пластин, листов. Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, так как осуществляет хозяйственную деятельность по накапливанию отходов производства и потребления 1, 3, 4 и 5 классов опасности.
Проведя проверку, министерство выявило следующие нарушения: класс опасности отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, не подтвержден; паспорта на отходы 1 - 4 классов опасности и инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у общества не разработаны; учет отходов на предприятии общество не ведет; производственный контроль в области обращения с отходами не разработан и не согласован в соответствии с установленными требованиями.
По результатам проверки составлен акт от 27.02.2013 N 1.13/213-1, предписание N 1.13/213-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и протокол об административном правонарушении от 28.02.2013 N 1.13/213-3/1. 02 апреля 2013 года административный орган вынес постановление N 1.13/213-4/1-1, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса в виде штрафа в размере 175 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статья 8.2 Кодекса предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются, в том числе, юридические лица.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктам 2 и 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию от 11.03.2010 N ОП-30-002900(23) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, сроком до 11.03.2015. Перечень отходов и виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности указан в приложении к лицензии (24 вида отходов: 20 видов - III класса опасности, 4 вида - IV класса опасности).
В ходе проверки общество представило выданные в 2009 году паспорта на отходы, а именно на: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (I класс опасности в соответствии с ФККО), обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) III класс опасности), лом и отходы черных металлов с примесями или загрязненные опасными веществами (IV класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (IV класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (IV класс опасности).
Однако общество не представило паспорта на отходы, которые накапливаются в результате осуществления хозяйственной деятельности общества, а именно: масла моторные отработанные, масла автомобильные отработанные, масла дизельные отработанные, масла индустриальные отработанные, масла трансмиссионные (отработанные), остатки смазочно-охлаждающих масел для механической обработки, потерявших потребительские свойства (III класса опасности), камеры пневматические отработанные, покрышки отработанные, покрышки с тканевым кордом отработанные, покрышки с металлическим кордом отработанные (IV класса опасности) и обрезки резины (V класса опасности).
Довод общества о том, что масла моторные, автомобильные и шины являются отходом для лиц, у которых их принимает общество, а для общества являются сырьем, которое перерабатывается, обоснованно не принят судом во внимание, так как статьей 1 Закона об отходах производства и потребления определено, что под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Следовательно, общество обязано иметь паспорта на указанные отходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1).
Пунктами 4 и 5 Порядка закреплено, что учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период
Суды, изучив представленные в материалы дела документы, установили, что в соответствии с Порядком учет отходов обществом не ведется, журналы учета отходов не представлены. В этой связи доводы общества о введении учета отходов, исходя из утвержденных лимитов, обоснованно не приняты во внимание.
Отсутствуют и доказательства, подтверждающие наличие у общества инструкций по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, необходимых исходя из пункта 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Согласно пунктам 4, 5 данного Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Материалами дела подтверждается, что обществом производственный контроль в области обращения с отходами не разработан и не согласован в соответствии с установленными требованиями Закона об отходах производства и потребления. Ссылка общества на установление мероприятий производственного контроля Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 20.10.2009, обоснованно не принята судами во внимание, поскольку не подтверждает исполнение указанных норм закона. Доказательств разработки и согласования Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и его ведения не представлено.
Установив наличие всех изложенных выше обстоятельств, суды сделали верный вывод о наличии в действиях общества вмененного ему состава правонарушения. Однако, посчитав наказание в виде 175 тыс. рублей штрафа чрезмерным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения, суд снизил размер назначенного обществу штрафа до 100 тыс. рублей.
Выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным ими обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А32-20522/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.